Скрыть
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

И в чистоте душ, и в познании истины, и в великодушии, и в благости друг ко другу, и в духе святости, то есть в делах Духа, и в любви без мнительности (нелицемерной).

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 3-6 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

Далее, как и всегда делает (апостол), выставляя самого себя на сцену, чтобы с него брали пример, так делает он и здесь. Поэтому и присовокупляет: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо наше служение» (ст. 3), – заимствуя убеждение не от времени только, но и от примера тех, которые подвизались как должно. И смотри, как скромно это делает. Не сказал: «Глядите на нас, а мы таковы-то»; но, как бы защищаясь против обвинения, исчисляет свои (подвиги). И полагает два отличительных признака беспорочной жизни, первый: «ни в чем не полагаем претыкания» – не сказал «обвинения», но что гораздо маловажнее – «претыкания», – т. е., никому не подавая и повода к укоризнам против нас, – «да служение наше безпорочно будет», – чтобы кто не стал нападать (на это служение); и не сказал опять, чтобы кто не стал порицать или обвинять, но чтобы оно не подавало и случайного повода к тому, чтобы кто-нибудь мог порицать в чем-нибудь. Второй признак: «но во всем являем себя, как служители Божии» (ст. 4). Это гораздо выше (предыдущего). Действительно, не одно и то же – быть свободным от обвинения, и устроить себя так, чтобы из всего видно было, что мы Божии слуги; и не одно и то же – избежать порицания, и быть достойным похвал. Не сказал: «являясь» (φαινόμενοι), но: «являем себя» (συνιστώντες), т. е. показывая (себя таковыми на деле). Далее говорит и о том, каким образом они сделались таковыми. Каким же? «В терпении, – говорит, – многом». Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал – «в терпении», но – «в терпении многом», чтобы показать его важность. Действительно, перетерпеть одну какую-нибудь беду или две – еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: «в скорбях, в бедах» (ανάγκαις). Но скорбь еще более увеличивается, когда нельзя уклониться от несчастий, и когда точно неизбежная какая необходимость требует злостраданий. «в тесных обстоятельствах», – т. е., или в теснотах голода и других необходимых потребностей, или просто в теснотах искушений. «Под ударами, в темницах, в изгнаниях» (ακαταστασίαις) (ст. 5). И каждое из них само по себе тяжко: тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах, тяжко не иметь покоя от гонений – это именно и значит «в нестроениих»; но когда постигают все эти скорби и притом сразу, то подумай, какая для этого потребна душа! Потом ко внешним скорбям присовокупляет и те, которые от него собственно зависели: «в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте» (αγιότητι)«. Этими словами он указывает на те труды, которыми обременял себя, переходя с места на место; и делая своими руками, – на те ночи, в которые учил, или трудился для себя, и со всем тем не забывая и поста, хотя и одни эти (подвиги) стоили не одной тысячи постов. А под «чистотой» здесь он разумеет или целомудрие, или чистоту во всем, или же нелюбостяжательность, или же то, что он даром проповедовал Евангелие. «В благоразумии» (γνώσει) (ст. 6). Что такое «в благоразумии»? В мудрости, даруемой от Бога, которая истинно есть ведение, а не как мнимые мудрецы, хвалящиеся внешним образованием, а этой истинной мудрости лишенные. «В великодушии, в благости». И это важное свидетельство мужественной и благородной души – великодушно переносить поражения и удары, отовсюду наносимые. Далее, чтобы показать, как он сделался таковым, присовокупил: «в Духе Святом». «Чрез Него, – говорит, – мы все это совершаем». Но смотри, где он поставил помощь от Св. Духа, – после уже исчисления своих подвигов. Мне кажется, он хотел показать этим и нечто еще другое. Что же такое? То, что «мы обильно исполнены Духа Святого, и свое апостольство оправдываем и тем, что удостоились духовных дарований», так как, хотя это зависит и от благодати, тем не менее, и сам он был причиною, своими делами и подвигами привлекши на себя благодать. Если же кто думает, что сверх сказанного (апостол) выражает этими словами еще и то, что он, в употреблении благодатных даров, не подавал никому никакого соблазна, – думаю, и тот не погрешит против смысла. Действительно, некоторые (из коринфян), получив дар языков и возгордившись, тем подали повод к осуждению себя, потому что получивший духовные дары может и злоупотребить ими. «Мы же, – говорит, – не таковы, но и «в духе», – т. е. в дарованиях, – пребыли беспорочными. «В любви нелицемерной».

Вот что было причиною всех благ (им приобретенных); вот что сделало его таковым, и сохраняло в нем Духа, действием Которого все у него совершалось.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

В чистоте

Так называет целомудрие или чистоту во всем и нелюбостяжательность и безмездную проповедь.

В благоразумии

То есть в мудрости Божией, которая истинно есть ведение, только не внешнее, как у лжеапостолов.

В великодушии, в благости

Это признак несокрушимой души, когда кто, будучи отовсюду поражаем и уязвляем, не только долготерпит, но и благодетельствует.

В Духе Святом

Показывает, как он сделал все это, именно Духом Святым. Когда показал свои подвиги, тогда уже поставил помощь Духа Святого. Здесь разумеются также и дары духовные, ибо ими доказываем, что мы служители Божии, потому что совершаем чудеса. Иначе: мы не подали претыкания в Духе Святом, то есть в дарах Духа. Ибо многие из превозносившихся полученным даром языков не пользовались им, как должно. Но Павел не таков.

В нелицемерной любви

Вот источник всех благ, вот причина, посему пребыл в нем Дух.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне

В очищении, εν αγνοτητι, в чистоте, в непорочности. Здесь он разумеет или целомудрие (телесное и сердечное), или чистоту во всем (нравственную, чистоту побуждений, вообще чистоту совести), или нелюбостяжательность (Феофилакт – недароприемность корыстную), или то, что он и Евангелие проповедовал даром (святой Златоуст).– В разуме, εν γνωσει, в ведении Божественных вещей, все ясно видящем и сильном разрешать всякое недоумение. Святой Златоуст спрашивает: что такое в разуме? И отвечает: «В мудрости, от Бога нисходящей, которая истинно есть ведение и разумение. Мнимые мудрецы, хвалящиеся внешним образованием, не имеют сего разумения».– В долготерпении, εν μακροθυμια, в великодушии, которое при всех неприятностях со стороны других не теряет мирного и доброго к ним расположения. «Это важное свидетельство мужественной и благородной души – великодушно переносить поражения и удары, отвсюду наносимые» (святой Златоуст). «Адамантовой душе свойственно, когда отвсюду огорчают и уязвляют, не только благодушно переносить то, но и благожелательствовать оскорбителям» (Феофилакт).– В благости, εν χρηστοτητι, в благосердии, когда имеют милостивое ко всем сердце, готовое всякому сделать всякое добро, всякую скорбь отгнать, всякую беду отвратить,– сердце, не могущее видеть равнодушно ни нужды, ни скорби другого и успокоиться, пока не истощит всех средств и не облегчит участи его.

В Дусе Святе, не в общей только всем христианам благодати Святого Духа, но в той, которая преизобильно исполняла Апостолов, сообщая им все благопотребное для утверждения веры Христовой на земле. Этим объемлется вся полнота дарований духовных апостольских. От нее и все исчисленные подвиги, и добродетели, и всякий успех в распространении веры. Святой Златоуст говорит: «Чрез Него, говорит (то есть чрез Духа Святого), мы все сие совершаем. Но смотри, где он поставил помощь от Святого Духа,– после уже исчисления своих подвигов. Мне кажется, он хотел показать сим что-нибудь особенное. Что же такое? Справедливо, говорит, что мы обильно исполнены Духа Святого, и свое Апостольство не менее оправдываем и тем, что удостоились духовных дарований; впрочем, и сами, говорит, были небезучастны в этом: наши условия, труды и подвиги давали простор благодати Божией действовать чрез нас. Если же кто думает, что сверх сказанного Апостол выражает сими словами еще то, что они, в употреблении даров благодатных не подавали никому никакого соблазна, думаю, и тот не погрешит против смысла. Действительно, некоторые из коринфян, получив дар языков и возгордившись тем, подали повод к осуждению себя, ибо получивший духовные дары может и злоупотребить ими. Но мы, говорит, не таковы, мы пребыли беспорочными в Духе, то есть в дарованиях духовных».– В любви нелицемерне. Любовь – всеобъятная добродетель; и все вышеисчисленные добродетели и подвиги из нее проистекают, как изложил это Апостол в первом послании, гл. 13. Она изливается в сердца Духом Святым; почему и поставлена у Апостола тотчас после слов: в Дусе Святе. Что прибавил: нелицемерне, затем прибавил, чтоб отличить ее от дел любви, являемых в видимой деятельности. Дела любви можно совершать по самопринуждению разумному, благонамеренному или неблагонамеренному; и путь к стяжанию любви есть произвольный труд в делании дел любви, пока наконец благодать Духа преисполнит его все сердце. Об этом последнем и говорит Апостол, что не дела только его видимые любовны, а само сердце его полно любви. «Вот что было виною всех благ, им приобретенных; вот что сделало его таковым и сохранило в нем Духа, действием Которого все у него приходило в совершение» (святой Златоуст).

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

Исчисляет Апостол добродетели, которые выражали дух апостольского служения, общий, впрочем, и всем верующим в Иисуса Христа и последующим Евангельскому учению, которое от всех требует чистоты, благоразумия, терпеливости, доброты, духовности и нелицемерной любви.

В чистоте, души и тела. Целомудрие и вообще нравственная чистота в мыслях, в чувствах, в желаниях, во внешнем обращении с другими есть необходимое и как бы естественное свойство души всецело преданной Богу, и стремящейся к благам небесным, живущей не по плоти, а по Духу Христову (2Кор. 11:2, 3; 1Тим. 4:12; 5:22; Тит. 2:5).

В благоразумии. Благоразумие или благо-рассуждение – это дар ведения, которому преимущественно следует, нравственная свобода, и которое необходимо человеку на всех степенях умственного и нравственного его совершенства, чтобы всегда поступать по заповеди о любви к Богу и ближним, соответственно христианской мудрости. При недостатке духовного благоразумия можно неправильно употреблять и высшие благодатные дары, каков, например, дар пророчества. Поэтому св. Павел предписывает правило благоразумия касательно употребления дара пророчества, и говорит: и дуси пророчестии повинуются пророком. Несть бо нестроения Бог, но мира (1Кор. 14:32, 33). Благоразумие должно давать направление употреблению каждого дара, соответственное сей цели благоустройства и мира (2Петр. 1:5).

В великодушии. Великодушие есть безропотное или спокойное перенесение оскорблений и обид, причиняемых от других (Еф. 4:2; Кол. 3:12); также постоянно спокойное и кроткое обращение с подчиненными, которые своих начальников или старших членов общества или семейства оскорбляют своими недостатками, своею неисправностью или погрешностями в исполнении возлагаемых на них обязанностей и поручений. Свойство великодушного человека таково: он всегда чужд гнева и раздражительности, всегда спокоен и благосклонен, какие бы оскорбления и обиды ни испытывал.

В благости. Благость – доброе расположение к другим и готовность делать им добро, оказывать возможные услуги, свойственные христианской любви.

В Духе Святом. Иначе можно сказать: в духовности. Свойство духовности принадлежит тому христианину, который проникается Святым Духом, пламенея любовью к Богу и ревностью к соблюдению Его заповедей. Это действие Духа все другие действия человека, внешние и внутренние, соединяет в одну благоприятную жертву служения Богу. Этой добродетели достигать внушает Павел в послании к Римлянам, говоря: Духом горяще, Господеви работающее (Рим. 12:11). Духом пламенейте; Господу служите (1Тим. 4:11).

В нелицемерной любви. Нелицемерная любовь есть любовь истинная, действительная, обнаруживающаяся не в словах только или в каких-нибудь внешних поддельных знаках любви, а в самых делах. Свойства нелицемерной или истинной христианской любви изобразил Павел в первом послании к Коринфянам, говоря: любы долготерпит, милосердствует; любы не завидит; любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, и проч. (1Кор. 13:4, 5).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке

Во главе перечисляемых здесь добродетелей стоит чистота или непорочность сердца и воли (ср. 1Пет. 1:22). - Благость -это расположенность к людям, стремление сделать им хорошее. - Дух Святой -не Третье Лицо Св. Троицы - если уже упомянул бы о Нем Ап., то сделал бы это ранее, - а та животворная сила Духа, которая проявлялась в проповеди Апостола в Коринфе (1Кор. 2:4) и в других местах. - Сила Божия -это способность подтверждать свое учение чудесами. - Оружие правды -это все слова и дела Павла, направленные к утверждению правой веры.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 6:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение:

4. но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,

5. под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,

6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

           Как бы защищаясь против обвинения, Апостол исчисляет свои подвиги и добродетели. Он полагает два главных отличительных признака беспорочной жизни: первый – свободу от обвинений, а второй – верность служению Богу, выразившуюся в терпеливом перенесении всякого рода злостраданий во время исполнения своего апостольского долга. Об этих злостраданиях своих святой Апостол Павел сам отчасти говорит подробнее в других местах (напр. 1Кор. 11:232Кор. 11:24-25 и др.), а отчасти о них говорят и другие (см. Деян. 14-18; гл. Деян. 20:7-11). «И каждое из сих искушений в отдельности тяжко, говорит святой Иоанн Златоуст. Тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах и не иметь покоя от гонений... Но когда все сии скорби и вместе постигают, подумай, какая для сего потребна душа»... «К внешним (невольным) скорбям присовокупляет он и те, которые собственно от него зависели, указывая на труды, которыми обременял себя, переходя с места на место и делая своими руками; на те ночи, которые он учил или трудился для себя, в то же время не забывая и поста, хотя одни его подвиги стоили не одной тысячи постов».

      «Свое апостольство не менее оправдывает и тем, что удостоились духовных дарований. Мы пребывали беспорочными в Духе, т. е. в дарованиях духовных. В любви нелицемерне... Вот что́ было выше всех благ, им приобретенных; вот что́ сделало его таковым, и сохранило в нем Духа, действием Которого все у него приходило в совершение»...

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6.6. в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,

Как служители Божии, говорит, мы блюли себя в чистоте – целомудрии телесном и сердечном, в благоразумии – в ведении вещей Божественных – мудрости, нисходящей от Бога (Златоуст), в великодушии, которое при всех неприятностях со стороны других сохраняет мирное и доброе расположение. В благости – добросердечии, когда имеют ко всем милостивое сердце, готовое всякому сделать всякое добро, избавить от всякой скорби, отклонить всякую беду, вообще сердце, не могущее видеть равно- душно ни нужды, ни скорби другого. В Духе Святом, даже в употреблении благодатных даров Святого Духа, изобильно даруемых нам, мы, говорит, не подавали никому никакого соблазна. В нелицемерной любви – не только в делах внешнего поведения Апостол обнаруживал свою любовь, но и главное, сердце его полно истинной любви.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible