Скрыть
то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия

Пророк показывает будущие добродетели. Но чтобы они не сомневались, что все твердо пребывает, он сказал: «уста Господни изрекли это».

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

То ты будешь иметь отраду в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе от наследия Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли [это]

Когда ты будешь называть субботы отрадными и в субботу не будешь двигать ногу свою для исполнения рабской работы и не будешь говорить слова, то есть всегда будешь молчать и исполнять заповеданное: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти (Пс. 33:14), тогда ты будешь иметь отраду в Господе и увидишь на себе исполнение [изречения]: насладися Господеви и даст ти прошения сердца твоего (Пс. 36:4). Или же будешь уповать на Господа, согласно с оным написанным: надеяйся на Господа блажен есть (Притч. 16:20), и у Иеремии: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его (Иер. 17:7), и в другом месте: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека (Пс. 117:8). И вознесет тебя Господь и возведет на высоты и ко благам земли. Ибо земля кротких и земля живых не внизу, а вверху. Поэтому Лоту, бегущему из долины Содомской и Гоморрской, говорится: в горе спасайся (Быт. 19:17), и когда он достиг ея, то солнце взошло пред ним над Сигором. Об этой земле Господь говорил: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Сюда относится и многое другое, что мы часто приводили, к чему принадлежит и оное: чти отца твоего и матерь твою, и долголетен будеши на земле, юже Господь Бог дает тебе (Исх. 20:12), что в буквальном смысле совершенно не возможно. Ибо многие чтут родителей и скоро умирают, а иные отцеубийцы живут долгое время. А чтобы мы с большею определенностию знали, что эта земля находится на высоте, то напомним вкратце о тридцать шестом псалме, в котором написано: кротцыи наследят землю и насладятся о множестве мира (Пс. 36:11), после чего присовокупляется: потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя, еже наследити землю (Пс. 36:34), о которой в другом месте поется: праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней (Пс. 36:29). Также и это невозможно. Ибо если земля, - разумеется, та, на которой мы живем, - прейдет, то каким образом праведные будут жить на ней во веки? Из этого мы научаемся, что это та земля, которая находится на высоте.

Затем присовокупляется: и дам вкусить или даст вкусить тебе Господь наследие Иакова, отца твоего. Ибо как надеющийся на Авраама называется сыном Авраама, так запинающий грехи и пороки называется сыном Иакова, и кто подражает чьей либо добродетели, тот называется и сыном его. Под благами же земли, находящейся на высоте, которые вкушает сын Иакова, должно разуметь те, которые и глаз не видел, и ухо не слышало и которые не приходили на сердце человеку (1Кор. 9), о них в послании к Евреям написано: ибо таковая глаголющий являются, яко отечествия взыскуют. И аще бы оно искали, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися в него. Ныне же лучшаго желают отечества, сиреч небеснаго Иерусалима (Евр. 11:14-16). Отсюда мы научаемся, что следует отвергнуть баснословие о тысячелетии, в которое обещается снова супружество, и брашна, и образ земной жизни. Ибо если в воскресение ни женятся, ни посягают, но будут подобны ангелам (Мф. 22:30), как сыны воскресения, и если о чреве и брашнах апостол говорит: брашна чреву и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1Кор. 6:13): то как, при нетленном, духовном и бессмертном теле, мы снова будем искать пороков прежней, смертной и тленной плоти? И это говорим мы не вследствие отрицания существенных свойств (substantiam) прославленного тела, а потому, что вполне исключаем прежние дела в тех, кои подобны ангелам. Также еще и в этом теле чрез пощение и воздержание, чрез постоянную любовь и целомудрие мы подражаем силам ангельским, и однако не утрачиваем существенных свойств тел. А чтобы мы верили, что все это сбудется, то мы должны знать, что это обещано Богом, уста которого изрекли это, и как под руками мы разумеем делание, под ногами хождение, под чревом рождение и под ушами и глазами слух и зрение, так и под устами мы должны разуметь слово Божие.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга шестнадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13-14 Аще отвратиши ногу твою от суббот, еже не творити хотений твоих в день святый, и прозовеши субботы сладостны, святы Богови твоему: не воздвигнеши ноги своея на дело, ниже возглаголеши словесе во гневе из уст твоих, и будеши уповая на Господа, и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего: уста бо Господня глаголаша сия

Отвергая сень закона, как немощную, божественный Павел на все, что находится в законе, смотрит духовно; ибо никто не увидит, чтоб он принимал обрезание по плоти и праздность в субботу. Напротив, оказывается, что он проповедует как обрезание, так и субботствование духовные, потому что сказал: не бо иже яве, Иудей есть, ни еже яве во плоти, обрезание: но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: емуже похвала не от человек, но от Бога (Рим. 2:28-29). Итак, что касается субботы, то оставляется субботствование народу Божию, ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, подобно тому, как Бог почил от Своих. Посему, кто успокоится от своих дел, то есть, если власть над своими собственными желаниями передаст божественным законам, тот таким образом субботствует духовно и проводит истинно святой день. Это и показывает нам рассматриваемое слово пророчества. Аще, говорит, отвратиши ногу твою от суббот, еже не творити хотений твоих в день святый. Выражение: отвратиши ногу твою от суббот означает, думаю, не что иное, как то, что не должно исполнять своих хотений и ходить стезями своих собственных похотей. А что цель человеческих пожеланий направляется к удовольствиям, в этом удостоверит премудрый Павел, говоря: не еже бо хощу, сие творю, доброе: но еже ненавижду, то соделоваю. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего и пленяющь мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим. 7:15, 22-23). Итак, те, которые желают заслужит похвалу от Бога, должны со всем мужеством бороться против своей воли и, постоянно повинуясь божественным законам, идти достославным путем правды. Сладостными же субботами называет те, во время которых не совершается ничего по собственному произволу; ибо упорный и необузданный произвол состоит в нежелании подчиняться тому, чего хочет Бог. Что таков именно был Израиль, это показал, говоря: вем, яко жесток еси, и жила железна выя твоя и чело твое медяно (Ис. 48:4). Итак, послушные и покорные нравам во время субботы являют приятное Богу бездействие; или духовное субботствование, каковое желающие совершать непорочно не воздвигают ноги своея на дело, то есть, не занимаются житейскими делами; но наблюдают святое; и полезное бездействие, говорю о бездействии по отношению к постыдным, нечистым и ненавистным Богу делам. Он желает, чтоб таковые господствовали даже над гневом и яростью и полагали дверь и запор на язык свой: иже возглаголеши, говорит, словесе во гневе из уст твоих. Таким образом пресекает здесь два зла и порока; кто удержится от них, тот будет совершен пред Богом; ибо один из святых апостолов сказал: аще кто в слове не согрешает, сей совершен муж, силен обуздати и все тело (Иак. 3:2). А кто побеждает гнев, тот конечно бывает вполне благоприличен, как истинно и противоположное сему, потому что написано: муж ярый неблагообразен (Притч. 11:25). Посему Бог хочет, чтоб субботствующие духовно и свято и сладостно были кроткими и обладали наибольшим количеством добродетелей, и повелевает им уповать не на богатство, или могущество мирское, не на силу телесную, или на что-либо иное сему подобное, что как полевая трава скоро преходит и увядает, но на Господа, Начальника и Подателя всякого благодушия. А что тех людей, которые приобрели навык к такой жизни, кто бы они ни были, Он увенчивает, это показывает, говоря: и возведет тя на благоты земныя, и ухлебит тя наследием Иакова отца твоего. Бог всяческих обещал отцам Иудеев землю обетования и они введены были в нее под начальством Иисуса, предводительствовавшего ими после Моисея, установителя богослужения. Но как же в объясняемых стихах он обещает дать им наследие, обетованное патриарху Иакову, как будто они еще не получили его? Здесь речь не о чувственном или по жребию уже разделенном между ними наследии, некогда данном от Бога божественному Иакову, или Аврааму и Исааку, напротив, о том, на которое указывал вам сам Спаситель, говоря: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5:5). А что это обетование неприменно придет в исполнение, в этом удостоверяет, говоря: уста бо Господня глаголаша сия; немыслимо, чтоб божественные глаголы остались без исполнения: ибо Бог есть истина.

Толкование на пророка Исаию

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О субботе и воскресении


Сектанты говорят: Ис.58:12-14.

Православный ответ: Здесь о том, что ветхозаветные исполнители субботы получат исполнение обетования Божия людям, но ни слова о соблюдении субботы в Новом Завете.

Оружие правды

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, - то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и вам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это

Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования евреями субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи, в особенности послепленного периода и времени земной жизни Спасителя, очень строго соблюдали «субботний покой» (Ис. 1:13; Мф. 12:1, 11; Лк. 6:6-9), но они, очевидно, не понимали его истинного духа, его характера «святости». Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу обычную, трудовую жизнь, посвящали получавшийся таким путем досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота, по мысли пророка, должна быть «святым» днем, т. е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и деятельного служения ближнему. Только такое празднование субботы, вместе с полным нравственным удовлетворением, даст великую духовную радость и будет действительным освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос, в течение Своей земной жизни (Мф. 12:1-14; Лк. 14:1-6 и др.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.13-14 Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

 

     Два последних стиха главы, раскрывая неправильный характер празднования евреями субботы, показывают, в чем же заключается ее истинный смысл. Хотя евреи, в особенности послепленного периода и времени земной жизни Спасителя, очень строго соблюдали «субботний покой» (Ис.1:13; Мф.12:1, 11; Лк.6:6-9), но они, очевидно, не понимали его истинного духа, его характера «святости». Как можно заключать из слов пророка, евреи, прекращая в субботу обычную, трудовую жизнь, посвящали получавшийся таким путем досуг исполнению своих прихотей, или даже праздному пустословию. 

     В противоположность такому недостойному времяпрепровождению, истинная суббота, по мысли пророка, должна быть «святым» днем, т. е. посвященным Богу и ближним и состоящим в делах богомыслия и деятельного служения ближнему. Только такое празднование субботы, вместе с полным нравственным удовлетворением, даст великую духовную радость и будет действительным освобождением от сутолоки злободневной жизни. Высокий образец истинного субботствования неоднократно являл, к соблазну фарисеев, и Сам Господь наш Иисус Христос, в течение Своей земной жизни (Мф.12:1-14; Лк.14:1-6 и др.).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible