Скрыть
Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими

И проженет я, то есть языческие народы, и сотворит мир людям Своим. Не вступит на путь ногами Своими. Ибо для Него одинаково легко и утеснить врагов, и утешить присных Своих.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими

«Кто воздвиг от востока мужа правды?..». Некоторые понимают эти слова о Кире, другие – о Зоровавеле, а иные переводчики говорят: «кто возбудил с востока праведного?» Это мщение возбуждено с востока. Ужели, говорит, из моего города? Никак, из чужой страны и варварской земли. Таким образом, не только никто из обитателей, но и ни один из Моих служителей не проклинает Меня. Из этого открывается не только милосердие Божие, но и сила Его. Весьма хорошо сказано: «воздвиг», а не «сотворил». Он тогда же все мог совершить и на последующее время, возможность этого наперед была, но, по причине их неправд, Он медлил. Таким образом, пророк обозначает и скорость его, когда говорит: «призвал его следовать за собою», – т.е. не будет никакого препятствия и затруднения. «Предал ему народы и покорил царей». Я, говорит, никогда не отказываюсь призывать неприятелей во свидетели совершенных дел, чтобы происходило и исполнялось все так, чтобы удивлялись и сами неприятели. «Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими». Видишь ли, он говорит о праведнике, возбужденном с востока; по переводу Семидесяти, он говорит о народе, для которого никто не будет служить препятствием.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 1-7 Да умолкнут предо мною острова, и народы да обновят силу; пусть они приблизятся и тогда говорят: вместе приблизимся к суду. Кто воздвиг праведного от востока, призвал его следовать за собою Он предаст ему народы и покорит царей. Он предаст как пыль мечу его, как поднятую ветром солому руку его. Он будет преследовать их: пройдет в мире, путь в ногах его не будет заметен. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто изначала вызывает роды. Я Господь, первый и последний есмь Я. Увидели острова и убоялись: концы земли изумились, приблизились и подошли. Каждый будет помогать своему ближнему, и скажет (или говорит) брату своему: крепись. Медник, бьющий молотом, ободрял (или будет ободрять) ковавшего в то время, говоря о спайке: «хороша», и укреплял ее гвоздями, чтобы не шаталась

Народам, то есть островам, которые подвергаются ударам ложных и горьких волн мира сего, повелевается слушать и закрыть уста, и узнать сказанное Израилю: «слушай, Израиль, и умолкни!» и возобновить силу, чтобы чрез прежнюю слабость не оказаться не в состоянии слушать слов Божиих, чтобы приступили прежде к Господу и, не довольствуясь собственным спасением, учили других тому, чему сами научились, и беседовали бы с Богом о том, праведно ли Он поступает в отношении ко всем.

Но Он так вопрошает их и призывает к ответу, что самым вопросом научает тому, чего они не знают: кто воздвиг праведного от востока или правду. Ибо Он есть Бог не только иудеев, но и язычников, призвавший Христа Господа Спасителя, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1Кор. 1:30), в котором, по тому же апостолу, правда Божия открывается. Призвал же его для того, чтобы следовал за Ним во всем и творил дела Отца и исполнял оныя слова: еже сотворити волю Твою, Боже (Пс. 39:9). Пред Ним цари и народы склонят выи, и повергнутся пред мечем Его и стрелами противныя силы, как солома и пыль.

Он будет преследовать их, то есть царей и князей каждого народа. И пройдет в мире, призывая всех к миру, чтобы примирились с Богом.

Путь в ногах Его не будет заметен, то есть Он не почувствует изнеможения от пути и никакой усталости, свойственной слабости человеческой; но от потока на пути пиет и сего ради вознесет главу (Пс. 109:7).

Кто, говорит, сделал и совершил это? Кто воздвиг праведного или правду? Кто предал ему народы и царей? Кто все покорил его мечу и луку? Конечно тот, Кто от начала мира предвозвестил это, Кто есть Творец всего. И так как Он сказал спрашивая: кто воздвиг праведного от востока и проч.; то, вследствие молчания всех, Он сам себе отвечает: Я Господь первый и последний есмь Я. Это тот самый, который и в Откровении Иоанна говорит: Аз есмь алфа и омега, начаток и конец (Откр. 1:8).

Увидели острова, то есть народы или церкви собранные из народов, которые подвергаются бурям мира сего, и убоялись Господа; потому что начало премудрости страх Господень (Притч. 9:10). Все пределы земель затрепетали, приближаясь и приходя вместе к Евангелию Христову.

И увидев себя спасенными, они на деле исполнили слышанное ими: пусть они приблизятся и тогда говорят, чтобы помогать ближним своим и укреплять братьев своих о Господе и сказать им: отступите от идолов, презирайте старые изображения демонов, которые сделала рука человеческая, которые произведены посредством кования и молотка, которые сплочены посредством спайки, которые укреплены гвоздями, чтобы не шатались, и когда стоят, то не могут ходить.

То, что мы объяснили в отношении и к лицу Христа и призвания язычников и проповеди Евангелия и осуждения демонов, некоторые относят к Киру, царю персидскому, так как воздвиг его против вавилонян с востока, и заставил повиноваться его повелению, повергая пред ним весьма многих народов и покоряя все мечу его и луку, и прочее, следующее затем, относят к его лицу, то есть что вавилонянам не помогли их идолы, сделанные усердием человеческим и воздвигнутые искусством медника. Некоторые из евреев думают, что это сказано об Аврааме, что этот праведник призван от востока, то есть из Халдеи, потому что только он один оказался праведным, и последовал за ним, уходя из отечества в землю, которой не знал, и предал царей в руку его, вышедших против Содома и Гоморры, и пред мечем и луком его сделал их подобными соломе и пыли, и преследовал их и возвратился в мире, и не чувствовал, что он совершил длинный путь, и это выполнил не своими силами, а милосердием Господа, который от начала знал, что это сбудется.

Увидели, говорит, острова, то есть окрестные народы, и убоялись Его силы: и концы (extrema) земли. Это именно Сим, сын Ноя, который в крайне опасное (extremo) время для земли спасся с Отцем и братьями от потопа и был сохранен до того времени; [некоторые] полагают, что под ним разумеется Мелхиседек, и что он вышел на встречу Аврааму, возвращавшемуся с битвы, и принял его [Авраама] и благословил его и укрепил его благословениями Божиими (Быт. 14:18-20), и что он есть тот медник, который [как бы из металла] отлил Авраама и молотком своего искусства привел его в лучшее состояние, и сказал ему: хорошо, что ты скреплен и связан страхом Господним. И укрепил его или утвердил гвоздями заповедей Господних, чтобы он не колебался, но пребывал в страхе Его.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2-7 Кто восстави от восток правду, призва ю к ногам своим и пойдет? Даст пред языки, и цари ужасит, и повержет на землю мечи их, и аки стеблие отвержены луцы их, и проженет я, и пройдет с миром путь ног Его. Кто содела и сотвори сия? призва ю призываяй ю от начала родов. Аз Бог первый, и в грядущая Аз есмь. Видеша языцы и убояшася, концы земнии приближишася и приидоша вкупе. Судяй кийждо ближнему, и брату помощи, и речет: превозможе муж древоделатель, и ковачь бияй млатом, вкупе проковаяй: овогда убо речет: спаяние добро есть, утвердиша я гвоздьми, положат я и не подвигнутся

Надлежит удивляться не одному только величию владычествующего над всем Бога в творениях; но также тому, что Он и в благодеяниях своих дает доказательство присущей Ему благости: Он спас земнородных и совершенно погибший род человеческий избавил от смерти, тления и ненасытного господства диавола, и его (диавола) вместе с подчиненными ему силами упразднил, а грех, властвовавший над нами, удалил, оправдав верою. Все же сие совершено Христом, ибо Он сделался для нас от Бога и Отца праведностию, искуплением и освящением (1Кор. 1:30). Им мы просветились и сподобились снисхождения и любви, и вообще всего, потребного для спасения. О сем предвозвещает Он нам чрез одного из святых пророков, говоря: и возсияет вам боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал. 4:2).

Итак, кто, говорит, устроил, что правда, то есть Христос, воссияла, как солнце от востока? Кто призва ю, то есть устроил, что она пришла и воссияла так, как бы шествовала по стопам Призвавшего, то есть шла почти как бы по следам Бога и Отца? Так именно жил на земле Господь, совершая дела Отца и показуя Его нам в собственном лице (φύσει), ибо Он был и есть равномощен (Отцу) и делами Своими совершенно уверил (живущих) на земле, что Он во всех возможных отношениях пребывает равным Родившему; посему Он ясно говорил: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры: аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (Ин. 10:37, 38). Всегда следуя воле Отца или, скорее, будучи сам волею Отца, Он возглашал народу Иудейскому, говоря: вы по плоти судите, Аз не сужду никомуже. И аще сужду Аз (Ин. 8:15, 16), – суд Мой праведен есть: яко не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя (Ин. 5:30). Итак, видишь, что Он как бы шествует по стопам Отца. Посему-то и говорил: Аз во Отце и Отец во Мне есть (Ин.14:10) и видевый Мене виде Отца (Ин. 14:9) Моего.

До пришествия Спасителя Нашего сущие на земле, пребывая в великом невежестве, казалось, ничем не отличались от скотов несмысленных, одержимы были неведением и тьмой, порабощены были миродержителю века сего и, подклонив выю хотениям и умышлениям диавольским, по стезям порока нисходили в погибель. Но воссиял им Христос, ибо Той чаяние языков (Быт. 49:10), и, освободив от того, что древле властвовало над ними, явил их свободными и сынами Божиими, омыв с них всякую скверну, ибо оправдал верою и излиянием Святого Духа соделал чистыми и просвещенными. Эту именно правду, подобную солнцу и восходящую с востока, дал язычникам, – разумеется после того, как отвергнут был Израиль за нечестие по отношению к Нему. Когда же это совершилось, и столь великое множество спасено было, ужаснулись цари: как бы исступление нашло на миродержцев века сего, и почувствовали они страх пред божественным и непреложным судом, – разумею суд, постигший язычников. А те, которые издревле были страшны и сильны, вооружались против божественной славы и навыкли как бы воздвигать оружие и обнажать меч против нее и натягивать лук безумия, – пали на землю и, повергнув бранные доспехи, уподобились стеблию. Опять таки речь о них состоит как бы из уподобления тому, что совершилось с нами, именно: лукавые силы поражены, и всякий способ к злодеянию оскудел, так как Христос расхитил оружие их, ибо, говорит, ничтоже успеет враг на него, и сын беззакония не приложит озлобити его (Пс.88:23).

Надлежало, – да, надлежало, чтобы по упразднении злых и лукавых сил и ниспровержении врага всех на землю, тогда, именно тогда, и во время самое благоприятное состоялось искупление языков. Действительно их (лукавые силы) Христос прогнал, то есть обратил в бегство. Ибо не могли они противостоять Богу и как скоро Он положил конец их исконному владычеству, им уже ни в каком случае нельзя было не претерпеть того, что было предназначено от Него для погубивших землю. Итак, после того как враги прогнаны, пройдет, говорит, путь ног его с миром. Ибо ничто не препятствовало Спасителю всех нас Христу при благоустроении дел наших, но, как бы шествуя путем гладким и ровным, Он совершил спасение всех нас: ни один враг не ослаблял и не противодействовал, ибо они (враги) пали. Кто же сотворил все это и кто призвал правду? – Не Я ли, говорит, – Я, который ныне, в последнее время, показал ее, призвал же ее от родов древних? Ибо тайна Христова не нового происхождения, но предопределена была по предведению Божию от сложения мира: вместе с тем, как пал Адам, – лучше сказать, прежде чем он сделал поползновение к сему, Содетель наперед предначертал имевшее последовать в свое время врачевание ему, то есть чрез Христа, – предопределил способ и (не дивись сему), как оказывается, предизбрал нас самих быть оправданными через веру в Него: их же бо предуведе, говорит, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего (Рим.8:29), тех и призва (Рим. 8:30). Посему, если мы предуставлены по предведению, не тем ли более Тот, Кем мы спасены и призваны?

Называет себя Богом первым не потому, что после Него был второй, – ибо – как и откуда? Существует один Бог всяческих, не имеющий начала Своего бытия, но, напротив, все призвавший к бытию. Итак, Он первый, единственный и безначальный Бог, Содетель всяческих, и в бесконечный ряд последующих веков не будет существовать иначе, ибо существует Он только один. Когда же языки узрели Христа и правду явленную нам от Него, все узрели мысленными очами славу Его, убояшася, говорит, (живущие) от края земли до края, то есть по всей вселенной, собрались вместе и приблизились: уже не пребывали в отдалении, отчуждаемые грехом, но как бы стали близко по сродству духовному и совокупились в единой вере и единодушии. Это, думаю, означает: приближишася и приидоша вкупе. Когда же вкусили Господа и увидели, что Он благ (Пс. 33:9), и подивились красоте истины, то не блюли дар только для себя самих, но, поступая справедливо и прилично, решили, говорит, каждый помочь своему брату и другу.

Ясно установляет образ помощи: каждый из тех, которые решились помочь ближнему и брату, наставленный тайнам и узнав истину, будет вразумлять и других, говоря: превозможе муж древоделатель, и ковач бияй млатом, вкупе проковаяй. Превозможе – каким образом? – Имеющий искусство древоделания, изготовив идолов и вырезав из них богов, – ковач меди, устроив выкованную молотом статую, привели обманутых в неискусен ум (Рим. 1:28) и сделали созданных по образу Божию поклонниками своих работ или изобретений. Затем осмеивает приготовление идолов и как бы подражает делающим их, которые обращаются друг к другу со словами, что спаяние добро есть; ибо делатели идолов, изготовив руку, или ногу, или другой какой из членов тела, соединяют их спайками, прилаживая части к частям и укрепляя их гвоздями, а потом, поставляя и утверждая их, чтобы они стояли и не шатались. Смешно это и больше ничего, и служит доказательством суетности и крайней глупости их поклонников: ибо знать, что идол составлен из малых частей и по местам из спаек, – что продолжительность и прочность его существования и постановки зависит от гвоздей, и все таки поклоняться им, называть их богами, – подлинно, не преисполнено ли (это) всякой глупости?

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими

2-3 и 25 ст. дают картинное, драматическое изображение победного шествия нового грядущего победителя, который, в спокойном сознании своей силы, грозно пройдет сквозь все могущественные в то время государства, превратит их «в прах и солому, развеваемую ветром», а владык и царей их будет попирать «как грязь и топтать, как горшечник глину». Все это, как известно, нашло себе блестящее оправдание в истории Кира, прошедшего со своим победоносным войском чрез все монархии древнего мира и превратившего их царей в своих послушных данников.

См. также Толкование на Ис. 41:1

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 2–4. Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я – Господь первый, и в последних – Я тот же. 

«Правду» или точнее – мужа правды, хранителя истинных понятий веры и ревностного исполнителя воли Божией, именно патриарха Авраама некогда Господь восставил или призвал и поставил на путь свой, – призвал его следовать по стопам своим и он пошел и прошел в обетованную землю. Подобно тому и теперь восставит Господь иного мужа правды – Исполнителя определений своей воли: по истечении времени – срока наказания Израиля за грехи его, он получит избавление из плена (ср. Ис.40:2, 4-5). Таковым явится восточный царь – Кир, повелитель многих народов. – «Мужа правды» Господь дает перед народами и он устрашит царей: так некогда Авраам, живя среди народов ханаанских, победил союзных царей и освободил Лота с семейством из плена; так, потом и Кир победит многих царей и освободит из плена Израиля. – «Муж правды», устрашив царей, принудит их сложить оружие: в отчаянии, они даже побросают мечи и луки и обратятся в бегство. А победитель пройдет по завоеванным странам с миром, а не с грабежом и насилием, как то обыкновенно делали «люди неправды» – восточные цари-завоеватели.

Образы Авраама и Кира суть прообразы Христа-Спасителя. Только Христос, как совершеннейшая Правда, истинно исполнил всю волю Бога Отца о спасении людей; Его явил Господь Судьёй перед всеми Народами; Его силой и властью низложено могущество языческого мира, сокрушено всякое оружие супротивников и гонителей и водворено царство Божие – царство любви и мира. Как прежде – в дни Авраама и Кира, в дни ветхозаветной церкви, так и потом, в дни новозаветной церкви «призвал правду» и совершил спасение Бог вечный.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible