Скрыть
ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его

В одинокой жизни что есть, то делается для нас бесполезным, а чего нет, то делается невознаградимым, потому что Бог-Создатель определил, чтобы мы имели нужду друг в друге и, по написанному, вступали друг с другом в единение. Но и без этого понятие любви Христовой не позволяет каждому иметь в виду свое собственное, ибо сказано: Любовь не ищет своего (1Кор. 13:4-5). А жизнь со всеми разобщенная имеет одну цель - служение собственным потребам каждого. Это явным образом противно закону любви, какой исполнял апостол, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись (1Кор. 10:33). А потом, в удалении от всех не легко узнать каждому свой недостаток, не имея человека, который бы обличил его и исправлял с кротостью и сердоболием. Ибо и от врага обличение нередко в благочестивом возбуждает желание уврачевания, а возлюбившим истинно врачевание греха производится искусно. Ибо сказано: Кто любит, тот наказывает (Притч. 13:25). И многие заповеди многим вместе исполнять удобно, а одним - нет, потому что совершению одной препятствует другая, например, посещению больного - принятие странника, подаянию и раздаче необходимого для жизни, и особенно, когда такое служение требует много времени, - попечение о делах, так что от этого остается неисполненной самая важная и наиболее способствующая спасению заповедь, поскольку и алчущий не накормлен, и нагой не одет. Поэтому, кто же решится жизнь праздную и бесплодную предпочесть жизни плодоносной и сообразной с Господней заповедью?

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)1

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 9-10 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его

Поскольку многие, еще юные и несовершенные разумением, воспринимают на себя подвиг девства, то им прежде всего следует стараться найти себе руководителя на этом пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам. Двоим лучше, нежели одному (Еккл. 4:9), - говорит Екклесиаст; тот же, который один, легко побеждается врагом, что поджидает при путях Божиих, и горе одному, когда упадет (Еккл. 4:10), потому что не имеет человека, который бы поставил его на ноги.

Так, некоторые избрали надлежащее направление в стремлении к святой жизни и, уже достигнув в избранном ими подвиге совершенства, от гордости ниспали другим видом падения, потому что, обольстившись некоторым безумием, сочли благом то, к чему склонял их рассудок. В числе таковых находятся те, что премудростью названы праздными, пути свои устлавшими тернием, которые считают за вред для души усердие в труде по заповеди; они отвергли увещевания апостольские и не едят с благопристойностью собственный хлеб, но простирают руки на чужой, в праздности полагая все искусство жизни. Отсюда - сновидцы, которые обольщения сонные считают достовернее евангельского учения и фантазии называют откровениями; к сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы (2Тим. 3:6). Но есть и иные, которые добродетелью почитают необщительность и дикость и не умеют ценить плодов снисходительности и смирения.

О девстве

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Ст. 10-11 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться

Потому хорошо говорит Екклесиаст:…если упадет один, то другой поднимет товарища своего (Еккл. 4:10), но сам не поднимется. Ибо Христос не был воскрешен чужой помощью или трудом, но Сам Себя восставил. Потому и сказал: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин. 2:19). Это же сказал Он о храме тела Своего. Подлинно, не другим воздвигнут Тот, Кто не падал. Ибо и тот, кто другим поднимается, пал, и тот, кто пал, нуждается в помощи, чтобы его подняли. О чем учат они и лежащих внизу, когда Писание говорит: …горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его, ибо если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? (Еккл. 4:10-11) Итак, мы умерли со Христом и живем с Ним. Христос умер с нами, чтобы согреть нас, ибо Он сказал: Я пришел свести огонь на землю (Лк. 12:49).

Письма

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 9-12 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Лучше двое, чем один, коим награда добрая в труде их: ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. И горе одному, когда он упадёт, и нет другого, кто бы поднял его. И даже если спят двое, то и теплота будет у них; а один, как согреется? И если нападёт на кого один, то двое устоят против него; и тройная бечева не скоро рвется. После изображения забот и бедствий, постигающих того, кто мучит себя в приобретении богатства не имея определённого наследника, теперь речь обращается к сотовариществу и говорится, сколько добра в сообществе друзей и во взаимной поддержке: потому что и упавши один поднимается при помощи другого, и домашние дела ведёт и даже ночным отдыхом наслаждается лучше тот, кто имеет верного друга, чем тот, кто заботится только о приобретении богатства. И если против одного восстанет какой-либо более сильный враг, то его слабость поддерживается помощью друга. И насколько два лучше одного, если они соединены любовью, настолько еще более важно сообщество троих. Ибо истинная и не нарушаемая никакою завистью любовь, чем более возрастает в числе, тем более будет увеличиваться и в силе. Это – по толкованию простому.

Но так как касательно предыдущего места мы представили толкование его некоторыми в отношении ко Христу, то и дальнейшее должно быть рассматриваемо в том же духе. Лучше быть двоим, чем одному. Ибо, лучше иметь живущего в себе Христа, чем жить одному и быть открытым для козней врага. Награда за это сообщество непосредственно открывается в самой пользе общения. Ибо, если упадёт один, то Христос восставляет своего общника. И горе тому, кто, упавши, не имеет в себе восставляющего Христа! Если даже и уснёт один, т. е. если будет поражён смертью, но будет иметь с собою Христа, то согретый и оживотворенный Им, скоро оживёт снова. И если против человека восстанет сильный в нападении диавол, то противостанет ему человек, противостанет и Христос за человека своего, за общника своего. Это не потому, чтобы сила одного Христа против диавола была слаба, а потому, что человеку предоставляется свободная воля, и когда мы прилагаем свои усилия, то и Сам Христос бывает сильнее в борьбе. И если приидут и Отец, и Сын, и Дух Святый, то не скоро разрывается это сообщество. Но, если и не скоро разрывается, тем не менее однако же, иногда может разорваться. Ибо и у Иуды апостола была эта тройная бечева; но, так как после куска вошёл в него сатана, то бечева порвалась. Далее, относительно того, что говорит выше: «и даже, если уснут двое, то и теплота будет у них, а один, как согреется?» – приведём свидетельство из жизни Елиссея, что он простерся с мальчиком и уснул и согрел тельце его и, таким образом, оживил воскресшего (4Цар. 4). Итак, если Христос не уснёт с нами и не почиет в смерти, то мы не можем восприять теплоты вечной жизни.

Толкование на книгу Екклезиаст

Петр Хрисолог, свт. (†450)

ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его

И начал посылать их по два (Мк. 6:7). Христос посылал учеников по два, чтобы никто из них, оказавшись в одиночестве, не отрекся, как Петр, и не убежал, как Иоанн. Человеческая непорочность недолго стоит, если, горделиво полагаясь на себя, презирает общество и не желает иметь товарища. Об этом Писание говорит: …горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его (Еккл. 4:10). Поскольку же один другому может помочь, об этом и самое Писание свидетельствует: Брат от брата вспомоществуемый - как город крепкий (Притч. 18:20; LXX).

Письма

Симеон Новый Богослов, прп. (†1022)

ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его

Не следуй за волком вместо пастыря; не входи в больное стадо. Не оставайся один, да не похитит тебя волк, души пожирающий, и да не будешь ты поражаем одной болезнью за другой до тех пор, пока не умрешь духовно или пока не погибнешь, уступив искушению. Тот, кто поручает себя доброму пастырю, может не бояться этого, но жить без тревог, и будет спасен Иисусом Христом, Господом нашим, Ему же слава во веки веков, аминь.

Слова

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-12 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т.е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.

Толковая Библия

Эмилиан Симонопетрит, архим. (†2019)

Только один человек может управлять нашим сердцем - игумен. Второго быть не может, потому что монах не нуждается больше ни в чьей поддержке.

В миру человек чувствует нужду в опоре, поскольку мир лежит во зле (1Ин. 5:19). Там большинство людей не постится, не молится, не почитает Бога, не имеет любви, сквернословит, богохульствует. Куда не пойдешь, везде тебя лишают Христа, и потому тебе необходима помощь, как говорит мудрый Соломон: Брат, получающий помощь от брата, словно город укрепленный. Вполне естественно, что христиане, живущие в миру, ради взаимоподдержки организовывают воскресные школы, православные общества, устраивают духовные беседы и совместные трапезы, подобно первым христианам. Если ты будешь одинок, то, видя, как все вокруг тебя грешат, ты тоже начнешь грешить. Станешь сомневаться: «Неужели я один верующий и никто больше не верит?» - и потеряешь веру. Горе одному, - говорит Писание, - когда он упадет, никто не сможет его поднять (Еккл. 4:10). В хорошем обществе мы находим себе опору.

Однако в монастыре недопустимо привязываться ни к брату, ни к родственнику по крови или по духу. Для монаха любая привязанность и сердечная склонность к тем или иным лицам - скверна, позор, отпадение от любви Божией, ведь таким образом оно отвращает свой слух от Бога, не слушает Его извещений, а ищет поддержки у брата. И это по сути не духовная дружба, но совместное впадение в греховную скверну. По-настоящему духовной признается только жизнь в Святом Духе. Поэтому, уходя из мира, необходимо разорвать все узы, чтобы ничего не принести с собой в монастырь, в том числе сердечных привязанностей.

Трезвенная жизнь и аскетические правила

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible