Скрыть
а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, –

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-24 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, – и прославляли за меня Бога

Когда же благоволил Бог, Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников: тогда я не пошел в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию и в Дамаск языческий. Потом, после лет трех пришел в Иерусалим не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть Петра, – и пробыл у него дней пятнадцать (ср.: Деян. 9:26). Ничего нового не сообщил он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии (Деян. 9:30, 15:41). Был даже не знаком церквам сущим во Христе от обрезания, ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас некогда, ныне, придя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне (ради меня) прославляли Бога за чудесное обновление, которое Он совершал во мне.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 1:6

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 22-23 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, – говорит он, – а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял

Что может быть скромнее такой души? В самом деле, все, что служило к его обвинению, как, напр., то, что он гнал Церковь и опустошал ее, он изложил с особенною силою и подробностью, обнаруживая таким образом свою прежнюю жизнь; а то, что могло выставить его с светлой стороны, обходит (молчанием). И имея возможность, если бы захотел, пересказать все свои подвиги, он не говорит ни об одном из них, но, перешедши одним словом неизмеримое море и сказав: «отошел я в страны Сирии и Киликии», и: «слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял», ничего более не прибавил. Что же он хотел сказать словами: «Церквам… в Иудее лично я не был известен»? (Хотел), чтобы ты знал, что он так далек был от того, чтобы проповедовать им обрезание, что даже и в лицо не был известен им.

Толкование на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

После сего отошел я в страны Сирии и Киликии

Только ради свидания с Петром явившись в Иудею, он опять оставляет ее по той причине, что был послан проповедовать язычникам и для того, чтобы не предпринимать постройки на чужом основании. Поэтому, говорит он, меня и не знали в лицо христиане в Иудее. Итак, как же я мог бы проповедовать им обрезание, когда меня и в лицо они не знали? Так как клеветали на него, что в Иудее он проповедовал обрезание. А они только слышали обо мне, что я обратился ко Христу и благовествую о Нем.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Бех же не знаем лицем церквам Иудейским, яже о Христе

Церкви иудейские — те, кои, кроме Иерусалима, насаждены были в Иудее. «Уверовавшие во Христа были не в одном Иерусалиме, их было много по всей Иудее, так что из них составлялись целые Церкви» (блаженный Августин). Надо полагать, что святые Апостолы, прежде чем разошлись в разные страны, призвали к вере иудеев, живших в Палестине, и, насадив здесь Церкви и утвердив их, обратились и к другим народам. Эти Церкви не знали в лицо святого Павла, а только слышали о его обращении и подвигах в проповеди Евангельской. Слух доходил до них тоже от христиан, которые говорили: гонитель наш ныне благовествует веру нашу; что потом и сами они повторяли. Это исполняло их радостию и возбуждало к славословию Бога!

Что должны были заключить из сих слов галаты? Прежде всего они должны были подумать: как же новые наши учители говорили о святом Павле, что он между иудеями разрешает обрезание, когда он даже не видал тамошних христиан? Так святой Златоуст: «что он хотел сказать словами: не знаем бех церквам Иудейским? То, что он так далек был от того, чтобы проповедать им обрезание, что даже в лицо не был им знаком». То же и Экумений: «не только, говорит, не учил я уверовавших от обрезания, что должно обрезываться (ибо клеветали на него, что он для веровавших иудеев разрешал обрезание), не только, говорит, не учил так, но они даже и лица моего не видали».

И то внушалось этим, что святой Павел, не могший научиться вере от старших Апостолов, не слышал о ней ничего и от других веровавших. Так Фотий у Экумения: «у Петра я не учился, а только видел его; у Иакова не учился и его только видел; не учился и ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали? Но если они радовались, что гнавший веру стал благовествовать ее, то не значило ли это, что вера, благовествуемая им, одинакова с верою тех, кои радовались сему благовестию?»

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-24 А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, - и прославляли за меня Бога

Подтвердивши истину своего показания клятвою, Ап. делает замечание о том, что имело место в его жизни после указанного выше посещения им Иерусалима. Он отправился из Иерусалима (пробывши некоторое время в Кесарии Деян. 9:30) в страны Сирии и Киликии. Точнее было бы сказать: в Киликию (и именно прежде всего в г. Тарс Деян. 9:30) и - потом - в Сирию, но Ап. упоминает сначала о Сирии, потому что мыслит при этом о расположении стран географическом: с Палестиною же прямо граничила именно Сирия, а потом уже, за Сирией, шла Киликия. Этим упоминанием о далеких от Иерусалима областях Ап. хочет сказать, что он и после посещения им Иерусалима стоял вдали от всякого влияния первоапостолов. Затем он отмечает еще особенно важный для него факт. Разные палестинские провинциальные христианские общины не знали Апостола Павла лично, но слышали, конечно, от иерусалимлян, что Ап. Павел, бывший некогда яростным гонителем христианства, теперь стал проповедником этого христианства. Очевидно, что Ап. Павел в дни своего пребывания в Иерусалиме, - именно в те 15 дней - успел уже выступить там с проповедью Евангелия как вполне самостоятельный проповедник (см.: Рим. 15:19). Этот отзыв иерусалимских христиан о проповеднической деятельности Павла, в общем, очевидно, был очень сочувственный, и провинциальные палестинские христиане славили Бога, сделавшего из врага их - ревностного проповедника о Христе. Ясно - как бы так говорит Апостол, - что в первое время после моего пребывания в Иерусалиме там и мысли не было о том, что я ввожу какое то новое учение о Христе. К нему относились очень сочувственно, и только в последнее время это отношение изменилось…

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 1:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

20. А в том, что пишу и вам, пред Богом, не лгу.

21. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии.

22. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,

23. а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, –

24. и прославляли за меня Бога

Довольно долго, т. е. около трех лет, Ап. Павел был в малой известности особенно потому, что большую часть этого времени он провел в Аравии. А так как этот факт был малоизвестен, то уверенье в истине говоримого Апостолом относится отчасти сюда, но главным образом оно касается его несомненной верности истинному Христову учению и его независимости от других Апостолов, которые слышали о его чудесном обращении и, вместе со всеми верующими, прославляли Бога за Его милость к Павлу, а вместе и к церкви Божией, приобретшей в гонителе ревнителя своего. («Сей прежде гонитель, потом светл учитель», говорится в одной похвале Павлу.)
Страны Сирии и Киликии Ап. Павел в этот раз проходил как бы попутно, идя в Кесарию и Тарс, куда направили его верующие из Иерусалима, где восстали против него многие. Но он упоминает о Сирии и Киликии потому, что они были дорогими местами для него, по его обращению, по успешности проповеди, для утверждения которой он приходил сюда во второе апостольское свое путешествие (Деян. 15:41). Упоминание о сем имеет и то значение, что Апостол не ходил по Иудее, Галилее и Самарии, где были основаны церкви другими Апостолами, в труды которых он не старался входить, идя самостоятельным путем, по преимуществу в места, где или мало, или вовсе не раздавалась еще Евангельская проповедь. Преосв. Феофан, обращая внимание на то, что верующие славили Бога по поводу обращения Павла, говорит: «св. Павел дает этим разуметь, что верующие из Иудеев не против него, одного с ним духа, одних начал, и что, следовательно, те лжеучители, которые разногласят с ним, разногласят со всеми верующими».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

22. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен.

23. А только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял.


      Надо полагать, что святые Апостолы, прежде чем разошлись в разные страны, призвали к вере иудеев, живших в Палестине, и насадив здесь Церкви и утвердив их, отправились в другие страны с проповедью. Эти Церкви не знали в лицо святого Павла, а только слышали о его гонениях на веру Христову и его обращении и подвигах в проповеди Евангельской. Слыша об этом, они радовались и прославляли Господа. Святой Павел как бы так говорит Галатам: "У Петра я не учился, а только видел его. У Иакова не учился, и его только видел, не учился и ни у кого другого, низшего их, не так знатного, как они, лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кто даже лица моего не видал? Но если они радовались, что гнавший веру сам стал благовествовать ее, то не значило ли это, что вера, благовествуемая мною, одинакова с верою тех, кто радовались этому благовестию?» (Фотий ).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible