Скрыть
Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 15-24 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, пред Богом, не лгу. После сего отошел я в страны Сирии и Киликии. Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, – и прославляли за меня Бога

Когда же благоволил Бог, Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников: тогда я не пошел в Иерусалим к Апостолам и не отправился туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию и в Дамаск языческий. Потом, после лет трех пришел в Иерусалим не для того, чтобы научиться Евангелию у Петра, но чтобы видеть Петра, – и пробыл у него дней пятнадцать (ср.: Деян. 9:26). Ничего нового не сообщил он мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии (Деян. 9:30, 15:41). Был даже не знаком церквам сущим во Христе от обрезания, ибо я не путешествовал туда после откровения. А только был у них слух, что преследовавший нас некогда, ныне, придя, благовествует веру, которую некогда презирал и опустошал. И во мне (ради меня) прославляли Бога за чудесное обновление, которое Он совершал во мне.

Послание к Галатам.

См. также Толкование на Гал. 1:6

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать

«Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром» (Гал. 1:18). Что может быть смиреннее подобной души? После столь великих и столь многих подвигов, не имея никакой нужды в Петре, ни в его слове, но будучи равночестен ему, – больше ничего не скажу пока, – он все-таки приходит к нему, как бы к большему и старейшему, и причиною путешествия туда указывает только то, чтобы увидеться с Петром. Видишь ли, как он воздает прочим апостолам должную честь и не только не считает себя лучше их, но даже и не равняет себя с ними? И это ясно видно из предпринятого им путешествия. В самом деле, подобно тому как в настоящее время многие из наших братий отправляются к святым мужам, точно так же и Павел потому же расположению ходил тогда к Петру, но только с гораздо большим смирением. В настоящее время предпринимают путешествия для пользы, а блаженный (Павел) отправился не для того, чтобы чему-нибудь научиться и не для исправления какой-нибудь своей погрешности, но исключительно ради того, чтобы видеть (Петра) и почтить его своим присутствием: «видеться, – говорит он, – с Петром». И не сказал – «видеть Петра», но «видеться (ιστορήσαι) с Петром» (т. е. узнать его), как обыкновенно говорят люди, рассматривающие великие и знатные города. Так он считал достойным особенного старания и одно то, чтобы видеть этого мужа. То же самое ясно показывают и дела его. Действительно, когда он пришел в Иерусалим после того, как обратил многих из язычников и совершил такие дела, каких не совершил никто из других (апостолов), после того, как обратил Памфимлию, Ликаонию, народ Киликийский и всех живущих в этой части земли и привел их ко Христу, – он сначала приходит к Иакову с великим смирением, как бы к старшему и почтенному большею честью. Затем он выслушивает его советы, и притом противные тому, что сам он говорит теперь. «Видишь ли, брат, – сказал (Иаков), – сколько тысяч уверовавших иудеев. Но остриги себе волосы и очистись» (Деян. 21:20, 24), – и он остригся и совершил все иудейские обычаи. Там, где не было вреда для благовестия, он являлся уступчивее всех; где же он видел, что от уступчивости произойдет для некоторых вред, он не пользовался этим преизбытком смирения, потому что это уже не значило бы быть смиренным, но губить и развращать наставляемых.

«… И пробыл у него дней пятнадцать». Предпринятое путешествие (ради Петра) было доказательством великого уважения к нему (Павла), пребывание же в течение стольких дней показывало дружественное расположение и искреннюю любовь их между собою.

Толкование на послание к Галатам

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать

Павлу не нужны были продолжительные наставления, так как он очень долгое время готовился к свиданию с Петром. И хотя некоторым кажется излишним обращать внимание на счет чисел в Писании, я полагаю, что не без пользы будет заметить то, что пятнадцать дней, в течение которых Павел был у Петра, обозначают полное знание, законченное учение. Действительно, и в Псалтири есть пятнадцать стихов и пятнадцать ступеней, чрез которые приступают к Богу для пения.

[Иероним имеет в виду так называемые «псалмы восхождения» (Пс. 119-133), которые соответствовали пятнадцати ступеням, ведшим к Иерусалимскому храму. - прим. ред.]

Комментарий на Послание к Галатам

Августин Аврелий, блж. (†430)

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать

Если Павел видел Петра после того, как благовествовал в Аравии, то он не мог научиться Евангелию от самого Петра - для этого нужно было видеть Петра прежде. Он навестил Петра, чтобы личным присутствием выразить свою братскую любовь.

Изложение Послания к Галатам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром

И это доказательство смирения: столько совершивший, он отправился к Петру не из-за пользы какой-нибудь, а ради простого свидания, оказывая ему честь, как высшему. Посему не сказал: видеть Петра (ίδεΐν), а видеться (ίστορήσαι), как выражаются изучающие великие и прекрасные города; подобно тому, как и мы отправляемся к святым мужам, но мы скорее для пользы, а он ради одной чести.

И пробыл у него дней пятнадцать

Свидание - выражение чести, а пребывание - выражение дружбы и горячей любви. И не сказал, что учился, но пробыл у него, вместо «с ним».

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятънадесятъ

По триех летех - с какого это времени? Со времени возвращения из Аравии в Дамаск или со времени обращения? Со времени обращения. Здесь началась новая жизнь Апостола; к сему моменту, конечно, все и относил святой Павел. И течение речи ведет к тому же заключению: тотчас по обращении я, говорит, не пошел в Иерусалим (стих 17); а пошел туда уже спустя три года (стих 18), - очевидно, считая с того же обращения. Этим вместе дает понять: столько времени прошло, и я не озаботился, не считал крайне необходимым сходить туда, где для всех источник христианской истины, а между тем проповедал сию истину. Откуда же она у меня? Оттуда же, откуда и там, - в Иерусалиме. Почему и говорит, что пошел туда не затем, чтоб научиться, нo соглядати Петра, - увидеть лицо его, лично с ним познакомиться. Греческое: ιςορησαι - употребляется о наблюдениях путешественников. Следовательно, пошел затем, чтоб на деле узнать, кто таков есть Петр, о котором всюду было известно, что он есть первый Апостол. - «Не с тем, чтоб у пего научиться, потому что и сам того же имел преподателя Евангелия но чтобы воздать честь первому Апостолу» (блаженный Иероним).

«Кто еще может быть смиренномудрее такого человека, - пишет святой Златоуст, - который, после столь великих и столь многих подвигов не имея нужды в Петре, ни в его гласе, но, будучи равночестен ему (больше ничего не скажу теперь), впрочем, приходит к нему, как бы к большему и старейшему, и причиною путешествия полагает только то, чтоб видеть Петра? Видишь ли, как он отдает прочим Апостолам должную честь и не только не почитает себя лучшим всех, но даже и не равняет с ними? Это показывает и предпринятое им путешествие. Ибо как ныне многие из братии наших ходят к святым мужам, так и Павел по тому же расположению ходил тогда к Петру, или еще с большим смирением. Ибо ныне путешествуют для пользы; а сей блаженный путешествовал не для того, чтобы чему-нибудь научиться, и не для исправления какой-нибудь погрешности своей, но для того только, чтоб видеть Петра и почтить его своим присутствием. Соглядати (ιςορησαι), сказал он, Петра; не сказал: видеть (ιδειν) Петра, но: соглядати Петра,- как обыкновенно говорят люди, рассматривающие великие и знатные города. Так он почитал достойным особенного тщания и то одно, чтобы видеть сего мужа».

И пребых у него дний пятьнадесять. Святой Златоуст пишет на сии слова: «путешествие, предпринятое для Петра, доказывает великое уважение к нему Павла; а пребывание его у него столько дней показывает дружественное расположение и искреннюю любовь их между собою. Видишь ли, сколь великое расположение имеет он к Петру? Для него он предпринял путешествие, у него и пребыл. Об этом так часто поминаю, желая, чтобы вы сохранили сие в памяти, дабы, когда впоследствии услышите слова, произнесенные по-видимому против Петра, ни в чем не подозревали Апостола. В предостережение от сего и сам он говорит о посещении Петра, дабы, когда скажет: в лице ему противостах (ср.: Гал. 2:11), - никто не думал, что сии слова суть плод вражды любопрения. Ибо он почитает сего мужа и любит больше всех и в Иерусалим пришел не для другого кого из Апостолов, но единственно для него». Похожа на это и мысль Амвросиаста: «пребыл у него пятьнадесять дней, как единодушный ему Соапостол. Это объявляет он для того, чтобы показать, что во всем согласен с Апостолами и ни в чем с ними не разногласит, как нашептывали на него лжеапостолы, чтобы обесславить его в Церквах из язычников и тем удобнее посевать свое зло в простых душах, что-де их учение согласно с учением старших Апостолов (а Павлово не согласно)».

Здесь говорит о себе святой Павел, что пошел в Иерусалим сам собою, чтоб видеть Петра; а в Деяниях повествуется, что он вынужден был удалиться из Дамаска наветом раздраженных против него за проповедь о Христе Спасителе иудеев и даже язычников (см.: 2Кор. 11:32), сговорившихся убить его (см.: Деян. 9:23-25); и что, пришедши в Иерусалим, он покушался сближаться с верующими, а те чуждались его, не зная, что он обратился ко Христу, и уже после того, как Варнава привел его к Апостолам и рассказал им, как Господь явился ему на пути и как он в Дамаске дерзал о имени Иисусове, он мог свободно входить в общение со всеми и с Апостолами, ходил по домам, дерзая о имени Господа Иисуса (см.: Деян. 9:27-29). В этом сказании святого Луки в Деяниях содержится внешняя история святого Павла, а сам святой Павел указывает на то, какие у него были цели при тех или других обстоятельствах. Желание его видеть святого Петра могло возродиться раньше восстания дамаскинцев на него, и сие последнее дало только повод к исполнению его или ускорило его. Из Дамаска удалиться он вынужден был, а в Иерусалим направился потому, что желал видеть святого Петра. Далее, пришедши во Иерусалим, не сам тотчас приступил к Петру, а введен был к нему Варнавою, и с сего времени пребыл у него пятнадцать дней, и вместе с ним и другими Апостолами проповедал Евангелие по Иерусалиму. Не поминает обо всем этом святой Павел в Послании потому, что и вообще делает краткий очерк своей жизни; для цели же своей считал достаточным помянуть только о пребывании у святого Петра, чем означались дружеское расположение и искренняя их между собою любовь, по слову святого Златоуста.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном

Марий Викторин (†IVв.)

Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать

Поскольку в Петре было заложено основание Церкви, как сказано в Писании (Мф. 16:18), и ему было открыто все, Павел пишет, что должен был увидеться с Петром (с Петром, которому вверена Христом такая власть), а не для того, чтобы чему-либо научиться от него… Разве за столь малое число дней, за столь краткое время он мог бы научиться от Петра такому знанию о Боге?

Комментарий на Послание Галатам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-19 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Только три года спустя после своего обращения, когда, следовательно, воззрения Ап. Павла должны были принять совершенно законченный вид, он ходил в Иерусалим для того, чтобы увидеться или познакомиться (istorhsai) как следует (некоторое, поверхностное знание о Петре Павел уже имел и раньше) с Ап. Петром. Иудаисты, по-видимому, и это посещение Павлом Иерусалима перетолковывали по своему… Имея это в виду, Павел говорит об этом посещении им Иерусалима в совершенно холодном тоне. Как любознательный путешественник отыскивает наиболее славные города и хочет посмотреть на все их достопримечательности, так и Павел путешествовал в Иерусалим, чтобы познакомиться, на свободе, с главою тесного круга учеников Христовых - Ап. Петром. Но Павел пробыл в Иерусалиме только пятнадцать дней - время очень незначительное для того, чтобы научиться всему, так сказать, сначала и чтобы забыть все то, что в течении трех лет нажито было Апостолом вдали от Иерусалима… С другими же Апостолами из числа 12-ти Павлу в тот раз и познакомиться не пришлось - вероятно, их не было в Иерусалиме. Чтобы быть точным в своем сообщении о пребывании в Иерусалиме - ведь Ап. имел в виду, что его послание будут читать и враги его, иудействующие, которые, конечно, постараются указать все недоговоренное Апостолом, он прибавляет, что видел в тот раз и брата Господня Иакова, предстоятеля Иерусалимской церкви (см. Тол. Библию т. Х-й). При этом Ап., вероятно, не без намерения употребляет слово «видел»: он хочет этим дать понять, что он именно только видел, но не учился у Апостола Иакова, не старался у него узнать чего либо в области христианского вероучения, что было бы ему, Павлу, неизвестно.

Толковая Библия.

См. также Толкование на Гал. 1:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию и опять возвратился в Дамаск.

18. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.

19. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня

Так как Апостол Павел все мысли свои направляет к тому, чтобы указать, что его учение от Бога, то, показавши, как началось в нем это святое дело, теперь он заявляет, что он не учился Евангелию у Апостолов (а потом), равно и у других Христиан (ст. 21–24). Так, не видевшись ни с кем из Апостолов, Павел проповедовал в Аравии и Дамаске. И только чрез три года отправился в Иерусалим повидаться с Ап. Петром, Иаковом и другими, которых однако ему не привелось тогда видеть. Имея в виду, что «горе, иже мудри в себе самих» (Ис. 5:21), св. Иоанн Златоуст разъясняет, почему Павел говорит, что он не ходил к Апостолам, упредившим его в призвании. «Он говорит – не к унижению Апостолов и не для похвалы себе, но охраняя везде безопасность Евангелия и желая показать важность и достоинство своей проповеди. И если бы нужно было посоветоваться ему, то Открывший ему слово проповеди повелел бы ему сделать и сие». Однако, по прошествии трех лет, Павел, все же, посетил Апостолов в Иерусалиме. Это путешествие, предпринятое для Петра, доказывает великое уважение к нему Павла», говорит св. Иоанн Златоуст. «Пребывание же у него столько (15) дней доказывает дружественное расположение и искреннюю их любовь между собою». Относительно же Ап. Иакова Златоуст говорит: «заметь, скольким почтением и сего наименовал он. Он мог бы сказать: сына Клеопова, как и Евангелист сказал. Но не назвал его так, но как же? Братом Господним, хотя впрочем он не был братом Господним и по плоти, но почитался таким (как сын Иосифа, или сестры Богоматери). Он и во многих других местах показывает, что расположен был ко всем Апостолам так искренно, как ему было прилично». К этому блаж. Иероним присоединяет: «что св. Павел кроме этих никого из Апостолов не видел, это не потому, чтобы не хотел их видеть, но потому, что они разошлись с проповедью Евангелия». В книге Деяний св. Апостолов, где рассказывается подробно об обращении Павла, не сообщается о путешествии его в Аравию. Но там говорится, что «прошло довольно времени» (9:23), когда, после обращения, Ап. Павел прибыл в Иерусалим. В это довольное время он и мог посетить Аравию, сколько для проповеди, более удобной среди незнавших его, столько же и для того, чтобы уединиться от неблагоприятных толков, по поводу его быстрого обращения, и наконец для того, чтобы более спокойно пережить тот великий переворот, который совершился в нем.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

18.Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
     
     Только после трех лет своего Апостольства, когда иудеи возмутились против него в Дамаске и искали его убить (Деян. 9:23;25), святой Павел пошел в Иерусалим, но не затем, чтобы учиться Евангелию у Апостолов, а для того только, чтобы повидаться с Петром, как мужем особенно достойным уважения и любви. Они не знали доселе лично друг друга. Когда же Варнава познакомил их, рассказал Петру о чудесном обращении святого Павла и о его Апостольстве в Дамаске, тогда Апостол Петр дружески принял его к себе, и святой Павел пробыл у него дней пятнадцать, проповедуя Евангелие вместе с ним в Иерусалиме (Деян. 9:27;28).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible