Скрыть
Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их

Все они ничто …и дела их дыхание ветра. Суетны и бренны сами они, и дела их так же суетны, как и сами они.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 25-29 Воздвиг [его] с севера, и он приидет от восхода солнца; будет призывать (или призвал) имя Мое и приведет сановников как грязь и как горшечник, топчущий (или топтал) глину. Кто возвестил изначала, чтобы нам знать, и от основания, чтобы мы могли сказать: «Он правдив». Нет ни возвещающего, ни предсказывающего, ни слушающего слова ваши. Он первый скажет Сиону: вот они, и дам Иерусалиму благовестника. И посмотрел Я, и не было из них никого, кто бы дал совет и спрошенный ответил бы словом

Доселе говорит против идолов и тех, которые после пришествия Христова не захотели оставить их. И так как они пребывают в заблуждении, то говорит, что Он сам воздвиг с севера массу народов. Ибо с севера возгораются бедствия на всех обитателей земли, и Иеремии говорится: что ты видиши, Иеремия? И рекох: коноб поджигаемый, и лице его от лица севера (Иер. 1:13). Воздвигаются же с севера для того, чтобы веровали в того, кто пришел от восхода солнца. О Нем выше мы читали: кто воздвиг, праведнаго или правду с востока? и в другом месте: се муж, Восток имя ему (Зах. 6:12).

Он призовет (или призвал) их именем Моим, чтобы, оставив идолов, чтили единого Бога. Ибо Он сам говорит в Евангелии: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43). Он будет попирать князей и сановников и мирское высокомерие, и будут подчинены ему, как глина горшечнику, чтобы сотворити ов сосуд в честь, ов в не честь (Рим. 9:21). Этого, о чем Я, согласно с обычаем пророков, говорю как о содеянном Мною, как будто бы оно уже миновало, или, по Симмаху, обещаю как имеющее быть, не может предсказать никто из демонов и идолов. Поэтому все оракулы умолкли, ибо нет никого, кто возвещал бы, нет никого, кто слушал бы, кода сердца язычников, бывшие прежде несмысленными, поняли свое заблуждение и оставили ложные прорицания. И первый Господь будет говорить Сиону, то есть Церкви своей, и скажет ей: вот сыновья твои, которых Я даровал тебе чрез веру Мою. Указывает же на апостолов, которые во всем мире проповедывали Евангелие.

Сион и Иерусалим различаются по именам; но как город один, так и Церковь едина. И так, спросим всех народов, следующих заблуждению идольскому, чтобы ответили, откуда они. И это будет ответом всех, что все следуют суете и ветру и поклоняются делам рук своих. Все сказанное нами об идолах и народах можем относить и к превратным учениям и к князьям их, ересиархам, потому что между тем как Христос возвещает мир Церкви и указывает им путь истины, они следуют заблуждению и уподобляются ветру и вихрю Евреи под воздвигнутым с севера и пришедшим от восхода солнца разумеют ассириян и персов, которые пришли в Иерусалим и попирали всех князей его, и никакой из идолов, которых они чтили, не знал, что это произойдет, кроме одного только Господа, который воздал им за грехи их.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга двеннадцатая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 27-29 Начало Сиону дам и Иерусалима утешу на пути. От язык бо, се, ни един: и от кумир их несть возвещаяй. И аще вопрошу их, откуду есте, не отвещают ми. Суть бо творящии вас, и всуе прельщающии вас

Снова обещает явление Спасителя, Которым спасена поднебесная, и множество заблуждающихся призвано к познанию истины; ибо затем, чтобы мы имели руководителя искусного и способного наставить на путь истины, соделалось человеком Единородное Слово Божие и, будучи царем по естеству (поскольку и Богом и рожденным умопредставляется от Бога Отца, Который все содержит и имеет тварь подножием ног Своих), именуется поставленным царем над нами. Ибо написано о Нем: се царь праведный воцарится и князи с судом владети начнут (Ис. 32:1); ибо Христос воцарился над поднебесной, и это объявил нам, говоря: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18); хотя Он всем властвовал, как Бог, но и по плоти домостроительства ради дано, говорит, Ему то, что имел, как Бог. Затем, воцарившись, Он поставил над нами начальников – святых апостолов, которые и начали владеть нами с судом, то есть со справедливостью.

Итак, дам, говорит, Сиону, то есть церкви, или собранию верующих, спасительное начало, то есть Христа, и утешу Иерусалима, который также есть вход в церковь. И мы утешаемся, укрепляемые Христом, и научаемся неуклонной стезе, ведущей в жизнь. От язык бо, говорит, се ни един: и от кумир их несть возвещаяй. Много бывало у Эллинов мудрецов и словесников, но ни один из них не был способен научить пути благочестия; полны были идолами (существовавшие) у них храмы, но ни один из идолов или лжеименных богов не способен был указать надлежащую дверь или направить на путь правды. Но что же я говорю?! Если бы и спросить их, говорит, откуда вы? и то они не могли бы ответить. А если они не знают самих себя, ибо они – вещество немое и бесчувственное, то как же они могут быть наставниками других? Или как вообще могут кому-нибудь показать средства к добру? Суть бо, (истинно) суть творящии вас, лжеименных богов, а вас, поклонников их, прельщающии.

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их

Вот, все они ничто… ветер и пустота истуканы их. Вот единственно возможный, логический вывод из всей обличительной речи Господа о языческих народах (40-41 гл.) и лучшее резюме Его божественного суда над ними и их ложными богами.

Глава 41, как видно из всего ее содержания, неотделима от предшествующей 40 главы и составляет вместе с ней одно целое - речь утешительно-увещательную для евреев и судебно-обличительную для язычников. Отсюда все, что нами замечено о времени произнесения и характере композиции первой половины речи (40 гл.), с одинаковым правом должно быть распространено и на вторую половину ее (41 гл.). В ней точно так же, сначала, идет речь о событиях ближайшего будущего - о завоевании Вавилона, главного врага евреев, Киром, царем персидским, и о том избавлении, какое он даст томящимся в вавилонском плену иудеям (последнее дано лишь implicite, подразумевательно); но затем взор пророка идет дальше и провидит Того Великого Избавителя, Который имеет спасти все человечество от духовного плена и основать новозаветное царство правды, счастья и блаженства.

К особенностям композиции 41 главы должно отнести, по мнению некоторых исследователей текста, имеющуюся в ней перестановку стихов. Один из случаев такой перестановки, признаваемый большинством ученых новейших комментаторов, мы уже отметили выше, при толковании ст. 6-7. Другой случай подобной же перестановки Condamin находит в отделе 21-29, который, по его мнению, основанному отчасти на анализе содержания, а отчасти на требованиях стихотворной структуры речи, должен быть помещен после 5-го стиха Но здесь Condamin почти одинок и имеет громадное большинство ученых против себя. (Condamin, de Livre d'Isaie 252-256 p. Paris, 1905).

См. также Толкование на Ис. 41:21

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст. 26–29. Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: «правда»? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших. Я первый сказал Сиону: «вот оно!» и дал Иерусалиму благовестника. Итак Я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их. 

Свидетельствуя о ничтожестве языческих богов и почитателей их, Пророк предлагает решительный вопрос: кто из них возвещал наперед то, что уже исполнилось, или кто возвестит то, что имеет быть? – дабы из самих совершающихся событий была очевидна истинность предсказаний. И решительно отрицает, что никто из них не предсказывал и никто их предсказаний не слыхал. Между тем, пророчества, возвещавшие волю Божию о народе Божием исполнились и возвещающие о будущем несомненно исполнятся. И если прежде возвещал Господь падение царства и опустошение Сиона, и это исполнилось: то и теперь Он «начало Сиону даст», т.е. победу и преобладание над народами мира (ст. Ис.41:9-14); и если, идя в плен из отечества, жители Иерусалима плакали, то возвратятся в Иерусалим с великим утешением (ст. Ис.41:16-20). Через такое сопоставление откровений Бога-Промыслителя с молчанием народных вождей и безответностью мнимых богов тем очевиднее та истина, что сами люди суть создатели своих богов, а боги суть пустые образы не существующих лиц, как призраки, обольщающие своих безрассудных чтителей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible