Скрыть
человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это – суета и недоброе дело!

Святые отцы

Прочие

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 7-8 И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это - суета и недоброе дело

И обратился я, и видел суету под солнцем. Есть один и нет второго, и даже сына и брата нет у него: и нет конца всякому труду его. И глаз его не насыщается богатством: и для кого я тружусь и лишаю душу свою блага? И это суета и мучение наихудшее. Обратился я к другим, и увидел, что они трудятся больше чем нужно, собирают богатства правдою и неправдою, а собранным не пользуются; имеют все, почивают на богатстве, берегут другому, а своим трудом не наслаждаются, особенно когда не имеют ни сына, ни брата, ни родственника, чтобы могло казаться, что праведный труд они оставляют своим ближним. Поэтому я увидел, что нет ничего суетнее того человека, который собирает богатство, не зная кому он оставит его. По прежде изложенному толкованию, мы можем понимать это и в отношении к тем, кои пишут книги и оставляют их не ценящим их читателям. Некоторые место это, начиная от слов: «есть один и нет второго», объясняют в отношении к Спасителю, что Он, для спасения мира, сошёл один и без всякого сообщника. И хотя многие суть сыны Божии и называются братьями Господа по усыновлению, однако никто не оказался достойным, чтобы соединиться с Ним в этом деле. Нет конца труду Его, носящего наши недуги и грехи и за нас болящего; и не насытится богатством око Его, всегда желающего нашего спасения и тем более призывающего к покаянию, чем более кто согрешает.

Толкование на книгу Екклезиаст

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-12 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т.е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible