Скрыть
серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 18-21 Отымет Господь… плетение волос их, то есть в день уничижения отнимет всякое украшение их. Запястия… усерязи… и светлая лаконская, то есть покровы, или одежды, простирающиеся до пят.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

Ст. 18-19 в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные

В день он, и отымет Господь славу риз их и красоты их. Поскольку они вопреки приличию пользовались тем, что дано им в употребление, то отымет Господь славу риз их, в которые одевались они на вред себе и встречающимся с ними. Посему всякой женщине, которая во зло употребляет облечение в одежду, угрожает отъятие. Поскольку ходиша,- говорит Пророк,- купно ризы влекущия, не столько пользуясь, сколько злоупотребляя одеждой, то им повелено обнажиться славы риз. Отнимет и у нас славу риз, если окажется, что не достойно ее употребляем, но попираем и скверним плотскими нечистотами. Какая же это риза, как не одеяние святых - Господь наш Иисус Христос? Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Сию-то ризу отымет Господь у тех, которые грехами попирают Тело и Кровь заветную мнят скверну (ср.: Евр. 10, 29). Символами сея ризы были неветшавшие ризы израильтян, по написанному во Второзаконии: не обетшаша ризы ваша, и сапози ваши не сотрошася на ногах ваших (Втор. 29, 5), потому что сапоги были символами уготовления благовествования мира. Ибо Новый Завет, какой дал Христос Иисус, пребывает новым и никогда не стареется. Чем долее употребляем сию ризу и сии сапоги, тем новее они делаются, и в нас, с преуспеянием веры во Христа, происходит непрестанно обновляемое и новое уготование благовествования.

И тресны ризныя. Господь угрожает чрез Пророка отнять у женщин, любящих наряды, и тресны ризныя. Слово κοσυμβοι (тресны) очень нечасто встречается в употреблении у греков, потому и значение его неизвестно. Впрочем, при устроении первосвященнической одежды находя ризу тресновиту (χυτωνα κοσυμβωτον), имеющую пугвицы и звонцы, думаю, что тресны (κοσυμβοι) суть какие-нибудь плетения бахромы, висевшие по краям вместе с золотыми звонцами и пугвицами (ср.: Исх. 28, 4, 33, 34). Сим-то подражали, по излишеству роскоши, и дочери Сиона в украшении собственной своей одежды и чрез это ругались над святительскими преимуществами, нося гиацинтовые и червленые сборки бахромы, висящие на подоле.

И луницы гривенныя, и гривну (слав: срачницы тонкия) , и красоту лица их. Пророк описывает подробно женские уборы, порицая излишество убранства. Ибо отнимет Господь и луницы гривенныя и гривну. Яснее выразил другой слово луницы, сказав (μανιακας) ожерелья и, вместо гривны, употребив слово (χαλαστα) цепи. Посему луница есть золотое шейное украшение, сделанное в виде круга, которое возлагая на себя, женщины стараются показать обнаженную шею и бесстыдно выказать то, что всего приличнее скрывать. И гривна есть некоторое украшение, спущенное также вниз, сходящее по груди, висящее в виде тонких цепей, и чтобы оно было видно, непременно нужно не закрывать грудь, вопреки тому чего требовало бы благоприличие. И красоту лица их. Есть некоторые краски, употребляемые женщинами для украшения лица: белая, алая и еще черная. Одна придает ложную белизну телу, другая цветет румянцем на щеках, а черная луновидно описывает бровь над глазами. И сие самое Господь угрожает отнять, чтобы не было окрадываемо, как говорят, целомудрие мужей и чтобы этим живописанием не были увлекаемы жалкие очи юношей. Или тогда отнимется это, когда все пред Судиею предстанет обнаженным, когда поникнет бровь, уныние явится на щеках, побледнеет лицо от страха. Итак, отнимет Господь и красоту и состроение красы славныя, как бы отнимет и вещество украшающее, и самое изобретение искусства. И поскольку невозможно столько превозноситься одним украшением и приходить от него в кичение, но, при соединении всех вместе украшений, порождается горделивая мысль, то Господь угрожает отнять и состроение красы. Какова же краса, такова, очевидно, и слава красы. Но краса - телесная и суетная; потому и слава красы телесна и несамостоятельна.

И обручи, и запястия, и вплетения. Все исчисленные наряды составляют предмет забот для женщины щегольливой, то есть роскошной и рассеянной; преимущественно же обручи, и название свое получив от роскоши (обруч, роскошествую), может быть, налагались на плеча. Запястья же выставляются на вид на краях рук. Иногда запястья берутся и в добрую сторону, например, когда старейший дому (ср.: Быт. 24, 2) украшал святую Ревекку (см.: Быт. 24, 22). Ибо той, которая должна была сожительствовать с Патриархом, нужно было, чтобы уневещивающий ее обучил предварительно душевной деятельности. Посему украсил он руку золотыми запястьями, то есть досточестными делами. Десять златниц вес их, потому что все соблюдение закона определяется десятью главами; и усерязи весом по драхме (ср.: Быт. 24, 22), потому что послушанию прилично украшаться верой в единого Бога. Но здесь отнимаются запястья, потому что превозносятся красотой запястий. Вообще пророческое слово показывает нам, что высоко думающий о дарованных ему способностях лишается поддерживающего его надзора. Вплетение же, вероятно, есть нечто вплетаемое в волоса, чтобы оно своей доброцветностью возвышало цвет волос. И никто да не почитает сего маловажным. Мы не честнее Духа, чтобы пренебрегать исследованием речений Писания. Ибо знаем из Песни Песней, что у восхваляемой невесты восхваляются и вплетения. Сказано: глава твоя на тебе яко Кармил, и заплетение главы твоея яко багряница (Песн. 7, 5).

И усерязи, и перстни. Знаем похвальное употребление усерязей в обручении Ревекки - символ того, что ей в доме Авраама будут преподаны благие уроки об истине в мысленном; но во многих местах Писания находим охуждаемые усерязи. Во-первых, видно сие из того, что, когда надлежало войти в Вефиль, Иаков приказал женам вместе с богами чуждыми отдать и усерязи (ср.: Быт. 35, 4), потому что как идолослужение, так и употребление усерязей служили препятствием к вступлению в дом Господень, ибо Вефиль толкуется дом Божий. Потом, в книге Исхода, Аарон, принужденный народным мятежом сделать идола, избрал усерязи как вещество, годное к приготовлению воспрещенного. Ибо сказано: взяша вси людие усерязи златы, яже во ушесех жен их, и принесоша ко Аарону. И слия их, сотвори им телца литаго (ср.: Исх. 32, 3, 4). И Гедеон, из плена измаилитского взяв у народа усерязи, сотвори от них ефуд, и постави его во граде. И соблуди весь Израиль по нем тамо, и бысть Гедеону и всему его дому в соблазн (ср.: Суд. 8, 27). И теперь усерязи сии охуждаются, потому что превозносятся ими мысли дщерей сионских.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 16-23 Здесь пророк сделал нечто необыкновенное, обратив пространную речь к женам, чего нигде в Писаниях мы не встречаем в таком виде. Какая же причина этого необыкновенного образа речи?

Велика, мне кажется, была тогда изнеженность жен, и много они способствовали порочности мужей. Потому пророк и обращается особенно к ним, направляя на них более тяжкие упреки; и в начале он возвышает речь, говоря от лица Божьего: И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею. Он упрекает их за главнейшее из зол, – за гордость и высокомерие. Это зло везде несносно, но особенно в женском поле. Жена, исполненная высокомерия, будучи более легкомысленною и неразумною, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляет ее. Он, кажется, обращается к женам иерусалимским; потому и называет их дочерями Сиона.

И ходят, подняв шею. Здесь он и посмеивается над ними, и показывает женское высокомерие, которое не может оставаться в душе, но прорывается наружу и выражается движениями тела. И не за гордость только он укоряет их, но и за распутство, как говорит, и объясняет в дальнейших словах. Он прибавляет и обольщая взорами. Это свойственно развратным женщинам – мигать глазами и таким образом показывать великое распутство изнеженность; ничто так не доказывает распутства и изнеженности как это.

И ступанием ног, купно ризы влекущыя. Немаловажен и этот упрек, хотя он и кажется маловажным; напротив, влачить по земле одежду – это знак крайней испорченности, изнеженности, невоздержания, распутства. Даже один из язычников, осмеивая своего противника, поставил ему в укоризну, сказав: «он спускает одежду до пяток».

И ногами купно играющыя. И это опять – признак такого же бесстыдства. Во всем, и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке, обнаруживается или целомудрие, или распутство. Движения внешних членов суть как бы вестники души, находящейся внутри. Как живописцы, смешивая краски, начертывают изображения, какие хотят, так точно и движения телесных членов выводят наружу свойства души и представляют их нашим глазам. Потому и другой премудрый сказал: «Одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его» (Сир. 19:27).

И оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их; в тот день. Обличив два порока, гордость и распутство, он для каждого употребляет соответственное врачество: для первого – первое, а для второго – последующее, для гордости – смирение, а для красоты одежд – лишение ее. Когда говорит, настанет война, тогда все будет унесено. Тогда высокомерные и гордые женщины, пораженные страхом, освободятся от этой болезни; развратные и во всем изнеженные, подвергшись игу плена, освободятся от всей этой изнеженности.

Но чтобы сделать слова свои более чувствительными для них и коснуться души слушателей, пророк подробно исчисляет украшения одежд этих женщин, золотые вещи, носимые на лице и прочих членах тела, потом переходит и к украшению дома. Они не только тела украшали, но простирали таковую гордость и на стены, расточая имение на ненужные предметы, и, завивая свои волосы, простирали всюду эти обольстительные крылья. За это он и укоряет их, говоря: отьимет славу риз их и красоту их, и вплетения их, и тресны ризныя. Выражением: тресны ризныя он называет или какое-нибудь головное украшение, или самый вид головной прически. И луночки, – украшение около шеи, видом подобное луне. И срачицы тонкия, – вероятно, говорит о летней одежде. И красоту лица их, – здесь, мне кажется, он разумеет притирания и румяна. И состроение красы славныя, – этим указывает на позолоту. И обручи, – золотые украшения на руках. И запястья, – украшение на кистях рук. И сплетение, – золотое украшение вокруг головы. И перстни и кольца, – которые называют браслетами.

И усерязи, и багряницы, и пребагряная. И утварь храмную, и светлая Лаконская. Такова была их забота касательно роскоши, что они употребляли не только отечественные произведения, но собирали и издалека, из чужих стран, и предпринимали для этого морские путешествия, потому что между Палестиной и Лакедемоном великое расстояние и огромное море.

Итак, не напрасно пророк, не называя сами одежды, указал на их отечество, но для того, чтобы показать безмерную роскошь женщин. И виссоны, и синеты, и червленцы, и виссон со златом и синетою претыкан, и тончицы преиманы златом. Они не оставили ни одного вида ни в одежде, ни в других украшениях, но прошли все пути роскоши, силою разврата будучи доведены до сумасшествия.

Будет вместо благовония зловоние. Видишь ли, как он отвергает и намащение благовониями и угрожает за это великим наказанием? Зловонием он называет здесь пыль, которая поднимается после разрушения города и набега неприятелей. И действительно, они истребляли его тогда огнем и мечем, иное в нем разрушая, а иное предавая сожжению. Предвещая это, пророк говорит: и будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка; он представляет изображение плена и отведение в страну иноплеменников. И вместо завитых волос – плешь – потому что или волосы выпадет от скорби, или неприятиели сделают это, или они – сами себе. В древности был обычай – во время печали и несчастия стричься или бриться. Так, Иов остриг главу, услышав о несчастии детей. И этот пророк далее говорит, что вместе с вретищем и рыданием будет острижение (Ис 22:12). Также другой пророк говорит: «сними с себя волосы, остригись, скорбя о нежно любимых сынах твоих» (Мих. 1:16).

И вместо широкой епанчи – узкое вретище. Не представляется ли это страшным и невыносимым? Но нас ожидают еще не такие наказания, а червь ядовитый и тьма нескончаемая. Если тех за пристрастие к украшениям постигли плен, рабство и крайние бедствия, – а что Бог осудил и наказал их собственно за этот грех, послушай, как пророк, исчислив бедствия, указывает и на их причину: сия ти; говорит, вместо благолепия – если иудейские жены, пристрастные к украшениям, подверглись такому наказанию, когда отечество их было разрушено до основания, и они, после великой роскоши, были отведены в чужую страну рабынями, пленницами и изгнанницами, и преданы голоду, болезням и бесчисленным родам смерти, то не очевидно ли, что мы подвергнемся еще тягчайшим наказаниям, впадая в те же грехи?

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 18-20 в тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу

В какой день? Иудеи полагают, в день плена Вавилонскаго. Мы справедливее утверждаем, что это было тогда, когда они были пленены Римлянами и потеряли все украшения одежд, драгоценных камней, и золота, и ожерельев и различной утвари.

Или метафорическимъ сравнением с женщинами говорится, что все украшение городов уничтожено. Украшение городов понимай в площадях и в портиках, в Форуме и в местах гимнастических упражнений и в общественных стенах. Если мы относим это к состоянию душ, то припомним, что мы читали об обутых ногах имевшаго есть мясо агнца и совершать Пасху, а также о неизнашивавшихся одежде и обуви странствовавших по пустыне.

Какая эта обувь? Та, о которой апостол пишетъ к Ефесянамъ: обуете позе во уготовите благовествования мира (Еф. 6:15). Есть обувь и у имеющей погибнуть души, когда женщины будут ходить с вытянутою шеею и влачить одежды ногами, и вместо свойственной матронамъ чистоты, будут подметать грязь с земли.

Описывает женския украшения и чрез них украшения городов или, в иносказательном смысле, украшения различных добродетелей. Женщины имеют висящия наподобие луны привески, которыя мы относим к украшениям Церкви, освещаемой Солнцем правды; также цепи, которыя, свешиваясь до груди, указывают на разум и седалище (ηγεμο νικόν) ума в сердце; и ожерелья, обозначающия одним словом все украшения; и красиво сделанныя запястья, какия получила Ревекка при помолвке (Быт. 24:22), и повязки, и головныя украшения, и проворныя булавки, чтобы иметь суждение обо всем, и подвязки, украшающия поступь нашу, чтобы мы слышали: «да не преткнется нога твоя» (Пс. 90:12), и: избавишь ноги мои от надения (Пс. 55:14); и шейныя цепочки, которыя сплетаются из золотых и серебряных проволок, то есть из смысла изречения Писаний; и сосудцы для духов, чтобы мы были благоуханием Христовым (2Кор. 2:10), и серьги, чтобы мы слушали не суд крови, но слова Господа говорящаго: имели уши слышат да слышит (Лк. 8:15); и перстни, которыми мы запечатлеваемся для служения Господу, котораго запечатлел Бог Отец. Поэтому говорится князю Тира: ты еси печать уподобления (Иез. 28:12); и блудный сын вместе с верхнею одеждою получил перстень и сапоги (Лк. 15:22).

И драгоценные камни, висящие на лбу, которыми украшаются наши лица, о каковом украшении головы и в псалме читаем: яко миро на главе сходящее на броду, броду Аароню (Пс. 132:2). Хотя все это LXX толковников, Акила, Симмах и Феодотион перевели различными способами, мы, как могли, изложили в связи по еврейскому или по собственному переводу, и не хотим долее останавливаться на частностах, чтобы объяснение не показалось мелочным и чтобы не наскучить благоразумному читателю.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 18–22 В день он, отымет Господь славу риз их и красоты их, и вплетения златая (на главе), и тресны ризныя, и луницы гривенныя, и срачицы тонкия, и красоту лица их и состроение красы славныя, и обручи и перстни, и мониста и запястия и художныя усерязи, и багряницы, и пребагряная, и утварь храмную, и светлая лаконская, и виссоны и синеты, и червленицы и виссон со златом и синетою претыканы, и тончицы преиманы златом

Показав, что в тот день будет открыта срамота их, подробно повествует и о том, каким образом случится с ними срамота. А что они будут находиться в нищете и лишатся всего, изысканно ими изобретенного, и оного прежнего благоденствия и роскоши, в этом удостоверяет, присовокупляя, что они будут обнажены от всякого украшения, утративши плетения, ожерелья и цепь и прочее неразлучное с этим. Из сего можно видеть, что они имели величайшее пристрастие к нарядам, преданы были мыслям об украшениях, в особенности же о разврате. Ибо женщинам с добрым настроением сердца и отличающимся скромностью, совершенно противны занятия такими предметами, и им отвратительно и ненавистно то, что придавало бы им нескромный вид, напротив, они твердо держатся того мнения, что должно приобретать похвалу добрыми делами; а у распутных женщин, у которых заметна склонность к любодеянию и распутству, ум обращен ко всему противоположному и помыслы стремятся к тому, чтобы со всевозможной тщательностью украсить себя и отовсюду собирать то, что потребно для этого. Каждой из таких женщин надлежит сказать, что она напыщенна и распутна. О такой непристойной и надменной женщине вспоминает и Соломон, говоря: обретох… жену, яже есть ловитва, и сети сердце ея, узы в руку ея: благии пред лицем Божиим изъимется от нея, а согрешаяй ят будет от нея (Еккл. 7:27). До сих пор здесь было говорено нам о женщинах непристойных и лукавых. Но нужно знать, что Бог устами пророка Иезекииля говорит к синагоге иудейской, как бы к одной женщине, которую, говорит, украсил разнообразным украшением: а написанное о ней гласит следующее: и прострох криле мои на тя, и прикрых студ твой, и кляхся тебе: и внидох в звет с тобою, глаголет Адонаи Господь: и была еси мне, и омых тя водою, и ополосках кровь твою от тебе, и помазах тя елеем. И облекох тя в пестроты, и обух тя в червлены: и препоясах тя виссоном, и возложих на тя трихаптон, и украсих тя утварию, и возложих запястие на руце твои, и гривну на выю твою, и дах усерязи на ноздри твоя, и колца во уши твои, и венец хвалы на главу твою, и украшенна была еси златом, и сребром, и одежды твои виссонны и трихапты и испещрения (Иез. 16:8-13). Итак, Бог увеселяет душу, вступившую с Ним в тесное единение, разнообразным украшением и многообразно увенчивает славою добродетелей: но у тех, которые сохраняют жизнь свою безукоризненною и проводят ее в святости, духовная красота будет еще большею и пребудет неувядаемою; а с теми, которые охотно склоняются к тому, к чему не должно, и легко увлекаются дурными делами, непременно случится то, что они утратят все доброе и будут страдать лишением того, что им некогда даровано было. Ибо они впадут в руки лукавых и нечистых друзей, князей века сего, мироправителей тьмы сей, духов злобы, которые особенно злоумышляют против добродетельных душ: ибо совратить их – для них наслаждение, подобно тому, без сомнения, как птицеловам кажется большим удовольствием ловить самых красивых птичек. Поэтому где-то и о сатане написано, что снеди его отборные. И так, нам надлежит бодрствовать и мужаться с Богом и понимать слова блаженного Павла: темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор. 10:12). При этом приходящие к могущему все Богу должны говорить в молитвах: Господи, волею твоею подаждь доброте моей силу (Пс. 29:8).

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные

Серьги - точнее с евр. капли. Так назывались алмазы, надевавшиеся на уши и напоминавшие собою удлиненные капли воды.

Увясла - головные повязки.

Запястья - точнее, золотая цепочка для связывания ног, чтобы делать шаги более мелкими и для того, чтобы производить звон. (ср. Быт 24:47).

Сосудцы с духами часто делались из чистого золота.

Привески волшебные - предохранительные от разных несчастий амулеты с надписями.

Вдаваясь во все эти подробности женского туалета, пророк хочет сказать этим, что у евреев собственно не оставалось времени на занятие еще чем-либо, кроме туалета…

См. также Толкование на Ис. 3:16

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.18-23   В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки,
серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные,
перстни и кольца в носу,
верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки,
светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала.
И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос –
плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо.


     Пороки – гордость и роскошь всего вернее исправляются унижением и лишением. Поэтому и Господь определяет «дщерям Сиона» плен и рабство.
Тогда-то золотые цепочки на голове, на руках и даже на ногах они заменят грубыми, тяжелыми, железными рабскими целями, а вместо кораллового или жемчужного ожерелья наденут на шею мертвую окровавленную петлю...
Тогда потускнеют и золотые «луночки»...(металлические изображения Луны, в виде подвесок, прикреплявшиеся к ожерелью или к гривне, которая, в виде металлического обруча, надевалась на шею.)
И могут ли еще блестеть все эти украшения на голове и на груди разодетых красавиц, когда густые облака дыма, поднявшиеся над воспламененной столицей погибающего отечества, закроют солнце и луну на небесном своде?...
Тогда враги не только сорвут фигурчатые серьги и кольца, но по варварскому обычаю восточных победителей обрежут самые уши и носы (в которых Евреи обыкновенно носили серьги), тогда, вместо прозрачного покрывала, положат повязку на глаза и отрубят голову на плахе, вместо драгоценного запястья с усилием напялят на руки тяжелые оковы; вместо пояса, украшенного разноцветными камнями – опояшут и перевяжут всех грязной веревкой; вместо благовонной смолы и ароматического бальзама, обоняние их будет поражено зловонием от немытого белья и заразительным смрадом от трупов, тлеющих на улицах разрушенной столицы; тогда, вместо «мониста»(разного рода полотняные, украшенные драгоценными камнями и металлами, нагрудники), шитого золотом и жемчугом, красиво охватывающего перси, дщери Сиона будут носить в обнаженной груди своей тяжелую грусть, как бы надгробный камень, приваленный к их смертельно разбитому сердцу...
Наконец, верхняя, широкая и разноцветная одежда, и нижняя тонкая, белая сорочка, а также платки, кошельки, тонкие прозрачные епанчи, красивыми складками облегавшие верхнее платье и смягчавшие резкий оттенок его ярких красок, все это будет снято и отнято и заменится одним грубым узким вретищем, в каком не ходят даже и рабы, разве только нищие, по неволе. Теперь на беспечной голове, в роскошном убранстве, художественно заплетены изящные волосы, а тогда будут обрезаны пышные косы, выбрито темя и посыпано пеплом – в знак многих лишений, горькой участи и ничтожества.
Таков вид настоящих пленительниц и будущих пленниц! За что же таким станет Израиль, усыновленный и воспитанный Самим Богом? – рабский вид, как клеймо, будет свидетельствовать о его гордом богоотступничестве, как некогда особенное «знамение» Божие свидетельствовало о братоубийстве и проклятии Каина (Быт.4:15).

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible