Скрыть
и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 16, 18-19 Прежде неже разумети Ему, отринути лукавое и избрати благое… оставится земля; то есть прежде нежели родившееся отроча придет в состояние, чтобы различать доброе и худое, оставится земля, о которой вы теперь заботитесь. И действительно, земля была оставлена упомянутыми двумя царями. Но пророк имеет здесь в виду и то, что земля и народ Иудейский будут оставлены, прежде нежели Сын Марии придет в возраст, в котором младенец различает доброе от злого. Если Иудеи не верят Евангелию, пусть прочтут в римских памятных записях и найдут, что в тот самый год, в который родился Господь наш, земля их оставлена Богом, Иудеи стали подвластны Римлянам, и произведена у них перепись для поголовной подати. И… позвиждет Господь мухам, яже при реках Египетския, и пчеле, яже есть во стране Ассирийстей. И приидут вси и почиют в дебрех Вамоф. Мухами называет пророк Египтян, а пчелами Ассириян, ибо они пришли с Феглаффелласаром в землю Израильскую, и опустошили ее.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 18-19 И будет в той день, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки египетския, и пчеле, яже есть во стране Ассирийстей. И приидут вси и почиют в дебрех страны и в пещерах каменных, и во вертепех и во всяцей разселине и во всяцем древе

Сказано: во Египет снидоша людие Мои прежде, еже пришелцем быти тамо, и во Ассирию нуждею отведошася (Ис. 52:4). Посему пророчествует, что будет ли кто из народа в Египте или у ассириян, при рождении Еммануила они выйдут и в стране Иудейской почиют в самородных и никем не занятых убежищах. Говорит же, что мухи владеют частью реки египетской и что есть пчелы в стране Ассирийской, показывая тем малозначительность сопротивных сил. Ибо муха есть животное, родящееся из навоза, беспокойное для людей и отвратительное, у которого и жизнь беспокойна, и смерть мерзка. Тогда овладеют частью реки египетской. Ибо Нил начинается выше, у эфиопов, и при малой его части, именно при впадениях его в море, населен Египет. И на этом месте все четвероногие, звери, гады и птицы обоготворены, и им поклоняются. Сих-то мух, бессилие сопротивной силы, потребит Господь Своим позвизданием, то есть духом уст Своих истребит (ср.: 2Сол. 2:8). И во стране Ассирийстей пчеле. И пчела есть животное малое и слабое, умирающее в то самое мгновение, как отмщает. Ибо в одно время и впускает свое жало, и с ужалением умирает; уязвленному вредит мало, а себя лишает жизни. Таково же свойство людей язвительных и духоборцев: они лукавством более делают зла себе, нежели тем, которые подвергаются их гневу.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам

Сказав, как те народы страшны и как войско их быстро, он говорит теперь и об их множестве. Не сказал: ополчатся, но: «усядутся», как бы не в неприятельскую страну прибыв, но наслаждаясь в собственной, и как бы не на утомление и труды приготовившись, но выступая на явную победу и собирая готовую добычу. Потому он говорит: «прилетят и усядутся», что свойственно тем, которые победили, воздвигли трофей и после многих подвигов и убийств отдыхают. Они будут отдыхать не только на полях, но, по бесчисленному множеству их, страна недостаточна будет для помещения тел их, и потому телами иноплеменников покроют пропасти, и скалы, и горы, и леса, и все. Если бы они были не так сильны и не так быстры, то многочисленности их достаточно было бы для поражения иудеев; но когда соединяется и то и другое, и такая многочисленность и такая сила, и, – что всего тяжелее, – когда гнев Божий предводительствует ими, – тогда какая остается надежда на спасение? Впрочем выражение: «по всем колючим кустарникам, и по всем деревам», сказано преувеличено. Конечно, не на деревьях они будут отдыхать, но здесь, как я сказал, пророк допускает и преувеличение. И вместе продолжает сравнение с осами.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ибо прежде чем этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься,будет оставлена обоими царями ея

Самария была взята Ассириянами в шестой год царствования Езекии, т. е. на тридцать первом году от рождения его. Итак, если этот имеющий родиться или от девы, как мы думаем, или от молодой девицы, как хотят Иудеи, будет есть молоко и мед и будет так мал, что будет не в состоянии отличать худое от доброго, и земля Сирии и Самарии будет опустошена Ассириянами прежде чем он выйдет из детского возраста: то пусть ответят Евреи, каким образом под именем дитяти пророчествуете о Езекии, которому было тридцать один год и каким образом он представляется столь малолетним, что ест молоко и мед и не знает, подобно Ниневийским детям, ни левой руки ни правой, т. е. ни худого ни доброго? Относимое же к Еммануилу, что значит с нами Бог, это будет легко для понимания,— что по таинственному знаменованию, в следствие призывания имени Его, земля Сирии и Самарии будет опустошена превосходными силами Ассириян, и дом Давидов избавится от двух царей, коих страшился, т. е. Расина и Факея.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-19 И будет в той день, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей: и приидут вси и почиют в дебрех страны и в пещерах каменных, и во вертепех и во всяцей разселине и во всяцем древе

Расширяет повествование и подробно описывает наступление войны и то, что имеющие по времени прийти против них разорят всю землю их, селения и города. При этом думаю, нужно опять сказать то, что написано в четвертой книге Царств, для точного разъяснения имевшего быть. Итак, сыном Ахаза, к которому было обращено настоящее слово, был Езекия, а сыном Езекии – Манассия, сыном же Манассии – Амос. Сын сего последнего Иосия был муж благочестивый, однако, окончил жизнь следующим образом: Фараон Нехао, царь Египетский, оставив землю свою, выступил со всем войском своим, направляясь против земли Ассирийской. Иосия, убоявшись, как бы он, пришедши и на Иудею, не захватил его землю в руки свои и не стал бы господствовать над нею, вздумал начать войну против него, не смотря на то, что Фараон отказывался от войны с ним, восстав же против него, Иосия скончался на войне и землею Иудейскою овладел царь Египетский, который достиг такой силы, что и воцарившегося Иоахаза, сына Иосиева, лишил царства и связанного отвел в страну свою, и поставил царем Елиакима, и наложил дань на народ и вытребовал большое количество денег. Затем, когда Елиаким процарствовал над Иудеею целых одиннадцать лет, от него принял бразды правления сын его Иехония; потом после него Седекия, в царствование коего выступил войною против Иудеи Навуходоносор, который, предав ее всю сожжению, присоединив к другим городам и самый Иерусалим, взял Израиля в плен, вместе с священными сосудами, и совершил все то, что повествуется в священных писаниях (4Цар. 24:10 и далее, ср. 2Пар. 36:5 и далее, также 4Цар. 23:29 и далее, и 2Пар. 35:20 и далее). На эти-то исторические события и указует нам смысл изъясняемых слов. Итак, будет, говорится, в той день, то есть, в то время, позвиждет Господь мухам, яже владеют частию реки Египетския, и пчеле яже есть во стране Ассирийстей. Очевидно здесь речь идет в иносказательном смысле: образ взят из быта пчеловодов, которые свистом вызывают мух (пчел) из ульев на поля, а потом опять возвращают их, как бы каких птенцов, заключая их в гнезда. Мухам же уподобляет Египтян, как я думаю, по причине множества их и не очень значительной звучности голоса; а пчеле – народ Ассирийский, потому, что пчела испещрена и благоукрашена и покрыта многими иглами. Таковы же, некоторым образом, что касается до одежды и украшения, и Ассирияне и Персы: они любят украшения, всегда придают большую цену разноцветности в одежде и к тому же вооружены острыми копьями. Они, сказано, приидут вси, и почиют в дебрех страны, и в пещерах каменных, и в вертепах, и во всякой разселине, и во всяком древе. Ибо так как речь идет о мухах, то она и остается иносказательною. Это значит, что они осмотрят всю страну их, так что никто из скрывшихся не может утаиться, в скалах ли например кто укрылся бы, или в дебрях, или же в рощах и лесных долинах. И в ином смысле это можно разуметь, именно, что в преогорчевающих Бога всяческих и не останавливающихся пред тем, чтобы оскорблять Его, на подобие поселяются и обитают лукавые и враждебные силы и необыкновенные из присущих нам страстей, так что никто не может удалить или защитить и спасти от них. Ибо если Бог восхочет послать на нас зло, то кто может оказать нам помощь?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам

Впрочем, о мухах и пчелах пророк говорит пока только то, что они усядутся по земле иудейской, т. е. займут ее, быть может, для того даже, чтобы защищать ее от соперников своих.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 7:17

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И будет в тот день: даст знак Господь мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской, – и прилетят и усядутся все они по долинам опустелым и по расселинам скал, и по всем колючим кустарникам, и по всем деревам. 

Когда придут худшие дни для Ахаза, то Господь даст знак сильнейшим и злейшим врагам его, Египтянам и Ассирийцам. Покорные воле Божией, по указанию обстоятельств, быстро принесутся в Иудею войска Египетское и Ассирийское: налетят они от устьев Нила и с отдаленнейших берегов Евфрата, наполнят всю страну и опустошат ее. Как рои насекомых – мух и пчел бесчисленны количеством, легки на полете, язвительны и ядовиты при нападении, так и войска Египетское и Ассирийское многочисленны по составу, легко подвижны на своих колесницах, истребительны по силе оружия – крепких луков и острых стрел, нередко намазанных ядом. И как некогда вся земля Египетская погибала от песьих мух (Исх.8:24.), так впоследствии будет казниться от Египтян земля иудейская.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible