Скрыть
Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 5-9 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

Поскольку против Церкви совещаваются два разума, находящиеся вне истины: сын Арамль - разум выспренний, взимающийся на разум Божий, и сын Ромелиев - разум выспреннего обрезания, который, под предлогом знания и под видом учения о высоких предметах, отвлекает от истины Божией по учению Церкви, то совещали они совет лукавый, как бы говоря: «Собеседуя с тем, что в Иудее, то есть в исповедующей душе (ибо Иудея иначе называется исповеданием Бога), посредством диалектического правдоподобия отвратим ее к себе, обещая дать не другого какого царя, а сына Тавеилева, то есть Сына Благаго Бога (Которого хотя называют они Сыном Благаго Бога, однако же Самого не именуют Благим, превратно воспользовавшись евангельским изречением: что Мя глаголеши блага? никтоже благ, токмо един Бог (Лк. 18:19). Посему, когда видишь, что иномысленные обещают знание, вводят языческую мудрость, ополчаются против Церкви, заключай, что и ныне сын Арамль и сын Ромелиев совещавают совет лукавый. Но на лукавый совет сего, как объяснили, сына Арамля и сына Ромелиева Господь говорит так: «Совет Божий стоит и пребывает, а совет противоборствующих истине не устоит, но падет и сокрушится». Почему и сказано: глава Араму Дамаск, и глава Дамаску Расин, то есть глава выспренних есть некто проклятый и исполненный крови. Ибо Дамаск толкуется кровь вретища; а вретище как само по себе есть символ покаяния, так намоченное кровью нечисто, почему может быть принято за покаяние мнимое, не будучи покаянием истинным, потому что не держится здравых учений. Но опять глава Дамаска - покаяния не чистого, а оскверненного смертными грехами,- называется Расин, который сам есть символ нездравого и нечистого учения.

Но еще шестьдесят и пять лет, оскудеет царство Ефремово от людий, глава же Ефремови Соморон, и глава Соморону сын Ромелиев. Посему царство Ефремово есть какое-то владычество иномысленных, потому что из сего колена произошел отщепивший Израиля от Иуды. Поэтому глава Ефрему Соморон, то есть Самария. А Самария есть область каких-то врагов, повредивших здравое учение чрез уклонение самарян от иудейства. Как Дамаск - глава Сирии, а глава Дамаска - Расин, так Самария - глава Ефрему, а глава Самарии - сын Ромелиев. Сим словом выражается какое-то расширение и преумножение зол, так что нет возможности препобедить совещание таких людей, невозможно кому-либо иметь крепость против предначинаемых ими злоумышлений.

И аще не уверите, ниже имати разумети. Должно верить Писаниям, как содержащим в себе Божию мысль, и таким образом приступать к уразумению написанного в них. Ибо должно восходить выше образов и таким образом постигать истину показанного нам. Прежде всего нужно верить простой верой, что Писания богодухновенны и полезны, а потом в тонкости и со всей внимательностью исследовать заключающуюся в них мысль.

См. также Толкование на Ис. 7:3

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-9 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

Опять пророк представляет величайшее подтверждение пророчества. Так как слушатели были поражены страхом, и бедствия были пред глазами, а отрадное было только в надежде и даже превосходило всякое ожидание, и притом они были не очень доверчивы, то смотри, что он делает. Он дает величайшее знамение того, что предсказанное сбудется, обнаруживая замыслы противников. Он открывает, с каким намерением они осадили город, о чем совещались между собой, на каких условиях приступили, и показывает, что или это событие есть предательство («собеседовавшее, – говорит, – с ними отвратим я к нам») или враги обезумели от великой гордости, думая, что им не нужно ни браться за оружие, ни вступать в борьбу и сражение для того, чтобы взять город. Для нас достаточно, говорили они, только явиться и поговорить, и возвратиться, взяв всех в плен. Потом, как обыкновенно бывает с гордыми, они, надмеваясь такою надеждою, совещаются об избрании царя, как будто город уже взят и нужно поставить кого-нибудь царем в столице. Таковы, говорит пророк, замыслы их; но воля Божья ниспровергает все это. Потому он продолжает: «Но Господь Бог так говорит» и не останавливается на этом, а прибавляет «Саваоф», потому что когда он намеревается возвестить что-нибудь великое, то напоминает о силе Божьей, высшем Царстве, о чудном и дивном владычестве Его. Что же говорит Бог? «Это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии – Дамаск». Начальство его, говорит, власть его ограничится Дамаском, и не будет простираться далее. «И глава Дамаска – Рецин». Начальником и правителем Дамаска, говорит, будет «Рецин», т.е. он останется при своем и не увеличит своего могущества.

«А чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом». Это величайшее доказательство истины, когда пророки предсказывают и время событий, предоставляя желающим исследовать с точностью значение пророчества. Теперь, говорит пророк, они отступят от города, но по истечении шестидесяти пяти лет погибнет весь народ; враги возьмут его и уведут всех; а теперь, прежде того плена, они не получат ничего больше того, чем владеют. Чтобы царь, слыша, что израильтяне погибнут через шестьдесят пять лет, не сказал в самом себе: что же? – если они теперь возьмут нас, а тогда погубят, какая нам польза? – пророк говорит: не бойся и за настоящее; тогда они будут выселены совершенно, а теперь не получат ничего больше того, чем владеют. «И глава Ефрема», т.е. десяти колен, будет «Самария» (потому что там была столица их) и далее не распространится, «и глава Самарии – царь израильский». Что говорил он о Дамаске, то же выражается и здесь, т.е. они не будут иметь ничего больше того, чем владеют теперь. Далее, так как он сказал о делах превышающих разум человеческий и превосходящих обыкновенные соображения, и сказанное было пророчеством, то справедливо присовокупил: «если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены». Не спрашивай, говорит, как и каким образом это будет; Бог есть свершитель, а тебе нужна только вера, и ты уразумеешь силу Совершающего; ты получил полное доказательство сказанного. Так и пророк Давид говорил: «Я веровал, и потому говорил» (Пс. 115:1). И Павел, повторяя это изречение, приложил его к высшим предметам, сказав: «Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим» (2Кор. 4:13). Если ветхозаветное, которое так отстоит от новозаветного, как земля от неба, имело нужду в вере, то тем более – познание догматов столь высоких, которые и на ум никогда никому не приходили. Это выражает и сам апостол, когда говорит: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 3-9 И сказал Господь Исаии: выйди ты и оставшийся Ясув, сын твой, на встречу Ахазу, к концу водопровода верхняго пруда, на дороге к полю белильничьему, и скажи ему: смотри и будь спокоен, не бойся, и сердце твое пусть не устрашается от двух концов этих дымящихся головней, от гнева ярости Расина, и Сирии, и сына Ромелиина, потому что Сирия, Ефрем и сын Ромелиин приняли весьма злое намерение против тебя, говоря: взойдем к Иуде, и возбудим его, и отторгнем его к себе, и поставим среди его царем сына Тавеилова. Господь Бог так говорит: это намерение не состоится и не сбудется, но глава Сирии— Дамаск, и глава Дамаска — Расин; а еще шестьдесят пять лет и Ефрем перестанет быть народом. И глава Ефрема— Самария, и глава Самарии—сын Ромелиин. Если не уверуете, то не пребудете

Сын Исаии Ясув, что значит оставленный и обращающийся, во образ народа Иудейскаго имеющаго быть освобожденным от рук двух царей, получает повеление выйти вместе с родителем, и встретить Ахаза, царя Иудейскаго, на месте водопровода верхняго пруда, на дороге к полю белильничьему, где при Езекии, царе Иудейском, о чем мы будем читать впоследствии, стоял Рапсак и, по приказанию Сеннахериба, царя Ассирийскаго, поносил народ Божий (Ис. 3:6), на каковое место вышли посланные Езекиею начальники города, о которых мы читаем в книге Царств (4Цар. 18). И повелевается, по милосердию Господа, Ахазу, хотя и нечестивому царю, чтобы он соблюдал спокойствие, и не страшился, и чтобы сердце его не ужасалось, думая, что он потерпит подобное тому, что прежде потерпел.

Двумя же концами головней, то есть, дымящихся обгорелых полен, Он называет Расина, царя Сирии, и Факея, сына Ромелиина, царя Самарии, потому что при них кончилось царство Сирии, то есть, Дамаска, и царство Самарии, то есть, десяти колен, называвшихся и другим именем — Ефремом. Ибо написано, что Феглаффелласар, царь Ассирийский, при царе Ахазе, взошел в Дамаск, и разорил его, и жителей его переселил в Пирену, а Расина умертвил (4 Дар. 16:7-9); и что Осия, сын Илы, добавил заговор против Факея, сына Ромелиина, и поразил и умертвил его, и царствовал вместо его над Израилем девять лет (4Цар. 15:30; 17:1); и что Садманассар, царь Ассирийский, пришел, и осаждал Самарию, называющуюся ныне Севастою, три года, и, в девятый год царствования Осии, взял оную, и заключил связаннаго Осию в темницу, и переселил к Ассириянам Израильтян, и поселил их в Алаи и Аворе при реке Гозам в городах, или, как Семьдесят перевели, в горах Индийских (4Цар. 17:3-6). Ибо хотя эти два нечестивейшее царя приняли намерение взойти к Иуде, область которого лежала в горах, и возбудить его покоящегося, и как бы спящего, и подчинить его своей власти, и поставить над ним царем сына Тавеила, что значит: добрый Бог; в обозначении этим именем или человека, или идола: однако Господь Бог так говорит: это намерение не состоится, но несколько времени только главою Сирийских городов будет Дамаск, и в самой столице Дамаске будет царствовать Расин. Далее Он говорит: у Ефрема ради Иеровоама, сына Наватова, который первый царствовал из Ефремлян, главою будет Самария, то есть, царский дом в город Самарии, и главою Самарии будет сын Ромелиин, то есть, Факей; но после шестидесяти пяти летъ царство десяти колен, то есть, народа Ефремова, перестанет существовать.

Если мы не исследуем этого с особенною тщательностью, то оно окажется несостоятельным. Ибо Осия воцарился над Самариею в четырнадцатый год царствования Ахаза, сына Иоафамова, над коленом Иудиным, и, в девятый год своего правления, был взят в плен (4Цар. 17:1-6). Царствовал же над Иудою Ахаз шестнадцать лет (4Цар. 16:2), и по смерти его, в седьмой год своего правления Осия был осажден, а в девятый был взят в плен, Самария была разрушена, и весь народ был переселен к Мидянам, так что, если мы захотим сложить вместе шестнадцать летъ Ахаза и семь Осии, то составится двадцать три, или, иного, двадцать четыре года; где же возьмутся те шестьдесят пять лет, о которых говорится, что в течение их царство Израильское окончится? Посему Евреи так изъясняют это место, что Амос, начавший пророчествовать при Озии, когда и Исаия начал свое пророчествование, первый пророчествовал против Израиля, говоря: Исраиль же пленен отведется от земли своей (Амос. 7:11, 17), и что надписание его пророчества есть против Самарии, и что он начал пророчествовать во дни Озии, царя Иудейского, за два года до землетрясения, которое, по их мнению, случилось в то время, когда Озия, вошедши в храм Божий, присвоил себе священство, и земля поколебалась, и пепел жертвенника рассыпался, и сам царь поражен был проказою (2Пар. 26:16-20). Думают же они, что, когда это случилось, был двадцать пятый год царствования Озии, остальных годов которого было двадцать семь, ибо Озия царствовал пятьдесят два года (2Пар. 26:3, 4Цар. 15:2); после него царствовал сын его Иоафам шестнадцать лет 4 Дар. 15:33), и сын последнего Ахаз также шестнадцать лет (4Цар. 16:2); после Ахаза царствовал Езекия, в шестой год правления которого взята была Самария (4Цар. 18:10), и таким образом, по их мнению, составится в совокупности шестьдесят пять лет. Когда Господь предсказывал это чрез пророка, то и Ахаз и народ не поверили, что это будет. Посему присовокупляется: если не уверуете, то не пребудете, как Симмах перевел, то есть, и вы не пребудете в своем царстве, но будете отведены в плен, терпя наказания от тех, неверию которых вы подражали. Или, по LXX: не уразумеете; и смысл такой: поелику тому, что сказанное Господом сбудется, вы не верите, то не будете иметь разумения. В историческом смысле мы изъяснили это. В начатом же нами смысле иносказательном следует обратить внимание на то, что есть от мира владычествует в своих пределах и в городах своих; когда же настанет время кончины, то есть исполнится шестьдесят пять лет и когда как предметы мира сотворенные в шесть дней, так и все относящееся к пяти чувствам получит конец: тогда откроется все, в будущее исполнение чего не веруют язычники и еретики и по неверию не разумеют возмещаемого.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 5–7 Сын же Арамль и сын Ромелиев яко совещаста совет лукавый на тя, глаголюще: взыдем во Иудею, и собеседовавше с ними отвратим я к нам и воцарим над ними сына Тавеилева: сия же глаголет Господь Саваоф: не пребудет совет сей, ниже сбудется

Не допускает того, чтобы Ахаз не верил вести о хитрых замыслах против него, но и не дозволяет сокрушаться боязнью. Подтвердив же, напротив, и объявив истинными совещания или замыслы против него двух царей, Он обещает помощь, применяя его к тому, чтобы на Нем более утверждался, а не прилежал к служениям идольским и к словам лжепророков, которые по своему произволу говорят бесчисленное вопрошающим у них, но истинного не говорят ничего итак, что они совещаста, говорит, взойти во Иудею и собеседовать с подданными твоими и убедить их следовать своим мнениям, это истинно и несомненно; потому что хотят поставить царем сына Тавеилева. Но это не сбудется, говорит. И кто обещающий это? – Господь Саваоф, то есть Господь сил или воинств. А если Он соизволил дать победу тем, кому восхотел, то кто изменит Его решение и Божественным судьбам Его кто может противостоять? Таким образом утверждает Он в вере тех, которые все еще не верили. Ибо не требуют здравии врача, но болящии, как и сам Спаситель сказал (Мф. 9:12). Должно знать также, что сыном Арамлим называет Он царя Сирийского, то есть Раассона, а Ромелиевым Факея, который царствовал над Израилем, то есть над десятью коленами в Самарии.

Толкование на пророка Исаию

Якимов Иван Степанович, профессор (†1885)

Ст. 7. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется

Ст. 7 Сия же глаголет Господь Саваоѳф: не пребудет совет сей, ниже сбудет­ся

 

Не пребудет совет сей, ниже сбудет­ся. Смысл этих слов должен быть определяем в виду Ис.1:7–8 и 2Пар.28:5 и сл. Замысел сириян и израильтян в некоторых частях своих исполнился. Он не осуществился только в полном своём объёме.

Сия же глаголет... Первое слово соответствует греч. τάδε, которое в других случаях (например, Иер.10:2;11:3; Ис.1:24) правильнее переводится или словом: «сия», или словом «тако». Последний перевод соответствовал бы здесь буквальному смыслу евр. ֹכֺה

Толкование на книгу св. пророка Исаии (главы 1–12). Часть 1

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 7-9 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется; ибо глава Сирии - Дамаск, и глава Дамаска - Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом; и глава Ефрема - Самария, и глава Самарии - сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены

Господь объявляет через пророка Ахазу, что ни царь сирийский, ни царь израильский не завладеют Иудеей, а останутся - и то недолго - владыками своих только прежних владений. Царству же Израильскому через 65 лет угрожает окончательное падение. Последнее предсказание, вероятнее всего, имеет в виду не разрушение Самарии, которое последовало вскоре, лет чрез 13 после изречения этого пророчества (723 г.), а отведение в Ассирию остатков народонаселения Израильского царства и заселение опустошенной территории бывшего Израильского царства переселенцами из Месопотамии при ассирийском царе Атар-Гаддоне (4Цар. 17:24 и сл. 1Езд. 4:2). Таким образом, пророк, очевидно, считает в этих 65-ти годах 14 лет правления Ахаза + 29лет правления Езекии и + 22 года правления Манассии.

Если вы не верите… Пророк замечает недоверие Ахаза к его словам и намекает ему на возможность получить удостоверение в истинности только что сказанного.

Перевод: «если вы не верите, то не устоите», какой предлагается здесь новыми толкователями, довольно неясен.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Ис. 7:1

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется. 

Пр. Исаия передает царю более определенное известие, нежели он имел прежде, собственно то, что Ахазу грозит низвержение с престола и прекращение династии. Уже поэтому Ахаз должен был заключать, что Исаия вестник воли Всеведущего. Но, по словам Исаии, цари–враги незнатны по имени и происхождению, неизвестны личными доблестями, и потому не страшны. Умысел их – злой: и своей преступной цели они желают достигнуть низким средством – низложить законного царя Иудеи, посредством возмущения его подданных. Дело это особенно преступно и низко для Факея, который был главою племен израильских, родственных народу иудейскому. Союзники–враги намерены, возвести на древний знаменитый престол Давида некоего неизвестного «сына Тавеилова» (Ни сам Тавеил ни сын его неизвестны в истории. Может быть, впрочем, этот Тавеил есть то лицо, имя которого сохранилось в одной из ассирийских клинообразных надписей на остатках ка­менной стены; оно, по чтению проф. Шрадера, произносится И ти-би-и-лю или Ти-би-и-лю с прибавлением мат А-ру му, т.е. «Тибиил из страны Арама (Сирии)». Надпись относится ко времени Феглафелассара и по­тому этот сириец Тибиил, предположительно, мог быть взят в плен царем ассирийским, как опасный по своим притязаниям на Сирийский престол, а имя его, как знатного пленника, по обыкновению, было записано на камне стены царского дворца.). Ахаз, как законный наследник знаменитого престола и представитель векового рода Давидова, не должен был страшиться такого заговора, уже по самой низости его, обличающей преступность и бессильность заговорщиков. В противоположность планам языческих, незнатных, коварных и низких царей пророк открывает волю Господа – верховного и всесильного Царя всех царей. По непременному определению воли Божией, союз Расина и Факея не состоится на деле, умысел их не придет в исполнение, войска не возьмут Иерусалима, даже не подступят к нему, и какой-то «сын Тавеилов» не будет возведен на знаменитый престол Богом благословенного Давида, которому Господь Сам дал обетование: «будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар.7:16).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible