Скрыть
ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Кто же осмелится утверждать о себе, что он совершен?

Проповеди

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Явным доказательством здравого ума и совершенной души служит отсутствие в речи пустых слов, вернее, воздержание при любых обстоятельствах от чрезмерной болтливости; скорее, [следует] вести речь, полную достоинства, уметь прославлять и хвалить. Самое подобающее приобретение для избравших благую жизнь - способность изрекать мудрость. Ибо для святых является позорным говорить глупое. Им совершенно несвойственно балагурство, вернее, сквернословие, которое, как говорит премудрый Павел, не прилично (Еф 5:4).

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Несовершенны и добрые люди, ведомые благодатью Святого Духа; никто не способен пройти жизненный путь, не согрешив. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, ибо человек в своей слабости все же может не согрешать в слове лжи, злословия, брани, гордости, похвальбы, самооправдания за грех, соперничества, раздора, лжеучения, неправды, клятвопреступления.

О семи Кафолических посланиях


Апостол обличал тех, у которых видел недостатки в знании и поведении. Он отрешал таковых от учительской кафедры из опасения, что они либо причинят вред младенцам ошибочной проповедью, и завладев их слухом, отвратят от слушания учителей, либо проповедуя, по крайней мере, правильно, очернят предмет проповеди грязью неправедных поступков, и тем самым опорочат путь евангельского совершенства своей дурной славой. Он не сказал: «вы согрешаете», но «мы согрешаем, [даже] когда принадлежим Христу». Так говорит апостол. Он сказал также во многом и все мы, чтобы все несовершенные стали более осторожны в своих словах и поступках, как только узнают, что несовершенны даже добрые, и все водимые по пути сей жизни благодатью Святого Духа, что и они не могут избежать какого-нибудь греховного преткновения, согласно написанному в другом месте: Небеса нечисты в очах Его (Иов. 15:15). И как сказал Соломон: ибо нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы (Еккл. 7:20, 7 – Vlg.). Если кто не согрешает в слове, тот человек совершенный. Как же он говорит, что не согрешающий в слове – человек совершенный, когда прежде сказал: все мы во многом согрешаем? Разве могут избранные согрешать во многом и оставаться при этом совершенными? Да, именно так и следует понимать. Ведь существуют различные виды согрешений. По-одному согрешают избранные, по-другому – невежды, как свидетельствует Соломон, говоря: ибо семь раз падает праведник и встаёт, а нечестивые впадут в погибель (Прит. 24:16). Даже если праведник случайно согрешит по немощи плоти или по неведению, он не перестаёт быть праведником. Ведь как существуют ежедневные и неизбежные подобного рода согрешения, так есть и ежедневные средства исправления в молитвах и добрых делах, которые быстро воздвигнут павшего праведника, чтобы он, упав на землю, не запачкал пылью грехов брачную одежду любви и веры. Если кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, – разумеется: в том слове, согрешения в котором по силам избежать [даже] при человеческой немощи. Это – в слове лжи, в злословии, проклятии, гордыне, хвастовстве, оправдании грехов, зависти, раздоре, ереси, обмане, клятвопреступлении, а также в празднословии и многословии в тех беседах, которые кажутся необходимыми. Несомненно, каждый, кто хранит себя от такого согрешения, тот человек совершенный. Ибо кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою (Прит. 21:23). Он может (могущий – Vlg.) обуздать также всё тело. Эти слова связаны с предыдущими. Если кто не согрешает в слове, говорит апостол, тот человек совершенный, который может обуздать и всё тело. Это можно пояснить [так]: если кто остерегается почти неизбежного согрешения языком, тот, привыкая постоянно сдерживать себя, учится наблюдать и за остальными членами тела, которые могут быть легче обузданы во избежание уклонения с правого пути.

Толкование на Послание Святого Апостола Иакова

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Много бо согрешаем вси. Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело

Много бо согрешаем вси, проводя жизнь невнимательно и нерадиво. Что ни один человек не избегает греха, это подтверждается удобоподвижностью языка. Отсюда же видно, что ни у кого нет совершенства, ибо кто не согрешил языком своим? Если же кто преодолеет удобоподвижность языка своего, тот способен хорошо управлять и всем телом. Ибо кто удержал очень склонное к падению, тот с меньшим трудом при внимании возгосподствует над тем, что падает медленно.

Никодим Святогорец, прп. (†1809)

Много бо согрешаем вси

Это слово выстраивается от сказанного выше. Все, говорит, мы люди согрешаем по нерадению и невнимательности, находясь в этой грешной жизни, по святому Феофилакту. Поэтому достаточно для нас, по святому Митрофану, попечения только о нашей собственной жизни, чтобы дать отчёт о собственных прегрешениях, каясь в том, сколько прегрешений мы сделали сознательно и несознательно, а не брать ещё сверх того , на себя, осуждение или ответ в том что сделали другие, т.е. нами наученные. Подобает нам не желать абсолютно, становиться наставниками и учителями других, даже будучи принуждаемым к этому, тем более по своему собственному желанию от гордости и любоначалия, когда нас никто к этому не призывает и не принуждает. Говорит божественный Павел, что всем не подобает становиться учителями, но только призываемым к учительству от Святого Духа «Еда вси апостоли? еда вси пророцы? еда вси учителе?» (1Кор. 12:29)[38].

Аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело

Поскольку святой Иаков сказал выше, что все люди согрешают, и невозможно жить человеку в мире сем, не согрешая, то удостоверяет это, приводя в пример язык, как наиболее лёгкий к поползновению. Из этого же показывает, что никакой человек не совершен, тем более и не безгрешен. Потому что, какой человек, рождённый в мир, не согрешил языком? Конечно, или никакой, или редкий. Если же кто победит, удобопоползновенный свой язык и сохранит его не согрешающим против собеседника[39], такой, конечно же, как сказано, способен право управить и всё тело. Поэтому, кто победит наиболее удобопоползновенный ко греху член, т.е. язык, тот конечно силен победить и то, что медленнее движимо ко греху, т.е. прочее тело. Так толкует это изречение святой Феофилакт и Икумений. Божественный же Митрофан говорит что здесь должно подивиться, великому разуму брата Господня, потому что он, говоря, чтобы не согрешать кому-нибудь языком, что есть, то же, что быть совершенным в добродетелях, этим незаметно показал, что те христиане к которым он писал, были ещё несовершенны и поэтому достойны прощения, последовательно показывая что должно им подражать совершенным и не согрешать языком, чтобы сподобиться блаженства как говорит Сирах: «Блажен … иже языком (своим) не поползнуся» (Сир. 25:11).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Еф.5:25-27: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Истинная Церковь, – говорят сектанты, – не должна иметь согрешающих членов, а в Православной Церкви только грешники, поэтому она не истинная Церковь.

Православный ответ: Если Церковь должна состоять только из безгрешных, тогда и Церкви на земли не может быть, так как безгрешных нет, ибо «все мы много согрешаем» (Иак.3:2) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).
В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви (Еф.4:13-16). В Церкви торжествующей будут они прославлены.

Оружие правды


Молитвы за умерших


Сектанты говорят: Рим.8:1: Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны.

Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безверие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» (Иак.3:2). Для совершенствования и нужна молитва.

Оружие правды

Иларий Арелатский, еп. (†449)

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Совершенство ведь в справедливости состоит; культ же справедливости - молчание. Потому совершенством Иаков посчитал сдержанность в слове.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Неизбежное [это зло] потому, что считается, что никто из людей не живет вне греха из-за ошибок языка. Потому никому не удается приблизиться к совершенству.

Комментарий на Кафолическое Послание Иакова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Многие, уклоняясь от трудного дела исполнения заповедей Божиих и от проведения в жизнь принципов истины, правды и любви, склонны заменять дело словом; скудные верою и соответствующими вере добрыми делами, такие люди тем более расположены к злоупотреблению словом, к словопрениям, а также к самозванному учительству. Последнее явление обычно особенно при появлении нового учения. Преимущественно иудеи времени Иисуса Христа тяготели к учительству, за что и обличаемы были Господом (Мф 23:7-8) и св. Апостолом Павлом (Рим 2:17-22). Среди иудео-христиан, читателей послания св. Иакова, также, очевидно, широко была распространенна страсть к самозванному учительству. Зная, как опасно учительство тех, которые сами еще не утверждены в нравственных началах, Апостол Иаков и предостерегает читателей от такого произвольного, самозванного учительства, не касаясь, разумеется, существовавших в первенствующей церкви учителей и евангелистов, нарочито призванных и поставленных на дело проповеди евангельского учения и имевших для учительства особый благодатный дар (1Кор.12:29; Еф 4:11). Апостол внушает желающим учительствовать строго испытывать к тому способность, более же всего смотреть на то, имеет ли человек самообладание обуздывать язык свой: трудность последнего качества, являясь признаком высокого нравственного совершенства человека, владеющего этою способностью, должна предостерегать большинство людей от попытки принимать на себя столь трудное и ответственное дело, грозящее недостойному учителю лишь большим осуждением. Причина этого - общечеловеческая греховность, особенно проявляющаяся в связи с неправильным употреблением дара слова. Грешат все люди, но самозванным учителям - сугубая опасность греха и наказания. «Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Такие учителя, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат большему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком» (блаж. Феофил.).

Жизнь святого Пахомия

ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело

Очень часто все мы падаем, но давайте взывать к милосердию Божиему. Если потом мы будем осторожны, то Он спасет и нас.

Жизнь святого Пахомия

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

1Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Не многие делайтесь учителями: начинается раскрытие нового предмета, имеющего, впрочем, тесную связь с вышесказанным. Говоря об отношении возрождаемых к возрождающему их слову истины, апостол сказал, что всякий должен быть медлен на слова; медлен на гнев (Иак.1:19) и далее, что необузданность языка есть признак пустого благочестия (Иак.1:26); это направлял апостол против неразумной страсти к учительству и любопретельности (см. прим. к указ. стихам), и теперь апостол говорит прямо против этой страсти, как видно, развившейся в тех обществах христианских, к которым отправлено было послание. Чем более скудна была вера соответствующими ей добрыми делами, тем более могла развиваться страсть к самомнительному учительству, на место дел встало слово и притом сварливое, любопретельное (ст. 14). Для искоренения этой гибельной, как далее раскрывается, страсти апостол и ведет строгую речь о обуздании языка. Под именем учителей здесь разумеются не те должностные учители, которые призваны к сему в Церкви и которым сообщен для сего особый дар учительства (1Кор.12:29; Еф.4:11), но свободные не должностные учители общества, не призванные к сему и только считающие сами себя способными к учительству, каковые, как видно, и были в тех обществах. Конечно, здесь очень легко ошибиться в своей способности и призвании; многие неспособные могут представлять себя способными и даже призванными, а отсюда много может быть беспорядков и нестроения в обществе, на которые далее прямо и указывает апостол (ст. 16); главное же, что здесь может развиваться любопретельность и зависть (ст. 14), от которых, кроме вреда, ничего нельзя ожидать.

Апостол и говорит: не многие делайтесь учителями, кроме должностных и призванных к сему; надобно строго сперва испытать себя, действительно ли есть способность учительства, а главное – способен ли таковой обуздать язык свой; а так как это обуздание – дело чрезвычайно трудное и не может быть много таковых, обуздывающих себя, то не многие и должны делаться учителями. Зная (причина), что мы подвергнемся большему осуждению, чем не учители. Апостол смиренно и себя причисляет как бы к этим учителям, хотя как апостол он – действительный учитель, призванный и одаренный, причисляет себя к ним для того, чтобы сильнее подействовать на убеждаемых; если уже он сам опасается большего осуждения, то тем более должны опасаться они; если по делу учительства сам апостол поставляет себя под страхом осуждения в ряду с людьми, много согрешающими, то как должно быть страшно это дело для всякого другого! Под осуждением разумеется суд Божий над преступниками (ср. Мф.23:14; Рим.13:2).

Причина, по которой мы подвергнемся большему осуждению – та, что все мы (апостол опять смиренно поставляет себя как бы наряду с ними), учителя, много согрешаем сравнительно с теми, которые не берутся за дело учительства, хотя также и все много согрешают.– «Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Таковые учители, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат бόльшему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком» (Феофилакт). В дальнейшей речи о согрешении в слове апостол, без сомнения, имеет в виду главным образом этих самозваных учителей, но нельзя не заметить, что понятие обобщается и речь о необузданности языка может относиться ко всякому человеку, хотя главным образом к самозваным учителям.

Отвлекая от пристрастия к учительству и начиная порицать необузданность языка вообще или невоздержность в речах, апостол прежде всего восхваляет, или ублажает, человека, умеющего обуздывать язык свой: кто не согрешает в слове, то есть прежде всего в учении при учительстве, а потом и вообще в речах своих, в разговорах, тот человек совершенный (1,2) в нравственном значении этого слова, высокий нравственно человек, могущий обуздать и все тело (обуздав язык), то есть способный (сильный) управлять всеми своими членами, как органами выражения души, и значит – всеми движениями души, всем своим духовно- телесным существом. То есть если человек хорошо управляет языком своим, то он хорошо может управлять всеми своими силами и есть человек нравственно совершенный.

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Многие бывают склонны заменять дело словом и делаться учителями других; особенно это бывает при установлении нового учения. Так было и при введении христианства. Видя, как опасно было учительство тех, которые еще и сами не укрепились в христианских началах, Апостол Иаков предостерегает от сего увлечения, указывая на великую трудность этого дела, происходящую особенно от злоупотребления языка, служащего главным орудием учительства, и похваляет воздержность в слове, как нравственную черту, могущую украшать всех. «Блажен человек, который не погрешил устами своими», говорил еще древний премудрый (Сир.14:1); а Апостол Иаков называет такого совершенным и могущим обуздывать все тело, сравн.(1Кор.9:27). Почему Апостол придает такое великое значение власти над языком он объясняет сие далее.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible