Скрыть
пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

судию… и пятьдесятоначалника… и старца и мужа дивнаго

Все чиноначалия – тысяченачальников, стоначальников, пятьдесятоначальников и десятоначальников, которых установил Моисей разбирать дела и доносить ему, отымет Господь, потому что извратили они правду, любя брать дары.

Толкования на священное Писание. Книга пророка Исаии

Василий Великий, свт. (†379)

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

И пятьдесятоначалника. Господь Саваоф угрожает отнять у иудеев вместе с прочими и пятьдесятоначалника. Чтό под сим разумея? Под частью разумея целое, говорит, что допустит прийти у них в беспорядок всему благоустройству и управлению, потому что тысященачальники, стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники поставлены были Моисеем по совету Иофора, чтобы на себе несли попечение о народе и приняли на себя меньшие суды для имеющих нужду в суде (см.: Исх. 18, 21–22). И иудеям изречена угроза, что такой порядок управления будет у них отнят. Посему Пророк угрожает, что отнимется у них пятьдесятоначалник, как и человек ратник, и судия, и смотреливый, и пророк, и старец.

И дивнаго советника. В жизни человеческой весьма нужен и полезен совет, потому что никто не может сам один удовлетворить себе во всем, но имеет нужду в помощниках, еще более при избрании полезного, чем при отправлении телесных действий, так что человек, не имеющий советника, подобен кораблю без кормчего, предоставленному на произвол туда и сюда порывающих ветров. Если же при рассмотрении чего-либо маловажного берем советников, то как не искать нам дивных советников, когда идет дело о душе и о полезном для души? Посему, как скоро иудеи составили лукавый совет, как бы им предать Господа, Господь отнял у них дивнаго Советника, советам Которого дивились (ибо дивляхуся о учении Его (Мф. 22, 33), но не следовали наставлениям. Как же не дивен Советник, Который, вместо закона око за око, советует: если кто ударит в десную ланиту, обратить ему и другую (ср.: Мф. 5, 38, 39), также не гневаться, не судиться, не иметь вожделения к гнусному, никого не почитать врагом, но любить ненавидящих, не заботиться о тленном, не превозноситься умом, не просить у Бога маловажного, иметь сердце на небеси, туда перенеся свои сокровища, пребывать с Богом, быть братолюбивым, сострадательным, общительным в том, чтό имеет у себя, нечистоту поставлять не в пище, но в сердце и в произволении? Сего-то Советника, подающего такие Божественные и дивные советы, отнял у них Господь за то, что не приняли Его. Посему нет у них дивнаго советника.

И премудраго архитектона. После того как у иудеев отнято право пользоваться дивным Советником, Который, как оказалось, есть Господь наш Иисус Христос, отнят у них и премудрый архитектон 1)) и стал Апостолом языков сей Евреин от Еврей, по закону фарисей (Флп. 3, 5),– Павел, соделавшийся рабом Иисуса Христа, Которого гнал. Где же доказательство его архитектонского знания? Сам он говорит: яко премудр архитектон основание положих (1Кор. 3, 10). Думаю также, что и Дух Святый архитектонствует в Церкви Божией, по слову того же Павла, который говорит: созидаетеся в жилище Божие Духом и, снабдеваемые Духом, созидаетеся и растете в церковь святую о Господе (ср.: Еф. 2, 22, 21). Итак, отвергших дивнаго Советника, Бога Слово, Господь лишил мудрого Архитектона – Духа Святаго. Посему, не имея Составляющаго и Счиневающаго их (ср.: Еф. 4, 16), они отрешены и отделены друг от друга и не могут чрез духовное созидание соделаться Церковью Божией. Будем же молиться, чтобы Церковь снабдевалась Духом, чтобы у нас поставляемы были духовные архитектоны, каков Веселеил, которого Бог наполнил Духом Божиим, духом смышления и ведения архитектонствовати во всяком деле архитектонства (ср.: Исх. 31, 3–4).

И разумнаго послушателя. Если, по слову Соломонову, слово многоценно во ухо благопослушно (Притч. 25, 12), то где нет слова, там нет нужды и в слухе. Итак, поскольку отнят чудный советник, то вследствие сего отнят вместе и разумный послушатель. Ибо где нет серебра, там без дела остается и торжник. Но прискорбно видеть, что, когда слово полно мыслей и рассуждает об обязанностях, нет разумно сознающего слово, потому что не имеют душевного уха, какого требует Господь для слушания слов Его, говоря: имеяй уши слышати да слышит (Мф. 11, 15).

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 2-3 храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

Исполина и крепкого. Исполином Писание постоянно называет человека сильного или превосходящего многих размером своих членов. Когда в книге Бытия от говорит: тий бяху исполини, человецы именити (Быт. 6:4), то этими словами не говорит о рождении какого-нибудь другого рода, но указывает нам, что они были сильны, крепки, здоровы.

И человека ратника и судию. Невыносимое наказание, указание крайней гибели составляет сказанное, когда, и при целости стен и башен, город вместе с самими жителями может быть предан неприятелям. Ведь безопасность городов заключается не в камнях, не в деревах и оградах, но в благоразумии населяющих город; когда есть такие люди, тогда ни, и в присутствии врагов, ограждают город безопаснее всего; а когда их нет, то, хотя бы никто не беспокоил его, он представляется более жалким, нежели город осаждаемый.

Таким образом, пророк преподал тем и всем слушающим немалый урок любомудрия, убеждая никогда не надеяться на величие города, на рвы и укрепления, но на добродетель мужей пригодных. Внушая им страх, он говорит, что Бог лишит город безопасности, отняв не только сведущих в войне, но и умеющих судить, которые не менее воюющих приносят пользу городам, благоустраивая мир и часто отклоняя угрожающие войны. Так как войны постоянно произрастают от корня грехов, то стражи законов и точные блюстители правосудия, обуздывая большую часть грехов, могут уничтожать и поводы к войне, почему же Бог отнимает их? Потому, что люди не пользовались ими, как должно, когда они были. Как спасительные наставления Его приносили великую пользу слушателям, но, возвещая иудеям, Он прикрывал свои наставления неясностью, потому что они не внимали словам Его, так точно эти великие дары, которые доставляют нам великое спасение, Он часто отнимает, когда принимающие не хотят извлечь из них никакой пользы.

И пророка, и смотреливаго. Не малый вид гнева (Божьего) – и то, когда прекращаются пророчества. Так, когда Бог отвратился от народа иудейского за грехи детей Илия и за великое нечестие народа, то прекратилось пророчество: слово Господне, говорит Писание, глагол Господень бы честен в тыя дни, не бы посылаемо (1Цар. 3:1); честен, т.е. редок. И при Озии то же самое. Между тем не мало пользы они получили бы от этого, если бы хотели. Слышать волю Божью, приготовляться к будущим бедствиям, узнавать неизвестное и то, когда нужно напасть на неприятелей, когда быть спокойным, и как избегать всех скорбей, – это много способствовало им к спасению. Но так как, слыша откровения, они не поступали, как должно, то Бог лишил их и откровения; при чем являлось великое человеколюбие Божье в том, что Он, и предвидя будущее, и зная, что они не будут пользоваться дарами Его, как должно, делал все, от Него зависящее. Вместе с пророком, говорит, Бог отнимет и смотреливаго.

Здесь, мне кажется, смотреливым он называет того, кто по великому благоразумию своему и по опытности в делах предугадывает будущее. Ведь иное дело – предугадывание, иное – пророчество. Один говорит Духом Божьим, не привнося ничего от себя самого; а другой, на основании прежде бывшего и усилиями собственного благоразумия, предвидит многое из будущего, как свойственно предвидеть человеку благоразумному. Но между тем и другим великое различие, – такое как между благоразумием человеческим и благодатью божественною. А чтобы примером пояснить слова мои, вспомним о Соломоне и Елиссее. Оба они возвещали неизвестное и открывали сокровенное, но оба не одною и тою же силою: первый по человеческому благоразумию, на основании естественного опыта, говорил о прелюбодейных женах (Прит. гл. 5); а последний говорил не по какому-либо соображению, – какое соображение могло открыть воровство Гиезия (4 Цар. гл. 5)? – но по божественной благодати провидя отдаленные события.

И старца, пятьдесятоначальника. Вместе с теми, говорит, отнимет Бог и старца, и пятидесятника, разумея под старцем не просто человека престарелого, но имеющего вместе с сединою и благоразумие, свойственное седине.

Также и под пятьдесятоначальником он разумеет не одного какого-нибудь пятидесятника, но называет этим именем всех начальников. Ничего, по истине ничего нет хуже безначалия, подобно тому как нет ничего ненадежнее корабля, который не имеет кормчего. Не останавливаясь и на этом, он угрожает, что отнята будет и другая великая опора безопасности, – умеющие подавать отличные советы, которые не меньше оружия доставляют благодеяния городам.

Отниму, говорит, и дивнаго советника, и премудраго архитектона, разумея не строителя, но человека опытного в делах, знающего многое и умеющего благоразумно устраивать все дела города.

Вместе с теми – и разумнаго послушателя. Действительно когда нет его, то, хотя бы все прочее было, нет никакой пользы городам; хотя были и пророки, и советники и начальники, но если нет ни одного слушателя, то все – тщетно и напрасно. Здесь, мне кажется, выражение: отниму, значит: оставлю, попущу, подобно тому, как Павел говорит: предаде их в неискусен ум (Рим. 1:28), выражая не то, будто Бог вверг их в безумие, но – оставил и попустил им оставаться безумными.

Толкование на пророка Исайю

Иероним Стридонский, блж. (†420)

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

Начальника над пятидесятью. Синекдохически частью означается целое. Как сотниками называются начальствующие над сотнею воинов, и тысячниками начальствующие над тысячею, которых мы называем трибунами, потому что они начальствуют над трибою: так в Израильском войске пятидесятниками назывались те, которые стояли в главе пятидесяти воинов. Поэтому же и десятниками мы называем начальствующих над десятком людей. И неудивительно, если у Иудеев исчез всякий чин воинский, когда они не имеют возможности сражаться с мечем и носить оружие.

Но так как пятидесятое число всегда относится к покаянию, а начальник покаяния и глава спасающихся чрез покаяние есть Христов, то раскроем вкратце тайны этого числа. В Бытии читаем, что при ходатайстве Авраама к Господу начиная с пятидесяти праведников (Быт. 18:24). Бог сказал, что город будет спасен, если в нем найдется пятьдесят праведников. И семь седмиц, по книге Числ, то есть Пятидесятница, составляют торжественнейшее празднество (Чис. 28:26). Также и юбилей (Лев. 25:10), то есть год отпущения, слагающийся из семи седмиц лет, то есть из сорока девяти лет, в который звучат трубы всем возвращаются прежния владения, содержит это таинство.

Поэтому и Давид в пятидесятом числе пишет псалом покаяния. В той же книге Числ читаем, что из добычи и прибыли пятидесятую голову как из людей, так из скота, получают священники и пятидесятую левиты (Чис. 31:30), стерегущие двери скинии. К такому же разумению относится и та евангельская притча (Лк. 7:41), в которой говорится о двух должниках, из которых один был должен пять сот динариев, а другой пятьдесят.

Поэтому и апостол у Ефесян, которым он раскрыл все тайны, хочет остаться до Пятидесятницы, пока не обратится вполне к Господу, говоря: «ибо для меня отверста великая и широкая дверь, но иного противников» (1Кор. 16:9). И диавол подражает израильскому войску, относительно котораго Иофор дал зятю своему Моисею совет, чтобы он поставил над народом трибунотников и пятидесятников (Исх. 18:21).

Потому нечестивый царь (4Цар. 1:9) посылает двух пятидесятников с подчиненными им воинами взять Илию; но они были уничтожены божественным огнем, третий же из них, обратившись к молитве и познавший тайны покаяния, спасается.

Поэтому и Иудеи, не желая признать Господа совершенным и пятидесятиначальником, говорит к Нему: пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел (Ин. 8:57). Но Он, зная, что Он есть Начальник не только кающихся, но и праведных, ответил: прежде даже Авраам не быст, Аз есмь (Ин. 8:58). А что Господь есть пятидесятиначальник, это мы можем уразумевать из одного праздника котором Он говорит: Господь есть субботы сын человеческий (Мф. 12:8). Если же субботы, то и новомесячий; если новомесячий, то и пасхи, то есть опресноков; если пасхи, то и юбилея; если юбилея, то и кущей; если кущей, то и пятидесятницы, которая относится к пятидесятому числу.

И почтенного по виду и советника. Вместо двух, то есть почтенного по виду и советника, LXX перевели одно: мужа дивнаго советника. Между прочими милостями Господь отнимет у Иудеев и эту, чтобы они не имели никакого советника, но все делали без совета. И достойно похвалы и удивления известное изречение греческого поэта «прежде всего счастлив тот, кто мудр сам собою, затем тот, кто слушает мудрого». А кому недостает того и другого, тот бесполезен как для себя, так и для всех. Поэтому и в наших книгах читаем: мирствующий с тобою да будут мнози советницы же твои един от тысящ (Сир. 6:6). И еще: «все делай с советом, и даст тебе мудрость дивного советника». И сенатския постановления называются совещательными (consulta) и правители римские назывались некогда консулами (советниками) или от совета (consulendo) гражданам или от управления всем посредством совета (consilio). И мы имеем в церкви свой сенат, собрание пресвитеров. Итак, когда Иудея между прочим лишилась и старцев, то каким образом могла иметь совет, который составляет принадлежность собственно старцев?

И мудрою строителя. Вместо этого Акила перевел мудрейшего художника, чтобы показать, что они имели некогда многих художников, каковым был и тот Веселил, сын Урии, сына Урона из колена Иудина, которого Бог исполнил Духа мудрости и разумения и ведения, чтобы во всяком деле был совершеннейшим мастером, не только в золотой и серебряной работе, но и в медной и прочих, перечисляемых Моисеем, устроивший скинию Божию (Исх. 31:2-7). Таким образом когда они лишились строителей, твоя благодать созидания была перенесена на церковь. Поэтому апостол Павел говорит: яко премудрь архитектон основавшие положих (1Кор. 3:10). И Иеремия был строителем, который не только искоренял, и подкапывал, и разрушал, но и созидал (Иер. 1:10). Поэтому тот же апостол говорит: «мы Божия нива, Божие здание» (1Кор. 3:9).

Также и Господь наш называется строителем стен (Еф. 2:20), и в Евангелии создавший все прозывается сыном тектона (Мф. 13). Также в книге Царств читаем, что послал царь Соломон и взял Хирама Тирийца, сына женщины вдовой, который был из колена Неффалимова, имел Отцем Тирийца, медника; и пришел он к царю, и производил все работы царю Соломону. В нем образ созидания Церкви, родившейся не только от колена Иудина, но и от Неффалимова, и от отца Тирийца, имевшего матерью вдову, потому что она потеряла первого мужа (3Цар. 7:13-14), и гораздо более детей у оставленной, более чем у имеющей мужа (Ис. 54:1). Но и в книге Паралипоменон мы читаем о долине художников: Сараия же родил Иоава, отца долины художников, потому что там были художники (1Пар. 4:14). Они потому называются обитающими в долине, что знание не делало их надменными, но они следовали смиренному и кроткому Иисусу, и могли сказать с апостолом: аз бо есмь мний апостолов, иже несм достоим нареклися апостол (1Кор. 15:9), и в другом месте: от части разумеваем, и от части проротствуем, и видим ныне то же зерцалом в гадании (1Кор. 13:9).

И искусного в таинственном слове. Вместо сего LXX перевели: разумного слушателя, Феодотион: искусного заговаривателя, Акила: искусного нашептывателя, Симмах: искусного в таинственном слове, которому и мы следовали в этом месте. Сперва нужно сказать по LXX, что между прочими духовными дарованиями в Церкви также необходим и разумный слушатель. «Ибо иному дается пророчество, иному различение духов» (1Кор. 12:10). Поэтому и в народе Иудейском были установлены священнические степени, чтоб они различали пророков и лжепророков, т. е. понимали, кто говорит от Духа Божия и кто от противного. Об этом мы должны читать у Иеремии (Иер. 14:14).

Искусный же в таинственном слове, иди нашептыватель и, как Феодотион полагал, заговариватель, кажется мне, есть муж ученый и опытный как в законе и пророках, так в Евангелии и апостолах, который своим учением может врачевать и приводить к разумному состоянию, всякое душевное волнение, когда и любодей получает целомудрие, и расточительный — умеренности бывший некогда корыстолюбивым подает милостыню. Обшарь все иудейские синагоги, и ты не найдешь ни одного учителя, который внушал бы святое и учил, презревши богатство, следовать бедности. О подобного рода заговаривателях против змей и аспидов, т. е. против грешников, оставивших правду Божию, говорил Давид в псалме: оставиших грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Ярость их по подобию тешу, мо аспида глуха и затыкающего уши свои иже не услышит гласа обвающих, самого искусного в заклинаших (Пс. 57:4—6). Вся речь апостола против змей и аспидов есть заговаривание, которого не выслушивают грешники и еретики, потому что затыкают уши свои, чтобы не слушать истины.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга вторая

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Ст. 2–4 Отъимет также, говорит, и пророка и смотреливаго, и старца, и пятьдесятоначальника, и дивного советника, и премудраго архитектона, и разумнаго послушателя. И поставлю юноши князи их, и ругателие господствовати будут ими

Что пророчество отнято было у иудейской синагоги, в этом никто не усомнится, потому что это ясно подтверждается самым делом. Ибо о Христе Иисусе предвозвестили блаженные пророки, жившие в давние времена. Но когда исполнилось то, что было предречено; тогда пришел конец закона и пророков (ибо Бог Господь явился нам, по слову Писания); когда же нагло восстали на Него; тогда у них прекратилась благодать пророчества. Ибо было ни с чем не сообразно удостоить духа пророчества противников и оскорбителей Бога, сделавшихся Богоубийцами, и тех, руки которых были полны кровей. Об этом может засвидетельствовать им и блаженный Даниил, говоря, что запечатано будет видение и пророк. Итак, Израиль не причастился столь величественной, в высшей степени славной благодати, и был так упорен и неразумен, что у них не оказалось ни одного прозорливого. Прозорливым же мы называем того, кто все совершающееся правильно определяет, и очень хорошо распознает, куда что идет и к какой цели направляется; а те, которые не осмотрительно и легкомысленно приступают к деятельности и ходят как бы во тьме, наталкиваются на камни: рассудительные зорким оком смотрят на последствия действий; и потому не удивительно, что вследствие этого они все делают благоразумно. Таков плод доброго ума и поистине прекрасного стремления. Старцем же мы называем человека не по летам (ибо у Иудеев и теперь еще есть очень много таких, которые достигают глубокого старческого возраста), но по разуму и как бы совершенства мудрости достигшего. Таким-то и блаженный Иоанн пишет, говоря: пишу вам, отцы, яко познасте безначальнаго (1Ин. 2:13). Поэтому под старцами мы будем разуметь имеющих уже спокойный ум, постоянных и седых по мудрости и научившихся пользоваться тем, что случается. Пятьдесятоначальником же называет совсем не того, кто поставлен начальником над пятидесятью мужами, но того, кто вообще как бы сообразно с этою деятельностью руководит и располагает своих подчиненных действовать и жить благопристойно и добропорядочно. Вместе с прочим и в этом отношении пострадала иудейская синагога. Ибо когда еще жил вместе с ними Спаситель всех нас Христос и чрез веру призывал в жизнь вечную, в царство небесное, к ближайшему общению с Богом, – у них еще были архиереи и начальники, книжники и фарисеи. Но когда они, жалкие, убили Его, то рассеяны были по всем ветрам, сделались переселенцами и скитальцами, везде чужестранцами, не имеющими вождей и начальников, как в старину; но были подобны стаду, лишенному пастырей и не имеющему надзирателей, и что еще грустнее, – не имеющему дивных советников, каковыми были в древности некоторые пророки, наставляющие их необходимому для спасения, увещающие необузданных и весьма искусно руководящие ко всему полезному. Угрожает отнять у них и премудраго архитектона и разумнаго послушателя. Это духовные и Богом подаваемые дарования и достойные всякой похвалы. Ибо премудрым архитектоном называем того, кто умеет духовно созидать церковь правильными и безупречными наставлениями, кто уничтожает обольщения лжеименного знания и ограждает ум верующих догматами истины. Таков был божественный Павел, который заповедует, говоря: по благодати Божией данней мне яко премудр архатектон основание положих, ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает. Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Христос (1Кор. 3:10-11). Итак, у Иудеев нет не только мудрого строителя, но и разумного слушателя. Мы думаем, что это тот, кто имеет дар различения духов и может понимать, кто говорит в Духе Божием, и кто в духе Веельзевула. Ибо многие и много произносят речей, имеющих предметом истолкование догматов и внушение доброй нравственности, но, будучи не искусны и непросвещенны, уничтожают различие и допускают не точные слова, которые не только не приносят никакой пользы, напротив обыкновенно причиняют вред. Разумный же слушатель, подобно опытному ростовщику, принимает только то, что обыкновенно приносит пользу, а то, что не таково, отбрасывает, как фальшивую монету. Нечто подобное говорит и блаженный Павел: будьте опытными меновщиками, вся искушающе добрая держит. От всякия злые вещи отгребайтеся (1Сол. 5:21-22). И другой из святых учеников согласно с этим заповедует, говоря: братие, искушайте духи, аще от Бога суть (1Ин. 4:1). Итак, по лишении всего этого, поставлю, говорит, юноши князи их и ругатели господствовати ими будут. И юношами опять называет не по возрасту, но таких, которые не достигли еще совершенства в разуме. Юность всегда поступает неразумно, увлекается своеволием и имеет недостаток в высших стремлениях. А Иудеи и до сих пор по истине имеют таких начальников, юношей по недостатку ума. Они обманщики и в другом отношении, ибо они деньгами покупают название Раввина и ради корыстолюбия и собирания подарков принимают на себя должность учителей. Но те, которые исцеляются от болезни лицемерия, становятся истинными поклонниками нашего Спасителя Христа и имеют не вид добродетели, обладающей только внешними украшениями, но нося внутри ума и сердца страх Божий, хотя и живут на земле, но пребывают мыслями на небесах, имея наставником самого Господа нашего Иисуса Христа.

См. также Толкование на Ис. 3:1

Толкование на пророка Исаию

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове

Пророк перечисляет разных представителей гражданской и военной администрации Иудейского царства (пятидесятиначальник в войске, вельможа или сенатор, советник или министр). Тут же упоминает он о мудром художнике. Одни толкователи разумеют здесь архитекторов (премудраго архитектона — в Славянском переводе с LXX, прим. ред.), которых, как и других ремесленников, обыкновенно победители уводили с собою (4Цар. 24:14; Иер. 24:1); другие — переводят это выражение термином: заклинателей. Эти последние также имели большое значение в направлении государственной политики при нечестивых царях.

Искусный в слове — с евр.: искусный в гаданиях.

1) Др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является однокоренным со словами: архитектор (древнерусское архитектонъ, главный строитель

Толковая Библия

протоиерей Николай Троицкий (†1920)

Ст.1-3   Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою,
храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.


     Забывая, что Иегова есть Господь не только сил земных, но и воинств небесных, глава Иерусалима – царь иудейский, при опасности от неприятелей, возлагал надежду спасения на содействие своих князей и старейшин, на силу своего и союзного войска, обеспеченного достаточным продовольствием, на мужество воинов, распорядительность начальников и т. п.
Такой ложный и преступный образ мыслей господствовал в Иерусалиме и отсюда распространялся во всем царстве иудейском. Такая самонадеянность царя и народа стала коренным злом времени. Господь определил уничтожить эту самонадеянность, противную Его всемогуществу и благости. И вот Иерусалим лишится всех средств своей защиты. Жезлы и посохи князей, первосвященников и старейшин указывают на преимущественное значение их власти и руководственную опытность (Ис.3:13-14); но в тоже время они напоминают и то, что власть и опытность начальников так же слабы, как и сами их жезлы.
Что значит власть князей перед Господом, Который непостижимо повелевает всеми силами природы, колеблет основания земли и одним ударом разрушает вековые скалы? Источники живой воды и житницы, полные хлеба, при защите отечества необходимы; но эти средства при продолжительной осаде города оскудевают. И что они значат перед Господом, Который «обращает воду в кровь» или «заключает небо, и облака не дают дождя на землю»? Бдительность и распорядительность вождей, мужество и терпение воинов, опытность судей и красноречие пророков, предусмотрительность людей многосведущих, наблюдательность и советы старцев, переживших множество разнообразных обстоятельств и невзгод, все это укрепляет надежды защитников отечества и много благоприятствует успеху защиты.
Но бывают времена исключительно бедственные и обстоятельства беспримерно затруднительные, препобеждающие усилия всякого ума и разрушающие всякий план человеческой мысли. И что значат план и средства защиты перед Господом, Который ниспосылает потоки молний, серно-пламенный дождь и каменный град? Мудрые художники сооружают стенобитные и водоподъемные машины, возводят крепкие стены и высокие башни около городов, устраивают подземные сокровищницы и тайные ходы; а люди искусные в слове умеют успешно вести переговоры о мире с неприятелем и отклонять кровопролитный бой. Но что все это значит перед Господом, Который сильным громом страшно поражает слух целого народа (Исх.20:18-19), землетрясением разрушает твердыни высочайших стен и развалины их хоронит под землею, низводит в тартар целые города и закрывает водою даже и вершины гор?
Нет, только Господь есть истинный царь и Спаситель Своего народа при всяких бедственных обстоятельствах. По воле Божией жезл Моисея разделил пучину Красного моря и извел источник воды из камня в пустыне; по Его благословению процвёл жезл Аарона; Он одождил в пустыне манну с неба; Его силой малочисленное и беззащитное племя евреев спаслось от полчища диких кочевников амаликитян; Он разрушал города, покорял и истреблял племена хананеев; Он, наконец отдал Сион во власть верному рабу Своему, царю Давиду, укрепил Иерусалим, благоустроил царство Иудино, –поставил в нем князей, старейшин, судей, посылал пророков и пр. А недостойный потомок Давида, царь иудейский не желает помнить этих чудес всемогущества и даров благости Божией. И вот за это Господь опять «отнимет у Иерусалима и у Иуды всякое подкрепление»...

Книга пророка Исайи

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible