Скрыть
Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Сам Господь на суд приидет со старейшины людий, то есть будет судиться со священниками и учителями, запалившими виноград.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Сам Господь на суд приидет со старейшины людий и со князи их. Какое-то сильнейшее движение изображает пророческое слово, сказав: Сам Господь на суд приидет. Ибо о народе сказано: устроится Господь на суд и поставит на суд люди Своя; о старейшинах же и князьях говорится: Сам Господь на суд приидет. И, во-первых, сказано сие в научение наше, что будем судимы каждый в своем чине - и народ, и старейшины, и князья. Ибо малый достоин есть милости, сильнии же сильне истязани будут (Прем. 6, 6). Но также очевидно, что идущий на суд приидет не судить, но судиться, потому что не судии прилично идти на суд к подсудимым, но подсудимые должны собраться к судии.

Пришедший же на суд с ними тотчас упрекает их, говоря обличительно: Вы же почто запалисте виноград Мой, и разграбление убогаго в домех ваших; почто вы обидите людий Моих? Подумаем, старейшины и князи народные, что будем отвечать Обличающему. Но станем лучше молиться, чтобы не нашлось в нас ничего подобного и достойного обвинения. Ибо очевидно, что слово сие относится к нам, которые или состоим в пресвитерстве, или, пользуясь высшей почестью, начальствуем над народом. «Я вверил вам виноград плодоносен, весь истинен (Иер. 2, 21), чтобы он под вашим попечением приносил должные плоды, а вы не только привели его в запустение, но и зажгли». И это бывает, когда не только не учим должному, но еще допускаем в винограде запаление нечестия, которое, подобно пламени, разливается всюду и непрестанно охватывает с ним смежное. Кто зеленевшие доселе и плодовитые лозы делает сухими, некрасивыми и бесплодными и кто не только не угашает страстей, бывающих в нас от возжженных стрел диавола, но распутством жизни производит то, что многие страсти рождаются сами собой, тот запаляет виноград. Но запаляет виноград и тот, кто глупой любостяжательностью возбуждает во многих пожелание чужого. Посему Пророк присовокупляет: и разграбление убогаго в домех ваших, то есть и те, которые хищением и насилием собирают неправедное стяжание, также подают причину к запалению винограда, когда худой пример начальников обучает весь народ быть любостяжательными относительно друг к другу. Итак, обвинены будем в этом мы, старейшины и князи, которые не возделываем винограда здравым учением и благими примерами своей жизни. Не без основания будет нам сказано сие: и разграбление убогаго в домех ваших, если подаваемое для упокоения бедных удерживаем в домах своих, лишая сего нуждающихся.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 13-14 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Он продолжает тот же способ исправления, обращая укоризны от народа к старцам и начальникам и употребляя более грозный образ речи: представляет самого Бога судящим и осуждающим и обличающим за грехи против народа тех, которые обижали народ. Потому и говорит: восстал Господь на суд. Так как он окончил обличение, – обличение же для людей бесчувственных не очень тяжко, но наказание для них страшно, – то и говорит, что на одном обличении дело не остановится, но последует и наказание за грехи, когда Сам, имеющий судить, наконец потребует отчета и вступит в суд с грешниками. Это показывает и великое снисхождение Бога, желающего судиться с ними, и самую речь делает обличительною, так что имеющих ум может привести в великое сокрушение. И не по той только причине, о которой я сказал выше, он обращает речь к начальникам и старцам, но и для того, чтобы научить всех, что начальники подвергнутся более тяжким взысканиям, нежели подчиненные. Подчиненный даст отчет только за себя самого, а начальник и за себя самого и за народ, который вверен его власти. И от старцев справедливо требуется такая же строгость жизни, так как что для тех – власть, то для этих – возраст их. Правда, и юноша, тяжко согрешающий, достоин наказания; но тот, кто по самому возрасту способен к воздержанию и не обуревается такими волнами страстей, но имеет возможность с большею легкостью быть любомудрым и с большим удобством удаляется от всего житейского и приобрел больше благоразумия вследствие опытности в делах, тот справедливо должен быть наказан больше всех, если он в старости совершает дела невоздержанных юношей.

«Вы зачем опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах?» Бог всегда имеет великое попечение о терпящих обиды, и не меньше, как за грехи против Него, а иногда и больше, гневается за грехи против подобных нам рабов. Жену прелюбодейную он позволил отпускать, а язычницу – нет (Мат. 5:32; 1Кор. 7:12), хотя последняя виновна против Него самого, а первая – против человека. И когда приносится жертва, Он повелел оставлять дар и не прежде приносить его, пока оскорбивший ближнего помирится с братом своим (Мат 5:23, 24); и когда судил должника десятью тысячами талантов, то, обличая его в грехах против Себя, даже не назвал его лукавым, но скоро примирился с ним и простил весь долг, а за сто динариев и рабом назвал лукавым, и предал истязателям, и не прежде позволил отпустить, пока будет отдан весь долг (Мат. 25).

И когда сам Христос был ударяем, то Он не сделал ничего рабу, нанесшему удар, но кротко отвечал: «если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоанн. 18:23). Но когда Иеровоам, простерши руку, повелел взять обличавшего его пророка, тогда Бог сделал руку его сухою (3Цар. 13:4), научая и тебя кротко переносить обиды, касающиеся тебя самого, а касающиеся Господа преследовать с великою силою. Потому и преподавая заповеди, Он хотя и поставил любовь к ближнему второю заповедью, но – подобно первой, и как исполнения той требует весьма строго, так и этой. О первой он говорит: «всем сердцем твоим и всею душею твоею», и об этой: «как самого себя» (Матф. 22:37, 39). И из многих других мест можно видеть, с какой строгостью Он предписывает нам обязанности друг к другу. Так и здесь, посмотри, как сильно Он повторяет и усиливает обличение разительными выражениями: Вы, говорит, зачем опустошили виноградник? Как поступили бы какие-нибудь жестокие иноплеменные неприятели, так вы поступили со своими. Виноградом же Он называет народ, по причине великого попечения о нем и промышления свыше. И желая усилить обличение. Не сказал: почему подобных себе рабов, ближних, братьев, но Мое, говорит, погубили, Мое расхитили? Далее, показывая, в чем состоит это опустошение (запаление), говорит: награбленное у бедного – в ваших домах. Не столько град вредит виноградникам, сколько несправедливость к бедному и убогому обыкновенно подпаляет его душу, подвергая ее унынию, тягчайшему всякой смерти. Хищничество – всегда зло, но особенно тогда, когда обижаемый находится в крайней бедности. Этим он не только обличает, но и исправляет, обращая взоры их на похищенное. После таких слов, самый вид лежащего пред глазами может достаточно тронуть того, кто не сделался слишком бесчувственным.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 13-14 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Книжников и Фарисеев назвал вынудителями, а не учителями, и выше осмеивателями, которые ради даров, ослепляющих глаза даже мудрых, не только не обличали грешников, но из за богатства и выгод превозносили похвалами, называя блаженными, и столпами дома Божия, и прочим, что обыкновенно говорят льстецы. И так тот есть учитель церковный, кто вызывает слезы, а не смех, кто обличает грешников, кто никого не называет блаженным, никого— счастливым, и не предупреждает решения судии его, как говорить священное Писание: «не называй блаженным никакого человека прежде смерти» и как в другом месте читаем: «кто утром восхваляет друга громким голосом, тот нисколько не отличается от злословящего» (Притч. 27, 14). Поэтому, пренебрегая суждениями людей, не будем ни гордиться их похвалами, ни огорчаться порицаниями; то будем идти прямым путем и стезями, которые протерты святыми пророками, и будем внимать пророку Иеремии, который говорит: стоните на путех и видите, и вопросите о стезях Господних вечных, кий есть путь благ, и ходите по нему (Иер. 6, 16). Если же когда-либо будем блуждать и, как люди, идти превратным путем, то будем чаять обещанного Господом чрез Иезекииля: «дам им путь другой и сердце другое» (Иезек. гл. 36). Вынудители же испортили и запутали путь Господень, чтобы, имея ключ знания, и самим не входить, и народу не дозволять входить, но заставить их потерять путь той истины, которая говорит в Евангелии: Аз есмь путь, и живот и истина (Иоан. 14, 6).

Народ, обольщенный вследствие простоты и неопытности, называется еще народом Божиим и судится для того, чтобы спастись. И Господь в положении судящаго не сидит, как читаем у Даниила: «престолы поставлены и книги открыты» (Дан. 7:9); но стоит для суда, и стоит, чтобы судить народ, желая, чтобы стояли те, путь которых испорчен.

Против князей же и старейшин народа Своего (или с князьями же и старейшинами) приходит на суд не для того, чтобы судить, но чтобы также быть судимым, давая ему место защиты, если могут иметь, что ответить, по оному, что говорится в пятидесятом псалме: «чтобы оправдаться Тебе в словах Твоих, и победит, когда будешь судим» (Пс. 50:6). Также у пророка Михея читаем нечто подобное (Мих. 6:1-16), что мы объяснили в своем месте. Таким образом настоящее место понимается против фарисеев и δεντερωτάς (книжников). Между старейшинами же и князьями в древнем народе было, думаю, тоже отношение, что теперь между пресвитерами и епископами.

Ибо вы опустошили виноградник Мой: похищенное у бедного (находится) в доме вашем. Зачем раззоряете народ Мой, и лица бедных смягчаете или истощаете и, как перевели LXX, смущаете. Сохраняет обычай пророков неожиданно переменять лица; ибо выше сам Господь сказал: народ Мой! называющее тебя блаженным сами обольщают тебя. А потом говорит пророк: стоит для суда Господь: Гоcподь приидет на суд.

Таким образом после пророка сам Господь, который притек для суда со старейшинами народа Своего и князьями его, говорит к ним и обличает согрешающих: зачем опустошаете виноградник Мой, о котором написано: виноград из Египта пренесл еси (Пс. 79:9), и у того же самого пророка: виноград бо Господа Саваофа дом Исраилев есть (Ис. 5:6).

Этот виноградник и в Евангелии отдал Господь лукавым работникам, которые убили посланнаго к ним сына домовладыки (Мф. 21:33-44). Похищенное у беднаго, говорит, (находится) в домах ваших. Беднаго или просто понимай как нуждающагося в милостыне, или как беднаго духом, о котором написано: блажен разумеваяй на нища и убога (Пс. 40:1). И апостол Павел говорит: точию нищих да помним (Гал. 2:10).

И похищенное у бедных находится в их домах, когда они наполняют сокровищницы сбои и пользуются церковным имуществом для удовольствий, и общественныя подаяния, данныя для вспоможения бедным, или удерживают для себя или раздают родственникам, и чужою нуждою пользуются для обогащения себя и своих.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Августин Аврелий, блж. (†430)

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Ведь не один придет Он на суд, но со старейшинами народа Своего, которым обещал Он, что они воссядут на престолах для суда и будут судить даже ангелов.

Толкования на Псалмы

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 13–15 Но ныне устроится Господь на суд и поставит на суд люди своя: Сам Господь на суд приидет со старейшины людей и со князи их; вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших; почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете; глаголет Господь Саваоф

Пророк говорит, что множество терпящих неправду не будет оставлено без защиты и без всякого попечения, напротив, несомненно удостоверяет, что Бог всячески будет поборать за них. Ибо говорит, что Он будет судить пожинающих и ублажающих их, и что приведет в смятение стезю ног их. Произведет суд над старейшинами народа, сверх того над начальниками или предводителями. Он искупил народ свой из дома рабства и избавил от жестокости владычествующих, восстановив против них всю тварь: Он произвел превращение воды в кровь, поражал градом, глубокою и трехдневною тьмою и многим другим, о чем говорить подробным образом было бы продолжительно. Потом, переведши их посредине моря, питал их в пустыне, ввел их в землю обетования и народы сильные и весьма воинственные истребил как терние. И это объяснял нам боговдохновенный Давид, говоря к Спасителю и Искупителю всех: виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки и насадил еси и: путесотворил еси пред ним… Простре розги его до моря и даже до рек отрасли его (Пс. 79:9-10, 12). Ибо, как говорит пророк Иеремия, Израиль сделался пышно разросшеюся виноградною лозою и плод его – роскошным. Для ухода за ним поставлены были начальники народа; но они так небрежно относились к винограднику господина, что, казалось, он совсем был сожжен. В этом именно преступлении он и будет обвинять их, говоря: вы же почто запалисте виноград мой; ибо от кого следовало бы ожидать, что этот духовный виноград, то есть Израиль, будет находиться в самом лучшем состоянии и пышно разрастется, – те самые довели его до совершенного запустения, дали ему иссохнуть и сделали его негодным для господина. Итак, виноградник сожжен теми, при чьем уходе он должен бы быть очень богат виноградом и изобилен плодами и защищен от всякого вреда. Теперь не достойно ли обратить внимание на то, каким образом они, как это говорится о них, сожгли духовный виноградник? Тем, которые имели призвание учить и знали закон, приводящий ко всему угодному Богу, надлежало самим преимущественно пред другими жить как можно сообразнее с законом и быть как можно более украшенными славой справедливости, так чтоб их жизнь была образцом и как бы наглядным изображением совершенной жизни для каждого из подчиненных им. Сверх того, они обязаны были наставлениями из закона приводить подчиненных им ко всему доброму, погрешающих обличать, падающих восстановлять, показывать им путь благочестия, внушать им все лучшее и убеждать смотреть на конец закона, говорю, Христа: кончина бо закона и пророков Христос. И о Нем говорил Моисей в тенях и образах, предвозвещая древним священное и великое таинство. Но они, презревши все это, сами были злы по своим нравам, необузданны по своей жадности, неудержимы в любостяжании и совершенно пренебрегали правым судом. И вместо того, чтоб краснеть, они обыкновенно гордились всем этим. Итак, виноградник был сожжен, не получая пользы от жизни своих начальников и не получая руководства, при помощи наставления в законе к правильной и безукоризненной жизни, или к познанию Христа, уже воссиявшего живущим на земле и ясно говорящего: Аз есмь свет миру, Аз есмь путь и Аз есмь истина (Ин. 8:12, 14:6). Посему они должны были выслушать: вы же почто запалисте виноград мой, и разграбление убогаго в домех ваших? Почто вы обидите людей моих, и лице убогих посрамляете? Ибо они привлекали бедных к познанию того, что им самим нравилось, и были причиною того, что лица их покрывались стыдом. Как ревнители правды являются пред очами Божиими с светлым и исполненным великого дерзновения лицом; так, говорим, преданные порокам имеют непривлекательное, угрюмые и исполненное стыда и позора лице сердца. Но как тот, кто наставляет в мудрости и руководит к самому лучшему, приносит пользу; так, думаю, приносит вред всякий, призванный быть учителем, если не делает своего воспитанника любителем добра; ибо он как бы покрывает стыдом лице его и его бедного мудростью какие бы принуждают и увлекают к постыдному. Но вожди Иудеев были несправедливыми, и хищниками и в других отношениях, и покрывали стыдом лица бедных, будучи пристрастны к богатым, хотя закон говорит: суд праведный судите, и постоянно заповедует, чтоб не быть лицеприятным в суде.

Толкование на пророка Исаию

Руфин Аквилейский, пресв. (†410)

Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах

Пророк говорит своими словами: Господь вступает в суд со князьями его. Стало быть, может Господь подлежать суду, согласно свидетельству пророка, и Он не только суду подвергается, но даже бичеванию, и по лицу Его били ладонями, и оплевывали, и всяческое нас ради Он претерпел поношение недостоинства. И поскольку при проповеди апостолов это неизбежно всех поражало, то и к таким людям пророк воззвал: Господи, кто поверил слышанному от нас? (Ис 53:1). Ибо невероподобно, чтобы говорили и предсказывали, будто Бог Сын претерпел такое, стало быть, для того и было это предвещено пророками, чтобы не зародилось сомнения у тех, кто будет призван к вере. Стало быть, это самолично Христос Господь.

Изложение Символа веры

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-15 Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф

Господь, имеющий судить иудейский народ в его целом, особенную строгость проявит в отношении Своем к вождям этого народа.

Опустошили виноградник, т. е. воспользовались всеми плодами виноградника Божия сами, вместо того, чтобы, как приставленные к винограднику сторожа, сберечь этот виноград для хозяина (ср. Лк 20:16).

Образное выражение 14-го стиха раскрывается в ст. 15.

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.13-14   Восстал Господь на суд – и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах

     Бог – высший вождь и судья иудейского народа; Он хранит потомство Авраама; щадит его при самых его заблуждениях и падениях, в коих виновны главы народа – царь, князья и старейшины,
и вот поэтому открывает теперь свой суд именно над ними: на них падает обвинение в том, что они «хищение довели до грабежа», это – общая их вина!
Этот грабёж совершался под благовидным предлогом – собирания податей, сопровождавшегося преступным мздоимством и т. п.
И народ погибал, как не защищенный виноградник от диких зверей.

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible