Скрыть
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 13-14 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному

Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы, кропившийся на оскверненных или проказою или нечистотою сна, освящал их: то сколь более кровь Христа, Который не так, как кропление ихнее - бессильное и ежедневно требовавшееся, но посредством Духа Святаго, то есть духовного жития, Себя принес в непорочную жертву Богу, - очистить совесть нашу, посредством крещения, от дел мертвых, чтобы в святости служили мы Богу живому?

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному

Что значит – «Духом Святым»? Дух Святый является как бы наставником для плоти Спасителя; не в том смысле, что Бог Слово бессилен управлять Своею плотью, но в том, что Духу Святому приписывается то, что делал Бог-Слово. Кто изгонял бесов? Не Бог ли Слово? Но, однако, Бог-Слово говорит: «если же Я Духом Божиим изгоняю бесов» (Мф.12:28). Свои дела Он приписывает Духу, так как природа их едина и сила неразделима. Что Его Святое тело как бы водилось и руководилось силою Святого Духа, об этом свидетельствует Писание так: «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» (Лк.3:21; Мф.3:16; Лк. 4:1). Что значит – «поведен»? Значит плоть Его была наставляема. «Поведен был Духом в пустыню». Так мы по подражанию Спасителю водимся, как говорит Павел: «если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Галат.5:18). Поэтому Спаситель называет Себя Источником жизни, а Духа Святого водою живой. Видишь, как Он подтверждает неразделимость существа? Говорит Спаситель: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин.7:37, 38), «текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14), и тотчас прибавляет евангелист Иоанн, поясняя, что такое эта вода живая: «сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» (Ин.7:39).

Беседа на слова: «Господь воцарился, да радуется земля»

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу

Не архиерей какой-нибудь принес в жертву Христа, но Он Сам - Себя Самого, и не при посредстве огня, как телиц, - но Духом вечным, почему и увековечил и благодать и искупление. И непорочного, то есть безгрешного. Ибо и в Ветхом Завете требовалось, чтобы телица была без порока.

Очистит совесть нашу от мертвых дел

Хотя там и сказал: освящает, но прибавил: дабы чисто было тело; здесь же выражением очистит он прямо показал превосходство. Ибо присовокупляет, что очистит совесть, то есть внутреннего человека, чего там не было. Правда, и там прикоснувшийся к мертвецу после принесения жертвы очищался; но здесь очищение от мертвых дел, поистине могущих осквернить и отвратить от Бога.

Для служения Богу живому и истинному

Отсюда, причастный мертвым делам не служит Богу живому и истинному, но боготворит избранные им дела. Таким образом, чревоугодник боготворит чрево; таким образом, корыстолюбец является идолослужителем. Итак, дела такого рода мертвы не потому только, что они чужды вечной жизни, но и потому, что они во время самого совершения их являются мерзкими и ложными, так как прельщают нас, и хотя кажутся приятными, но в действительности не таковы.

Евфимий Зигабен (†1118)

Ст. 13-14 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному

Аще бо кровь козлия и тельчая и пепел юнчий, кропящий осквернения, освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова

Очищения и уничтожение нечистоты совершались у Евреев кровию тельцов, козлов и пеплом юнчим, о чем подробно говорится в книге Числ (Чис. 19). Ибо сожигая юницу (молодую корову) и собирая пенелт, от нея, брали потом часть его. когда требовалось очищение, и, растворив его водою, кропили этим прикоснувшихся к скверне, т. е. оскверненных. Освящает же, говорить (Апостол) «к плотской чистоте», т. е. насколько это служить к очищению одной только плоти и к освобождению ея от прилипшей к ней нечистоты.

Иже Духом Святым себе принесе непорочна Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел

Насколько же более кровь Христа очистить глубину нашей души? Да уж если очистить глубину, то, значит, очистить в нас все и совершенно. «Иже Духом Святым» как-бы некоторым огнем принес Себя во всесожжение Богу Отцу, как жертву умилостивительную, непорочную, как и в ветхом завете узаконено было приносить жертвенное животное не имеющее никакого недостатка. Но та (ветхозав.) очистительная кровь естественно очищала только одно тело, потому что она принадлежала безсловесным; кровь же Христа была несравнимо выше той, так как она была кровию не только жертвы словесной, но и соединенной с Божеством. Делами же «мертвыми» Апостол называет грехи по причине их мерзости и губительности. Но как во время Завета ветхаго прикоснувшийся к трупу умершаго осквернял свое тело, так в Завете Новом прикоснувшиеся к делам мертвым оскверняют вместе с ним и душу. Посему-то и – нужно очищение совершеннейшее.

Во еже служити нам Богу Живу

Очистит так, чтобы чисто служит Богу Живому. Апостол прибавил слово «Живому», памятуя о мертвых: ибо соверщающий дела мертвыя не служить Богу Живому, равно как и совершающий дела лживыя не может быть другом Богу Истинному. А мертвое лживо: так умерщвленное животное по внешнему виду кажется живым, но по существу уже не таково по причине отсутствия в нем жизни.

Толкование на Послание Апостола Павла к евреям

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-14 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному

Простое сопоставление Крови Христовой с кровью ветхозаветных козлов и тельцов дает апостолу новый случай вывести существеннейшее и высочайшее преимущество Нового Завета пред Ветхим. Если там окропление кровью тельцов и козлов считалось освящением для тел оскверненных и возвращало утраченную оскверненным способность служить Богу, то тем более Кровь Христова способна очищать совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному! - Выражение, что Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу», имеет в виду указать благодатное участие Духа Святого, как посредствующей Божественной силы, содействовавшей Богочеловеку - Христу совершить Его великое дело принесения Себя в жертву за грехи людей и вместе с тем сделать их способными служить Богу живому и истинному.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Разночтение находится также и в 14 стихе, и притом в слове, имеющем очень важное значение. В кодексе Д. и во многих минускулах читается: διὰ Πνεύματος ἀγίου. То же чтение встречается в переводах Коптском, Италийском, Вульгаты, у Златоуста, Дамаскина и многих других как греческих, так и латинских писателей. Другие же считают более правильным чтение: διὰ Πνεύματος αἰωνίου, что Вейссу подало повод сказать, что Христос принёс кровь Свою посредством принадлежащей Ему вечной силы, или непрестающей жизни. Целлер даёт более философское определение: «божественный Дух во Христе достиг личной екзистенции». А Гофман говорит, что Христос Духом вечным принёс Себя в жертву Богу. Но, как справедливо говорит Делич, в Писании не находится никаких указаний относительно врождённости человеку абсолютного Духа Божия, Который бы отличался от вездеприсутствия Божия, присущего всем вообще тварям. Далее он говорит, что если допустить, что во Христе действовало особое божественное начало, как πνεῦμα, противоположное σάρξ, то не будет нравственного значения в Его самопринесении Себя в жертву. Кроме того, при этом не будет иметь значения замечание о непорочности (ἄπωρоν), которая, напротив, будет вполне соответственной, если принять речь о действии Св. Духа в благодатном значении, в смысле участия Святого Духа, как посредствующей божественной силы, содействовавшей Богочеловеку Христу совершить Его великое дело принесения Себя в жертву за грехи людей и вместе с тем сделать их способными служить Богу живому и истинному в духе и истине.

Относительно логического построения речи Апостола в 13–14 стихах Делич между прочим замечает, что оно не такое сложное, как в послании к Римлянам, но более простое, как в Евангелии Матфея.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О служении Богу.
 

Лк.1:74-75. Служение Богу разумеется в обширном смысле, жизнь по Богу в правде и преподобии истины: Евр.9:14; святость, без сомнения, разумеется здесь истинная: Еф.4:22-24; а не внешняя только, которая не спасла фарисеев: Мф.23:28. Служение Богу должно быть истинное: Ин.12:26;17:24-26; отпавшие от истинного вероучения Богу не служат: Евр.6:4-6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Кровь в ветхозаветных жертвах, изливаемая вместо души, или жизни согрешивших (см. Лев. 17:11), очевидное дело, не могла сама очищать совесть людей, потому что была кровью или жизнью чуждой человеку, не причастной его грехам. Поэтому кровь животных служила только прообразом Крови Христовой, как жертвы совершенной. Он, действительно, приняв плоть и грехи людей, Сам будучи чужд их, пролил кровь Свою за них, чтобы им даровать жизнь. Поэтому Его жертва выкупила навсегда людей от греха и смерти. Потому что, если чужая кровь животных, вносимая первосвященником во Святое Святых в день очищения, или вода из пепла рыжей телицы, через окропление, таинственно очищали людей от нечистоты плоти, или от прикосновения к мертвому, то тем более Кровь Христа, как вечного Духа - Бога по существу, может примирить нас с Богом, и как имеющая в себе жизнь, очистит нашу совесть от прикосновения к мертвым, греховным делам, оживит нас ,и сделает чистыми и способными своими добрыми делами угождать Богу, живому и истинному. Поэтому-то Иисус Христос и стал Ходатаем Нового Завета.
 

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Чтобы читатели послания не сомневались, что кровью одного Иисуса Христа для всех приобретено вечное искупление, апостол доказывает истинность сказанного им на основании верования самих иудеев. По закону кровь тельцов и козлов (ср. Лев.16:14) и пепел телицы (Чис.19:2 – «рыжей», по цвету подобной крови Христовой «и без порока», что прообразовало святость Богочеловека) «освящает оскверненных», т.е. доставляет очищение внешнее, телесное: окропляемый или имел право находиться в среде избранного народа, хотя бы внутренне, по душе он был нечист пред Богом. Если кровь животных могла очищать тело, то гораздо более Кровь Христова имеет освящающую силу и может омыть нечистоту греховную души человека. Иисус Христос «Духом Святым», т.е. при содействии Духа Святого, принес Себя, непорочного, вследствие чего Его Кровь очистит «совесть нашу от мертвых дел», т.е. от грехов, причиняющих ей духовную смерть (ср. «возмездие за грех смерть» – Рим.6:23), «для служения Богу живому и истинному». Совершающий «мертвые дела», т.е. грешник, не служит Богу живому и истинному, но он боготворит избранные им дела (мертвые и ложные). «Чревоугодник, – говорит блаженный Феофилакт, – боготворит чрево; корыстолюбец является идолослужителем. Итак, дела такого рода мертвы не потому только, что они чужды вечной жизни, но и потому, что они во время самого совершения их являются мерзкими и ложными, так как прельщают нас и хотя кажутся приятными, но в действительности не таковы».

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible