Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Святые отцы
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Андрей Монах (†?)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 9-11 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода
Как сладкая и горькая вода не могут вместе бить из одного подземного источника (даже если они смешаются в одном сосуде или водоёме, то сладкая вода быстро станет горькой, а горькая не превратится в сладкую), точно так благословение и проклятие никак не могут сочетаться в одних устах. Кто привык благословлять Бога в молитве или проповеди Его Слова и не перестал [при этом] проклинать людей, тот уничтожает сладость благословений горечью своих проклятий. Ведь небольшая закваска заквашивает всё тесто (1Кор. 5:6). И не хороша похвала в устах грешника (Сир. 16 – СП; 15 – Vlg.). Наконец, если ты возьмёшь две трубочки и сделаешь так, чтобы вода втекала в два отверстия, а вытекала из одного, и пуская в одно отверстие горькую воду, а в другую – сладкую, вне всякого сомнения, на выходе из третьего отверстия ты получишь смешанную воду, которая окажется горькой. Действительно, при смешивании сладкая вода намного легче превращается в горькую, чем горькая в сладкую. Этот пример учит, что худые беседы развращают как добрые нравы, по свидетельству апостола, так и добрые речи (1Кор. 15:33).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 9-12 Тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человека бывшая по подобию Божию: от техже уст исходит благословение и клятва. Не подобает, братие моя возлюбленная, сим тако бывати. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити, или виноградная лоза смоквы? такожде ни един источник слану и сладку творит воду. - И это должно разуметь в форме вопросительной, как и нижеследующее: от техже уст исходит благословение и клятва. Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царства Божия (1Кор. 6, 10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро. Молишься ли? Не проклинай врага, ибо между молитвой и проклятием большое расстояние. Если не простишь оскорбившего тебя, то и сам не получишь прощения, и проклятие сам на себя привлечешь, когда будешь молиться, чтобы тебе прощены были долги так же, как сам ты прощаешь должникам своим (Мф. 6, 12).
Никодим Святогорец, прп. (†1809)
Ст. 9-10 Тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки бывшыя по подобию Божию; от техже уст исходит благословение и клятва: не подобает, братие моя возлюбленная, сим тако бывати
Этими словами, толкует святой Митрофан, божественный Иаков показывает двойную и превосходящую степень греха. Первая, это то, что от одного и того же члена т.е. от языка, исходят две противные друг другу вещи, благословение и проклятие. Другая же, и сия есть великая, это то, что и благословение и проклятие, исходящие из одних и тех же уст, относятся к одному и тому же Богу и Отцу. И, благословение напрямую, проклятие же косвенно, через образ Божий, который есть человек. «И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1:26), поэтому, кто словом чтит ставшего по образу Божиему и по подобию человека, сей чтит Бога. И наоборот, кто бесчестит и поносит его, тот бесчестит и поносит первообраз , т.е. самого Бога, по Его же образу и подобию стал человек. Как сказал Великий Василий «чествование образа переходит к первообразу» (гл.18, О Святом Духе). Сказал же и Господь: «Иже вас приемлет, Мене приемлет; и иже приемлет Мене, приемлет Пославшаго Мя» (Матф. 10:40). И ещё: «Слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается Послав- шаго Мя» (Лк. 10:16). И Павел говорит «Темже убо отметаяй не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас» (1Фес. 4:8). Если мы христиане, говорит Феофилакт, имеем повеление благословлять, а не проклинать, как от Господа, сказавшего «благословите кленущыя вы» (Матф. 5:44), так и от апостола, который сказал «благословите, а не клените» (Рим. 12:14), как же не будет для нас великим стыдом, если мы употребим один и тот же язык как инструмент благости и зла? И кто, будучи разумным, одной и той же ложкой перемешивает миро и грязь? Конечно же, никто. Поэтому ты христианин, когда молишься, не проклинай врага своего. Потому что, молитва и проклятие это два разных конца, несовместимых между собою[43], но прощай того, кто тебя оскорбил, чтобы Бог простил и твои согрешения: «егда стоите молящееся, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша» (Мк. 11:25). Если же ты проклянёшь, и не простишь, и тебе не простит Господь, как сказал Он Сам: «аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Матф. 6:15).
[43] Так и божественный Златоуст, много осуждает тех, которые про- клинают своих врагов, говоря: «вы не престаете в молитве всячески проклинать врагов. Один говорит: «низвергни (Господи) врага моего, как вверг ты в море колесницы фараоновы». Другой говорит: «порази плоть» (врага); иной еще говорит: «воздай ему на детях его»… нет ничего презреннее души, которая в молитве проклинает других, и сквернее языка, который приносит (Богу) такие жертвы» (Беседа 5, на 2-е послание к Коринфянам).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть
Необузданность языка ведет к такому неестественному явлению, как исхождение из одних и тех же уст таких противоположных действий, как благословение и проклятие, что тем более чудовищно и преступно, что и благословение, и клятва имеют, в сущности, один и тот же предмет - Бога: Бога, Виновника всего творения, мы восхваляем, прославляем, благословляем (Пс CXLV:1) и в то же время проклинаем людей, созданных по подобию Божию, следовательно, изрекаем хулу на Бога же в Его творном подобии - человеке. Так велики непостоянство и скрытый яд языка, злоупотребляющего богодарованною способностью речи. «Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царствия Божия (1Кор 6:10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро. Молишься ли? Не проклинай врага. Ибо между молитвою и проклятием большое расстояние. Если не простишь оскорбившего, то и сам не получишь прощения» (Мф 6:12) (блаж. Феофил.).
Андрей Монах (†?)
Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть
Из уст, удостоенных такого тайноводства [о Боге], да не исходит ничего огорчительного, ничего противного Божественному да не скажет язык. Сохраним его чистым, и не будем через него изрекать проклятия. Если же злоречивые <… > Царства Божия не наследуют (1Кор 6:10), то насколько же более проклинающие.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Им благословляем Бога и проч.: апостол указывает в особенности на два совершаемые языком действия, одно другому противоположное, которые в своем сопоставлении представляются делом совершенно неестественным, но совершаются именно по необузданности языка. Эти действия суть: прославление и восхваление (Пс.144:21) Бога и проклятие людей, то есть желание им всякого зла, тогда как эти люди сотворены по образу Божию, – выражение, усиливающее мысль о неестественности подобного действия в отношении к Богу и людям. Разумеется здесь проклятие незаслуженное, проклятие по страсти личной, вместо христианского прощения ближним, как должно бы быть.
Из тех же уст и проч.: повторение мысли предыдущего стиха для усиления речи, выражающее как бы изумление пред неестественностию такого действования языком.
Не должно сему так быть: не должны совмещаться такие противоположности, неестественные, не говоря уже о несообразности их с законом Божиим.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Желая подвигнуть христиан на доброе употребление языка, Апостол указывает на него как на дар высокий, назначенный на великое дело разумного хваления Бога, отпечатлевшего в нас некоторого рода подобие Свое, которое должно достигаться через должное употребление сего божественного дара. Если же из уст исходит и проклятие, то это явное отклонение от истинного порядка вещей. Этого не должно быть так же, как не течет сладкая и горькая вода из одного источника, как не приносят разные деревья плодов не по роду и подобию своему, срвн.(Мф.7:16). «Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро», говорит блаженный Феофилакт.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий