Скрыть
Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их

Убозии и неимущии… поищут бо воды, и не будет. Нищими пророк называет тех Иудеев, которые в Вавилоне жаждут избавления.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-20 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие

Слова: «ищут воды, и нет ее«, могут быть поняты и таким образом: бедные искали воды, но для них ее не было. Не видишь ли, каково попечение Божие, которое не только дарует блага, но также открывает, что Он есть податель, чтобы не думали, что эти благодеяния произошли по случаю, или от человеческого усердия, но знали, что они произошли от Божественного промышления и управления? Человеку свойственно подвергаться наказаниям и притеснениям, а потом получать блага; Богу же свойственно разуметь причину того и другого.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 17-20 Бедные и нищие ищут воды и нет ея: язык их сохнет от жажды. Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на крутых холмах реки и среди долин источники. Обращу пустыню в собрание вод и непроходимую землю в потоки вод. Произращу в пустыне кедр, и терновник, и мирт и оливковое дерево. Насажу в пустыне кипарис, вяз и бук вместе, чтобы увидели и познали, вникли и уразумели вместе, что рука Господня соделала это и Святый Израилев сотворил это

Народ языческий бедный и слабый, не имевший познания истины, чрез различных учителей и различные учения философов ищет спасительных вод и не находит, потому что нет их; язык их иссох от жажды, без закона и пророков. Ибо все состояние, по свидетельству Евангелия, он потратил на врачей (Лк. 8), и не мог освободиться от кровопролития идолослужения и крови жертв. Поэтому Господь Бог Израилев не оставил их вполне и не дозволил погибать во веки, но открыл на крутых холмах или на горах реки и среди долин источники. Эти реки получили начало от той реки, о которой читается в Псалмах: речная устремления веселят град Божий (Пс. 40:5), и в другом месте: река Божия наполнися вод (Пс. 64:10). Эти воды и источники проистекли из того источника, который говорит чрез Иеремию: Мене оставиша, источника воды живы (Иер. 2-13). И выше у того самого пророка говорится: «будут пить воды из источника Спасителя» в Псалмах поется: благословите Бога Господа от источник Исраилевых (Пс. 67:27).

И обратил, говорит, пустыню в собрание вод и непроходимую землю в потоки вод. Об этих водах и Спаситель в Евангелии таинственною речью говорил: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущия в живот вечный (Ин. 4:14), и опять: аще кто жаждет, да приидет ко мне и да пиет. Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече, говорит Евангелист, о Дусе Святом, Его же хотяху приимати верующии во имя Его (Ин. 7:37-39). Итак, поелику члены церкви, бывшей некогда пустынною, были напоены водами жизни, то вследствие этого вырастают в ней, по Семидесяти, и кедр, и бук, и мирт, и кипарис, и тополь; а по еврейскому и прочим переводчикам: кедр, ситтим, и мирт, и оливковое дерево, и кипарис, и вяз, и бук вместе. Это разнообразие дерев означает различие духовной благодати. А так как природа их всем известна, то мы скажем только о еврейском setta, которое Феодотион перевел чрез терновник. Это род дерева, вырастающеаго в пустыне, похожий на белый терновник; из него сделаны все деревянные принадлежности ковчега и скинии, называющиеся sittim (Исх. 37); это негниющее и весьма легкое дерево превосходит твердость и красоту всех дерев как прочностью, так и блеском. Кедр же, и кипарис, и мирт имеют весьма приятный запах и не гниют. Также вяз и тополь или бук или приставляются к лозам для подвязывания их или весьма пригодны для различных изделий. Все это вместе насаждается в пустыне, чтобы даже ни одна струна на цитре Господней и никакая добродетель из дарований церкви не казалась отсутствующею, чтобы все уразумели, что рука Господня совершила все это, для того, чтобы в пустыне народов были найдены реки добродетелей и в земле, бывшей некогда пустынною и наполненною солончаками, росли кедр и кипарис и другие деревья, чтобы вершину и конец их, возносящийся к небу, освещало оливковое дерево, служащее питанием для света и упокоением для трудящихся.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 15-17 Се сотворих тя аки колеса колесничная новая, стирающая аки пила, и сотреши горы, и истончиши холмы, и аки прах положиши, и извееши, и ветр возмет я, и буря развеет я: ты же возвеселишися во святых Израилевых. И возрадуются убозии и неимущии: поищут бо воды, и не будет, язык их от жажди изсше. Аз Господь Бог, Аз услышу их, Бог Израилев, и не оставлю их

Рабы Египтян, собрав снопы с полей на гумно, пускают на них быков, гоняют кругом и копытами их растирают колосья; затем отбирают и отделяют хлеб от мякины. А в других городах и странах стараются достигнуть того же, пользуясь колесницами с пилообразными колесами. Итак, вот, говорит, о Израиль, сотворих тя аки колеса колесниная новая стирающая аки пила. Что же стирается? Колос ли, или зерно и что собрано с полей на гумно? Нисколько, – горы и холмы. Но что же они означают? Во первых – лукавые и сопротивные силы, ибо Отец всяческих дал нам (власть) наступати на змию, и на скорпию и на всю силу вражию (Лк. 10:19); затем, кажется, уподобляет горам и холмам тех, которые, навыкши высокомудрствовать, имеют высокомерный ум, вознесены на высоту, облечены мирскою властью и навыкли, возвышая себя наподобие гор и холмов, противостоять святым тайноводителям, чтобы сделать им путь наиболее трудным, разумею путь постепенного прохождения апостольского поприща. Но таковых, говорит, истончиши, сделаешь так, что они на подобие мякины улетят, развеваемые дуновением ветров, произведешь как бы бурю, и она рассеет их: таким образом они обратятся в ничто.

Итак, говорит, враги божественной проповеди и преграждающие путь твой, о Израиль, пойдут в погибель. А ты, Израиль, возвеселишися во святых, то есть насладишься, когда увидишь многих ставших святыми и сопричтенных к сынам Израилевым: не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль: ни зане суть семя Авраамле вси чада, но чада обетования причитаются в семя (Рим. 9:6-8). А что обычно было святым апостолам радоваться и ликов(ствов)ать о навыкших хвалиться верою, то есть (верою) во Христа, (это) изъясняет и Павел, (который), посылая им (послание), говорит: радосте и венче мой (Фил. 4:1). Я со своей стороны могу сказать, что и каждый из святых учеников был настроен одинаковым образом, – и весьма естественно: для них предметом высшего наслаждения было обращение заблуждающихся и восхождение к лучшему неведущих истины. Итак, возвеселишися во святых, Израилю; а кто они, – показывает, говоря: возрадуются убозии и неимущии, то есть язычники: ибо они имели недостаток всего доброго и были совершенно непричастны благодатных даров Божиих, потому что совершенно незнающим Его необходимо быть лишенными украшений добродетели. Таким образом возрадуются убозии и неимущии. Как или каким образом? – Поищут бо воды и не будет, говорит, и язы к их от жажды изсше. Говорит здесь: поищут вместо «искали». А так как они не нашли, то язык их от жажды изсше. В самом деле: были и у Эллинов любители слова, любители исследований и изыскатели истины, но не было у них того, кто сумел бы сему (то есть евангельской проповеди) научить; не было воды животворящей, не было того, кто мог бы насытить догматами истины любителей ее. Посему – изсше язык их от жажды. Но аз услышу их, говорит Бог Израилев, и не оставлю их: помиловал Он множество заблуждающихся и не оставил их в лишении высших даров, напротив, исполнил (ими), а каким образом, – весьма изрядно изъясняет в последующем.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-20 Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие

Этот отдел почти вовсе невозможно приспособить к историческому Израилю, так как он говорит о каком-то особом, исключительном благоденствии Израиля, каким он никогда, после этого пророчества, не пользовался и какое имеет скорее нравственный, чем материальный характер. Допуская все же некоторый возможный minimum отношения этого пророчества и к историческому Израилю, мы можем найти здесь ту общую мысль, что в судьбе израильского народа, находящегося теперь в самом бедственной и стесненном положении («бедный», «нищий», «жаждущий путник в безводной пустыне»), со временем произойдет улучшение.

Бедные и нищие ищут воды, и нет ее... Под ними разумеются здесь, главным образом, все те «алчущие и жаждущие правды» в дохристианском мире, которые уже давно томились неправдой язычества и первыми пошли в ограду, христианской церкви (ср. Ис. 55:1).

Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев не оставлю их. Лучшим комментарием к этому месту являются параллельные слова Самого Спасителя: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» - поясняет нам евангелист эти слова Господа (39 ст.).

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 17–20. Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. 

Убогие или бедные люди, лишенные самых необходимых средств к жизни, не имеющие даже воды и потому скорбящие, возрадуются: прежде они искали воды и не находили, стонали от жажды, и не были услышаны; а теперь в день спасения – услышит их Господь и не оставит их, утолит их жажду, как Он услышал вопль Агари изгнанницы в пустыне и утолил жажду её и сына её. Господь «откроет реки» или изведет реки из недр скалистых гор и откроет источники в почве долин, подобно тому, как это сделал Господь в пустыне Аравийской, при шествии Евреев из Египта. А через это и пустыня сделается обильно орошенным лугом и самая сухая земля исполнится проточной водой. Вместе с тем, на земле, прежде сухой и бесплодной, появятся мощные и разнообразные деревья – кедры, смерчие (т.е. акация), мирт и кипарис, и тополь, – смолистые, крепкие, ароматичные и красивые деревья. Когда люди увидят это воссоздание жизни в пустыне и процветание её, то поймут и сознают, что все это совершил Господь по суду правды Своей силой Своего всемогущества, во исполнение святых Своих обетований (ср. гл. Ис.35:1-2, 4, 7).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible