Скрыть
И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 23-25 И будет в той день, всяко место, идеже аще будет тысяща лоз винограда, по тысящи сикль, в лядину будет и в терние. Со стрелою и луком внидут тамо, яко лядиною и тернием будет вся земля. И всяка гора оремая возорется, не найдет тамо страх: будет от лядины и от терния в паству овцам и в попрание волу

По крайней мере, думаю, что в местах неудоборазумеваемых нами найдено не вовсе разногласное сказание. Посему смотри, нельзя ли из сей речи вывести такую мысль, что принадлежавшие к обрезанию были тысяща лоз винограда, по тысящи сикль. Ибо виноград из Египта пренесл и, изгнав языки, насадил его (ср. Пс. 79:9). И он, будучи сперва плодоносным, впоследствии пренебрежен за то, что превратился в горесть (ср. Иер. 2:21), и низложен оплот его, и стал он в расхищение мимоходящим (ср. Пс. 79:13). Сии-то многоплодные виноградники обратились в лядину и места, заросшие тернием, когда с тысячами стрел и луков взошло неприятельское войско, неся с собой опустошение. А горы оремыя суть души, уверовавшие во Христа. Прежде были они пустынны и невозделанны, потому до пришествия Христова оставались дикими и приносили терния. Но поскольку Христос пришел на падение и на востание многим (Лк. 2:34) и призвал не сущая, да сущая упразднит (1Кор. 1:28), то принадлежавшие к обрезанию, утратив свежесть и плодовитость, превратились в лядину; а собрание из язычников, которое названо горой оремою, возделывается, будучи свободно от всякой боязни и страха вражеского. Итак, гора есть душа, возвышенная учением Христовым. Когда пришел Господь, Израиль отломился, а язычники привились, да тех падением устроится спасение всем (ср. Рим. 11:11), и на горах сих небоязненно пасущиеся овцы и волы обильную доставляют от себя пользу. Очевидно же, что овцы суть более добронравные, а волы - более трудолюбивые к деланию необходимого.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 23-25 И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их

И это служит знаком великого бедствия, что не только горы и леса, но и пахотная и тщательно обрабатываемая земля приносит тернии. Пророк не напрасно означил цену винограда, но чтобы показать и свойство земли, и великое прилежание земледельцев. Между тем и эту землю, говорит, столь плодородную и обработанную руками землевладельцев, Бог обратит в такую пустыню, что она будет производить тернии вместо винограда и внушать такой страх проходящим, что никто не посмеет вступать на нее обнаженным и безоружным. Это он говорит желая показать и пустынность места, и множество живущих там зверей. Потрясши таким образом ум слушателей и произведши в них сильный страх, пророк опять несколько смягчает речь, прибавляя и приятное, и перемену к лучшему, чтобы они и из того и из другого познали силу Божью. Но на страшном он останавливается долго, а приятное, сказав, тотчас оставляет. Почему? Потому, что они тогда особенно нуждались во врачевстве угрозы; поэтому-то, изложив ее пространно, он потом, желая дать им некоторый отдых и таким образом опять призвать к добродетели, прибавляет и приятное: «и всяка, – говорит, – гора оремая возорется». Как во время гнева Божьего и плодородная земля сделается пустынею, так наоборот, по умилостивлении Его, и грубая покажет свойства земли тучной, приняв плуг и семена. А когда это свершится тогда будет и все, следующее отсюда, – мир и безопасность, уверенность и безбоязненность, как было прежде.

«Не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их». Этим он опять указывает на благополучие, как и далее он говорит: «блажен сеющий при всех водах и посылающие туда вола и осла» (Ис. 32:20). Как тогда, когда он желает изобразить запустение, он представляет в речи своей «сиринов» и «онокентавров» (Ис. 13:21, 22), так тогда, когда желает изобразить мир и безопасность, всегда представляет животных кротких, ручных и содействующих нам в земледелии, выражая через них то, что от них происходит, – возделывание земли и прочее их служение.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 21 — 25 И будет в день тот, будет кормить человек корову и двух овец, и по изобилию молока будет естъ масло; ибо масло и мед будет иметь всякий оставшийся в этой земле. И будет в денъ тот во всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребреников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луком будут ходит туда; ибо колючие кустарники и терновник будут по всей земле. И ни на одну из гор, которая расчищались бороздником, не придешь, боясь терновника и колючих кустарников; и будет в пастбище волов и в потоптание скота

По разрушении Иерусалима, отведение народа в плен и сожжении храма, Навузардан начальник войска, которого LXX называют архимагиром, оставил в стране немногих из народа и притом бедных, для обработки виноградников и полей. И Годолия, оставленный начальником над ними из царского рода, убеждает их и говорит: не бойтеся пришествия Халдеев: сидите на земли, и работайте царю Вавилонскому, и добро будет вам (4 Цар. гл. 25, 24). Итак в тот день, т. е. в то время, когда все богатства Иудеев будут перенесены в Халдею, будет такое запустение в земле Иудейской и будет столь неимоверная бедность, что будут иметь не гурты волов и стада овец, как обыкновенно имели прежде, а редкий житель будет в состоянии кормить одну корову и двух овец, не для пашни, а для продовольствия и пользования молоком и шерстью, и вследствие недостатка хлеба для продовольствия и всех произведений земли, они будут питаться молоком, маслом и диким медом. Слова: по изобилию молока будет есть масло означают то, что земля по малочисленности земледельцев будет плодороднее и будет более удобна для пастбищ. В то время, по малочисленности людей, при запустении виноградников, о которых по страху врагов вовсе не будет заботиться, будет такой недостаток в вине, что одну виноградную лозу едва можно будет купить за серебряный сикль. Ибо вся земля обратится в терновник и колючий кустарник и будет такой ужас при повсюдном опустошении, что без лука и стрел никто не посмеет выйти на свое поле и все, оставив равнины, убегут в горы, и там, ограждаясь недоступностью местности, только руками будут копать твердые горы, так как у них не будет ни волов, ни плугов, ни сох. Поэтому, так как в горах немногие будут обрабатывать землю, то жители будут влачит бедственную жизнь. Прочие же местности будут оставлены для пастбищ, и никем не охраняемые, будут топтаться неразумными животными. О если бы мы не знали, что это обыкновенно бывает после завоевания. Но теперь значительная часть Римского мира похожа на древнюю Иудею; и мы не думаем, чтобы это совершилось без гнева Божия; за забвение о Себе Он мстит не чрез Ассириян и Халдеев, а чрез диких и некогда неизвестных вам народов, коих и лицо и речь страшны и которые, предпочитая у мужчин женские и обритые лица, ловко поражают спины бегущих перед ними бородачей. Помню, я читал относительно этих мест очень пространное и запутанное иносказательное толкование,— что все объясненное нами исторически исполнилось духовно на Иудеях, имеющих едва одну корову и две овцы, т. е. чистых животных, так что питаются не твердою пищею, а молоком детства и едят мед слов, который каплет с уст жены блудницы, и не имеют вина, веселящего сердце человека, а все дела их обращаются в колючий кустарник, так что они уязвляются противниками поражающими в тайне правых сердцем (Пс. 10); что чрезмерно трудящиеся над Св. Писанием если когда и захотят мудрствовать о чем либо очень возвышенно и находить в Писании нечто таинственное, но тем не менее они не приносят плодов учения, а наполняются терновником и колючим кустарником, которые родятся в руках нетрезвого: и по земле их, и учению будут ходить не люди— существа разумные, а волы, о коих Бог не печется, и животные неразумные.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

и всяка гора оремая возорется, не найдет тамо страх: будет от лядины и от терния в паству овцам и в попрание волу

Мало будет оставшихся в Иудее, говорит, да и они дойдут до такой боязни и трусости, что от сильного и нестерпимого страха будут устроять местопребывание в горах и, удаляясь из городов и жилищ, столь вожделенных для них прежде, поспешат укрываться в лесах и звериных логовищах. Ибо делать это есть обычай у жителей всякой страны и государства, если случится когда нападение неприятелей. Убегая на высокие и недоступные из гор, эту недоступность места они делают своим оружием, и врачевством от боязни (делают) пребывание в расщелинах скал. Это и сам Спаситель говорил народу Иудейскому. Ибо тогда, говорит Он, сущии во Иудеа да бежат на горы (МФ. 24:16). Итак, прекраснейшие из местностей обратятся в пустыню, сказано, и в терние, так что оставшиеся боятся хотя бы войти в них только и под терние не собираются; но скорее убегая на горы, там с воздыханиями должны приниматься за труды земледелия. Ибо возорется всяка гора и всякий холм, так как нашедшие в них убежище пожелают собирать уже не то, что служит к богатству и удовольствиям, но то, что удовлетворяет необходимым потребностям тела и что доставляет скудное и с трудом добываемое пропитание. Итак, какая причина того, чтоб и в горах жить и желать их возделывать, тогда как остаются в пренебрежении отличные местности? Не найдет тамо страх, сказано. Так они рассуждали сами про себя, что на имеющих там поселиться не найдет страх. Затем показывает великость крайнего запустения. Ибо будет, говорит, всякая страна от лядины и от терния в паству овцам, и в попрание волу, то есть, в пастбище для овец обратится земля тучная, приносящая виноград и маслину, богатая хорошими деревьями, постоянно украшенная плодами, текущая млеком и медом, согласно написанному (Исх. 33:3; ср. 3:8-17; 13:5; Лев. 20:24 и мн. др). Итак, доставляя радость Богу благопокорливостью во всем, мы безопасно будем жить, как бы в некоем имении или отечестве, в добродетели, и возьмем верх над врагами. И не устрашит нас совершенно ничто. Напротив, мы будем ревнителями всякого милосердия и добрых дел, исполненными угодного Богу благоплодия, свободными от духовного терния и землею вожделенною, по слову пророка (Мал. 3:12), и истинно Божие тяжание (1Кор. 3:9).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 21-25 И будет в тот день: кто будет содержать корову и двух овец, по изобилию молока, которое они дадут, будет есть масло; маслом и медом будут питаться все, оставшиеся в этой земле. И будет в тот день: на всяком месте, где росла тысяча виноградных лоз на тысячу сребренников, будет терновник и колючий кустарник. Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их

Здесь описывается опустошение Иудеи, дошедшее до крайней степени. В ней повсюду растет колючий кустарник и терновник, - кустарники, в которых водятся даже дикие звери. Ясно, что здесь пророк предвидит то опустошение Иудейской стороны, в каком она очутилась после отведения в плен иудеев при Навуходоносоре, который мог бы назваться царем ассирийским, как владевший прежней территорией Ассирийского государства.

Новейшие критики полагают, что в 7-й главе есть некоторые части, не принадлежащие пророку Исаии. Так надписание главы (ст. 1) тожественно почти с 4Цар. 16:5. Сам Исаия не имел никакой надобности давать генеалогию Ахаза и напоминать о нем как о царе иудейском. Можно поэтому согласиться, - говорит Condamin, - что эти слова прибавил к 7-й гл. издатель речей Исаии.

Слова 8-й ст. : еще 65 лет... большая часть критиков также считает позднейшей вставкой на том главным образом основании, что утешение, в них заключающееся, не могло иметь никакого значения для Ахаза в то именно время, когда Исаия с ним беседовал. Но эти замечания касаются второстепенных мест в 7-й главе и, кроме того, не заключают в себе доказательной силы.

1) Исаия едва ли мог сам взять 1-и ст. из 4-й кн. Царств, потому что эта книга появилась скорее всего после его смерти (в ней говорится уже о разрушении Иудейского царства),

2) все-таки и в отдаленном падении вражеских царств для Ахаза было нечто утешительное.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 7:17

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючего кустарника: туда будут выгонять волов, и мелкий скот будет топтать их.

Всякая долина, где прежде развивалось земледелие, пожиналась тучная пшеница, обратится в дикую степь. А горы, прежде поросшие лесом и населенные зверями, обнажатся и сделаются обитаемы: презирая всякий страх и перенося изнурительный труд, бедные люди будут распахивать даже склоны гор, но безуспешно... И эти места будут бесплодны, и здесь будут бродить разве только овцы и волы, хотя несколько привыкшие к каменистым и тернистым тропинкам... Бедствие, беспорядок, безлюдье, разрушение, запустение, одичание вот что постигнет землю иудину в «тот день» который предвозвещается неверному царю нечестивого народа несчастной земли! Такова будет сила проклятия Божия, если народ не пожелал постоянно пребывать наследником прародительского благословения: он должен лишиться земли обетованной, как некогда праотец Адам лишился рая, – поселился на земле, произрастившей терние, на которой сын его, Каин, проклятый Богом, вел борьбу с опасными зверями. «День», о котором предрек пророк Исаия Ахазу, действительно настал. Впоследствии наследник царства Ассирийского, царь Вавилонский, завоевал Иерусалим и страшно опустошил Иудею.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible