Скрыть
Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-24 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, – и прославляли за меня Бога

Когда же благоволил Бог, Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников: тогда я не пошел в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию и в Дамаск языческий. Потом, после лет трех пришел в Иерусалим не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть Петра, – и пробыл у него дней пятнадцать (ср.: Деян. 9:26). Ничего нового не сообщил он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии (Деян. 9:30, 15:41). Был даже не знаком церквам сущим во Христе от обрезания, ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас некогда, ныне, придя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне (ради меня) прославляли Бога за чудесное обновление, которое Он совершал во мне.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 1:6

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Смотри, какое великое расположение имеет он к Петру: ради него он предпринял путешествие, у него и пребывал. Говорю же об этом я так часто и желаю сохранить это у вас в памяти для того, чтобы, когда вы услышите слова, произнесенные, по-видимому, против Петра, никто из вас не подозревал апостола. В предупреждение этого он и сам говорит о посещении Петра, чтобы, когда он скажет: «я противостал Петру» (Гал. 2:11), никто не считал этих слов проявлением вражды и соревнования; и действительно, он почитает этого мужа и любит больше всех. Ведь и в Иерусалим пришел он, по его словам, не ради кого-нибудь другого из апостолов, но единственно ради него. «Другого же из Апостолов я не видел, – говорит он, – кроме Иакова, брата Господня». «Видел, – говорит, – но не учился у него ничему». Но заметь, с каким почтением наименовал он и этого. Не сказал он просто – «Иакова», но прибавил и достославное наименование его – «брата Господня», – так он был чужд какой бы то ни было зависти! Если бы он хотел только указать на того, о ком говорил, то мог бы сделать это понятным, употребив другой отличительный признак, и назвать его сыном Клеопы, как сказал и Евангелист (Ин. 19:25). Однако он не сказал так, но так как считал почетные наименования апостолов и своими наименованиями, то, как бы превознося себя самого, так величает и его. Ведь он не назвал его так, как я сказал, но как же? Братом Господним. Хотя он и не был на самом деле братом Господним по плоти, но лишь считался таковым, однако и это не остановило (апостола) признать достоинство этого мужа. Да и во многих других местах он показывает, что был расположен ко всем апостолам так искренно, как ему было прилично.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

То, что помимо [двенадцати] апостолов еще и некоторые другие люди называются апостолами, объясняется тем, что все видевшие Господа и потом проповедовавшие Его были названы апостолами (1Кор. 15:5-8).

Комментарий на Послание к Галатам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Иаков назывался братом Господа, но не был таковым по природе. Он не был даже, как предполагали некоторые, сыном Иосифа, рожденным от первого брака, но сыном Клеопы и двоюродным братом Господу, потому что мать его была сестра Матери Господа (Мк. 15:40), (Лк. 24:10).

Толкования на послание к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Хотя пришел он ради Петра, - так он его почитал и любил, - но видел и Иакова, и о нем он также упоминает с почтением, называя его братом Господним, - так далек он был от зависти! И действительно, если б он хотел отличить, то назвал бы его сыном Клеопы. Ведь по плоти он не был братом Господним, а только считался. Как же он приходился сыном Клеопе, слушай: Клеопа и Иосиф были братья; когда Клеопа умер бездетным, Иосиф восстановил ему семя и родил его и других его братьев, и Марию, которую, хотя она была дочерью Клеопы, Евангелие называет сестрой Матери Господа, так как Иосиф по отношению к Пресвятой Деве сохранял скорее заботливость отца, чем расположение мужа.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня

Как же в Деяниях говорится, что был приведен Варнавою к Апостолам и вместе с ними ходил и проповедывал? В Деяниях под словом: Апостолы – разумеются не те, кои из двенадцати, а вообще лица учительные, которые посылаемы были старшими Апостолами учить в Иерусалиме и окрест. Таковыми могли быть, кроме Варнавы, Сила, Иуда, или Варсава, которые потом и в Антиохию были посылаемы с Апостольским посланием и названы Пророками (см.: Деян. 15:32), и подобные им. В Послании же святой Павел говорит, что из настоящих Апостолов никого не видел, кроме Петра и Иакова, брата Господня.

Но опять, так называемые братия Господни не были в числе двенадцати, как это ясно из Евангельских сказаний (см.: Мф. 12:46, 13: 55; Мк. 3:31, 6:3 и прочее). В первый раз они указываются в сонме верующих по вознесении Господа (см.: Деян. 1:13-14), а потом и в числе проповедников Евангелия (см.: 1Кор. 9:5) Как же здесь святой Павел дает намек, что Иаков, брат Господень, был Апостол, ибо говорит: иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня? Но слова сии можно так изложить: иного, кроме Петра, из Апостолов не видал, видел же еще одного из знаменитых, именно Иакова, брата Господня. Или так это должно разуметь, что Иаков ради его святости и достоинства предстоятеля Иерусалимской Церкви почитался наряду с другими Апостолами и имя носил Апостола. Почему и святым Павлом так наименован.

Блаженный Иероним пишет о святом Иакове: «он был первым предстоятелем той Церкви, которая первая собрана в Иерусалиме из верующих, – был, то есть, первым епископом Иерусалимским; он носил имя праведника и был столько свят и чтим от народа, что одни пред другими спешили коснуться края одежды его. Что святой Павел, кроме этих, никого из Апостолов не видел, это не потому, чтоб не хотел их видеть, но потому, что они разошлись с проповедию Евангелия». Святой Златоуст обращает при этом внимание на другую сторону: «заметь, – говорит, – с каким почтением и сего наименовал он; ибо не сказал просто: Иакова, – но прибавил и почетное его имя. Так он был далек от всякой зависти! Ибо если бы он хотел только указать того, о ком говорил, то мог бы сие сделать, употребив и другой признак; например, мог бы сказать: сына Клеопова, как и Евангелист сказал. Но он не сказал так; но поелику он считал почетные наименования Апостолов и своими наименованиями, то, как бы почитая себя самого, и его величает. Ибо он не назвал его так, как я сказал, но как же? Братом Господним, хотя, впрочем, он не был братом Господним и по плоти, но почитался таким. Однако ж и это не остановило Апостола признать достоинство сего мужа. Он и во многих других местах показывает, что расположен был ко всем Апостолам так искренно, как ему было прилично».

Инославные много рассуждают о том, каким образом Иаков есть брат Господень, и при этом не стыдятся хульные речи произносить о Приснодеве Марии, преблагословенной Матери Господа, подвергая себя чрез то анафематствованию, изреченному на таковых III Вселенским Собором. Вся древность почитала братство сие или братством двоюродным, или братством по обручнику Иосифу, и только законным. Амвросиаст говорит, что «Иаков есть сын Иосифу от прежней жены»; Августин, что он есть «брат Господень или потому, что есть из числа сынов Иосифа от другой жены, или потому, что был из детей Марии, сестры Матери Его». Святой Златоуст, как видели выше, держится последнего объяснения, равно как Феофилакт и Феодорит, который пишет: «Иаков назывался братом Господним, но не был родным Его братом. Он даже был не сын Иосифов, рожденный от первого брака, как предполагали иные, но сын Клеопы и двоюродный брат Господу; потому что материю имел сестру Матери Господа». Принимая это мнение, надо вместе полагать, что Клеопа не одно и то же лицо с Алфеем, чтобы чрез то не смешать так именуемых братьев Господа с одноименными им Апостолами из двенадцати.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О почитании Божией Матери


Толстовцы говорят: Богородица не Приснодева, ибо у Ней были другие дети – братья Господа.

Православный ответ: Если бы Пресвятая Дева имела других детей, кроме Иисуса, то Он не стал бы Ее поручать ученику Своему Иоанну, говоря с креста Своего: «Жено! Се, сын Твой» – и ученику: «се, Матерь твоя. И от того часа ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27), хотя Иаков, брат Господень, долго пребывал епископом Иерусалимским (Гал.1:19) и другие сыновья Иосифа были в Иерусалиме (Мф.13:55).

Оружие правды

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Все прочие Апостолы разошлись по разным странам с Евангельскою проповедью. Виделся Павел с Петром и пробыл у него несколько дней, пользуясь его любовью; видел он и Иакова, брата Господня; но ни у того, ни у другого не учился, так как он был научен самим Господом и Дух Божий – общий наставник всех Апостолов (Ин. 14:26), – был с ним и просвещал его.

Об упоминаемом Иакове блаженный Федорит, согласно с Златоустом, говорит: «Иаков называется братом Господним, но он не был родным Его братом. Он даже был не сын Иосифов, рожденный от первого брака, как предполагали иные, а сын Клеопы и двоюродный брат Господу; потому что матерью имел сестру матери Господней».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Только три года спустя после своего обращения, когда, следовательно, воззрения Ап. Павла должны были принять совершенно законченный вид, он ходил в Иерусалим для того, чтобы увидеться или познакомиться (istorhsai) как следует (некоторое, поверхностное знание о Петре Павел уже имел и раньше) с Ап. Петром. Иудаисты, по-видимому, и это посещение Павлом Иерусалима перетолковывали по своему… Имея это в виду, Павел говорит об этом посещении им Иерусалима в совершенно холодном тоне. Как любознательный путешественник отыскивает наиболее славные города и хочет посмотреть на все их достопримечательности, так и Павел путешествовал в Иерусалим, чтобы познакомиться, на свободе, с главою тесного круга учеников Христовых - Ап. Петром. Но Павел пробыл в Иерусалиме только пятнадцать дней - время очень незначительное для того, чтобы научиться всему, так сказать, сначала и чтобы забыть все то, что в течении трех лет нажито было Апостолом вдали от Иерусалима… С другими же Апостолами из числа 12-ти Павлу в тот раз и познакомиться не пришлось - вероятно, их не было в Иерусалиме. Чтобы быть точным в своем сообщении о пребывании в Иерусалиме - ведь Ап. имел в виду, что его послание будут читать и враги его, иудействующие, которые, конечно, постараются указать все недоговоренное Апостолом, он прибавляет, что видел в тот раз и брата Господня Иакова, предстоятеля Иерусалимской церкви (см. Тол. Библию т. Х-й). При этом Ап., вероятно, не без намерения употребляет слово «видел»: он хочет этим дать понять, что он именно только видел, но не учился у Апостола Иакова, не старался у него узнать чего либо в области христианского вероучения, что было бы ему, Павлу, неизвестно.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 1:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.

18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Так как Апостол Павел все мысли свои направляет к тому, чтобы указать, что его учение от Бога, то, показавши, как началось в нем это святое дело, теперь он заявляет, что он не учился Евангелию у Апостолов (а потом), равно и у других Христиан (ст. 21–24). Так, не видевшись ни с кем из Апостолов, Павел проповедовал в Аравии и Дамаске. И только чрез три года отправился в Иерусалим повидаться с Ап. Петром, Иаковом и другими, которых однако ему не привелось тогда видеть. Имея в виду, что «горе, иже мудри в себе самих» (Ис. 5:21), св. Иоанн Златоуст разъясняет, почему Павел говорит, что он не ходил к Апостолам, упредившим его в призвании. «Он говорит – не к унижению Апостолов и не для похвалы себе, но охраняя везде безопасность Евангелия и желая показать важность и достоинство своей проповеди. И если бы нужно было посоветоваться ему, то Открывший ему слово проповеди повелел бы ему сделать и сие». Однако, по прошествии трех лет, Павел, все же, посетил Апостолов в Иерусалиме. Это путешествие, предпринятое для Петра, доказывает великое уважение к нему Павла», говорит св. Иоанн Златоуст. «Пребывание же у него столько (15) дней доказывает дружественное расположение и искреннюю их любовь между собою». Относительно же Ап. Иакова Златоуст говорит: «заметь, скольким почтением и сего наименовал он. Он мог бы сказать: сына Клеопова, как и Евангелист сказал. Но не назвал его так, но как же? Братом Господним, хотя впрочем он не был братом Господним и по плоти, но почитался таким (как сын Иосифа, или сестры Богоматери). Он и во многих других местах показывает, что расположен был ко всем Апостолам так искренно, как ему было прилично». К этому блаж. Иероним присоединяет: «что св. Павел кроме этих никого из Апостолов не видел, это не потому, чтобы не хотел их видеть, но потому, что они разошлись с проповедью Евангелия». В книге Деяний св. Апостолов, где рассказывается подробно об обращении Павла, не сообщается о путешествии его в Аравию. Но там говорится, что «прошло довольно времени» (9:23), когда, после обращения, Ап. Павел прибыл в Иерусалим. В это довольное время он и мог посетить Аравию, сколько для проповеди, более удобной среди незнавших его, столько же и для того, чтобы уединиться от неблагоприятных толков, по поводу его быстрого обращения, и наконец для того, чтобы более спокойно пережить тот великий переворот, который совершился в нем.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.

     Кроме Апостола Петра, в это время в Иерусалиме не было других Апостолов, и потому святой Павел не видел их. Видел же он в Иерусалиме еще одного из знаменитых мужей в Церкви Христовой, именно, Иакова –Брата Господня, сына Клеопы, брата Иосифа Обручника, епископа Иерусалимской Церкви.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible