Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
Лучше одна горсть с спокойствием, чем полные руки с трудом и томлением духа. Лучше иметь небольшое праведное, нежели большое богатство грешников. И в Притчах говорится: «лучше немногое с правдою, чем множество прибытков с неправдою» (Притч. 16:8). Прекрасно говорится, что с правдою соединён покой, а с неправдою труд. И так как единственное число всегда употребляется в добром смысле, а двойственное в дурном, то одна горсть соединена с покоем, а две руки исполнены труда.
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
По Соломону, лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа (Еккл. 4:6). Такому обману и лишениям обязательно подвергаются все немощные, которые, хотя в своем спасении еще не уверены и сами еще нуждаются в чужом наставлении и руководстве, однако обольщением дьявола побуждаются к обращению и управлению другими, и которые, хотя бы и могли приобрести какую-нибудь пользу от обращения некоторых, но по своей нетерпеливости и неисправленности нрава теряют все приобретенное.
Евагрий Понтийский (†399)
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
Томление духа, я думаю, относится к воле души, угнетаемой страстями. Ибо почему горсть добродетели лучше, чем две горсти зла, неведения и томления духа? <…> Это как если сказать, что лучше научиться созерцанию чего-то одного духовного, чем иметь множество созерцаний безрассудной мудрости.
Схолии на Екклесиаста
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-12 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется
Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т.е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.