Скрыть
Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды

Но отверзу на горах реки и среди поля источники, то есть утешу Иудеев вестью о возвращении из Вавилона.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-20 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие

Слова: «ищут воды, и нет ее«, могут быть поняты и таким образом: бедные искали воды, но для них ее не было. Не видишь ли, каково попечение Божие, которое не только дарует блага, но также открывает, что Он есть податель, чтобы не думали, что эти благодеяния произошли по случаю, или от человеческого усердия, но знали, что они произошли от Божественного промышления и управления? Человеку свойственно подвергаться наказаниям и притеснениям, а потом получать блага; Богу же свойственно разуметь причину того и другого.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-20 Бедные и нищие ищут воды и нет ея: язык их сохнет от жажды. Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на крутых холмах реки и среди долин источники. Обращу пустыню в собрание вод и непроходимую землю в потоки вод. Произращу в пустыне кедр, и терновник, и мирт и оливковое дерево. Насажу в пустыне кипарис, вяз и бук вместе, чтобы увидели и познали, вникли и уразумели вместе, что рука Господня соделала это и Святый Израилев сотворил это

Народ языческий бедный и слабый, не имевший познания истины, чрез различных учителей и различные учения философов ищет спасительных вод и не находит, потому что нет их; язык их иссох от жажды, без закона и пророков. Ибо все состояние, по свидетельству Евангелия, он потратил на врачей (Лк. 8), и не мог освободиться от кровопролития идолослужения и крови жертв. Поэтому Господь Бог Израилев не оставил их вполне и не дозволил погибать во веки, но открыл на крутых холмах или на горах реки и среди долин источники. Эти реки получили начало от той реки, о которой читается в Псалмах: речная устремления веселят град Божий (Пс. 40:5), и в другом месте: река Божия наполнися вод (Пс. 64:10). Эти воды и источники проистекли из того источника, который говорит чрез Иеремию: Мене оставиша, источника воды живы (Иер. 2-13). И выше у того самого пророка говорится: «будут пить воды из источника Спасителя» в Псалмах поется: благословите Бога Господа от источник Исраилевых (Пс. 67:27).

И обратил, говорит, пустыню в собрание вод и непроходимую землю в потоки вод. Об этих водах и Спаситель в Евангелии таинственною речью говорил: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный (Ин. 4:14), и опять: аще кто жаждет, да приидет ко мне и да пиет. Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече, говорит Евангелист, о Дусе Святом, Его же хотяху приимати верующии во имя Его (Ин. 7:37-39). Итак, поелику члены церкви, бывшей некогда пустынною, были напоены водами жизни, то вследствие этого вырастают в ней, по Семидесяти, и кедр, и бук, и мирт, и кипарис, и тополь; а по еврейскому и прочим переводчикам: кедр, ситтим, и мирт, и оливковое дерево, и кипарис, и вяз, и бук вместе. Это разнообразие дерев означает различие духовной благодати. А так как природа их всем известна, то мы скажем только о еврейском setta, которое Феодотион перевел чрез терновник. Это род дерева, вырастающеаго в пустыне, похожий на белый терновник; из него сделаны все деревянные принадлежности ковчега и скинии, называющиеся sittim (Исх. 37); это негниющее и весьма легкое дерево превосходит твердость и красоту всех дерев как прочностью, так и блеском. Кедр же, и кипарис, и мирт имеют весьма приятный запах и не гниют. Также вяз и тополь или бук или приставляются к лозам для подвязывания их или весьма пригодны для различных изделий. Все это вместе насаждается в пустыне, чтобы даже ни одна струна на цитре Господней и никакая добродетель из дарований церкви не казалась отсутствующею, чтобы все уразумели, что рука Господня совершила все это, для того, чтобы в пустыне народов были найдены реки добродетелей и в земле, бывшей некогда пустынною и наполненною солончаками, росли кедр и кипарис и другие деревья, чтобы вершину и конец их, возносящийся к небу, освещало оливковое дерево, служащее питанием для света и упокоением для трудящихся.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18-20 Но отверзу на горах реки и среди поля источники, сотворю пустыню в луги водныя и жаждущую землю в водотечы, положу в безводную землю кедр и смерчие, и мирсину и кипарис и тополю: да узрят и уразумеют, и помыслят и уведят вкупе, яко рука Господня сотвори сия вся, и Святый Израилев показа

Пустынна и безводна, говорит, страна язычников: пустынна потому, что некоторым образом была обнажена и лишена самых цветущих растений, разумеется – духовных, – была, по-видимому, питательницей одного только терния, матерью полевых деревьев и всего, что пригодно на истребление огню. Подобные плоды приносили некогда язычники. Но отверзу, говорит, издревле жаждущим на горах реки, то есть святых мужей, обогатившихся божественным и горним словом, изливающих и как бы источающих для жаждущих нечто в роде речных струй, так что некогда пустынная (земля), изменивши вид, обращается в луги водныя и рощи, жаждущая земля в водотечи. Водотечи же могут обозначать тех, которые в различные времена, в каждой стране и городе, были тайноводителями и церковными учителями, они, как бы из источников и рек боговдохновенного писания, восприяв слово в (свой) ум и сердце, переносят его в других, подобно некоторым водоносам, поливающим цветущие сады.

А каким образом пустыня обратится в луги водныя и будет тучною питательницей деревьев, (сему) научает, говоря: положу в безводную землю кедр, и смерчие, и мирсину, и кипарис, и тополю. Все это – деревья благовонные и негниющие. И святым присуще и благовоние, в духовном смысле, по причине чистой жизни, и то, что они не подвергаются порче, обуреваемые по немощи мирскими похотями, но стоят и утверждаются, так как Бог (их) укрепляет и поддерживает Своею помощью, ибо утверждает праведныя Господь, как написано (Пс. 36:17). Будут, говорит, реки, источники и водотечи и на горах и в полях, и, так сказать, везде; обратится и пустыня в луги водныя, чтобы призываемые чрез веру собственными очами увидели, и при помощи здравых размышлений уразумели, а также и научились – из величия сотворенного и неожиданной перемены – тому, что столь великое и славное обыкновенно совершается не просто и само собою, но напротив рука Господня это сотворила, то есть сила и власть боголепная, или Сын, чрез Которого все и в Котором все явилось и чудодейственно совершено Отцом; ибо не лжеименные боги, и не мировые стихии, и не мнимый бог века сего был их творцом, но Святый Израилев показа.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе

Символически рисуют картину чудесного превращения голой и сухой пустыни в дивный цветущий сад, обильно орошаемый различными водными бассейнами.

Отрою на горах реку, … пустыню сделаю озером… Один из излюбленных библейских образов (Пс. 106:35), неоднократно встречающийся и у пророка Исаии (Ис. 29:17; 30:23-25; 32:15; 35:7). Несомненно, что гористой и окруженной пустынями Палестине этот образ был хорошо знаком и потому особенно близок.

Посажу в пустыню кедр, ситтим, и мирту, и маслину… кипарис, явор и бук… Ученые авторы английского «Настольного Комментария» после подробного филологического анализа всех названных здесь древесных пород приходят к тому важному заключению, что «писатель этой книги был знаком с Палестинской областью, но не знаком с Вавилонской». Это - очень серьезное показание против вавилонского происхождения данной главы, на чем настаивает большинство представителей современной критической школы. Общий смысл всей этой символической картины тот, что жаждущая пустыня язычества, оживленная благодатными струями Святого Духа, превратится в цветущий сад Господень, так что в форме новозаветной Христовой церкви земле снова будет возвращен некогда потерянный ею рай. А это, разумеется, должно было служить не последним утешением и для плотского Израиля, как первообраза нового, духовного Израиля, т. е. Церкви Христовой. Невольно при этом приходят на память слова известной церковной песни: «неплодящая прежде церковь ныне процвете древом креста в державу и утверждение».

См. также Толкование на Ис. 41:17

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 17–20. Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. 

Убогие или бедные люди, лишенные самых необходимых средств к жизни, не имеющие даже воды и потому скорбящие, возрадуются: прежде они искали воды и не находили, стонали от жажды, и не были услышаны; а теперь в день спасения – услышит их Господь и не оставит их, утолит их жажду, как Он услышал вопль Агари изгнанницы в пустыне и утолил жажду её и сына её. Господь «откроет реки» или изведет реки из недр скалистых гор и откроет источники в почве долин, подобно тому, как это сделал Господь в пустыне Аравийской, при шествии Евреев из Египта. А через это и пустыня сделается обильно орошенным лугом и самая сухая земля исполнится проточной водой. Вместе с тем, на земле, прежде сухой и бесплодной, появятся мощные и разнообразные деревья – кедры, смерчие (т.е. акация), мирт и кипарис, и тополь, – смолистые, крепкие, ароматичные и красивые деревья. Когда люди увидят это воссоздание жизни в пустыне и процветание её, то поймут и сознают, что все это совершил Господь по суду правды Своей силой Своего всемогущества, во исполнение святых Своих обетований (ср. гл. Ис.35:1-2, 4, 7).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible