Скрыть
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 15-16 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Смотри, какие простые, а между тем достаточные слова употребляет (апостол) для отвращения (коринфян он ярма неверных). Не сказал он: «(какое общение у праведности) с противозаконием (παρανομία)», но гораздо сильнее («с беззаконием» – ανομία). Равным образом не сказал: «(какое общение) у находящихся во свете с пребывающими во тьме», но противополагает самые вещи, противные между собой и одна другую отвергающие, т. е. свет и тьму. Не сказал также: «(какое согласие) между последователями Христа и чадами диавола», но – что гораздо бóльшую обнаруживает противоположность – между Христом и Велиаром, – еврейским именем назвав этого отступника. «Какое соучастие верного с неверным?» Чтобы кто не подумал, что он просто лишь обвиняет зло и похваляет добродетель, он здесь указывает уже и лица, хотя и неопределенно. И не сказал: «какое общение», но – какие награды, назвав их «частию» (μερίς). «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго». Смысл этих слов такой. «Царь ваш не имеет ничего общего с диаволом («Какое согласие между Христом и Велиаром?»); ничего общего не имеют между собою и дела их («Что общего у света с тьмою?»). Потому и у вас не должно быть никакого общения с ним (диаволом?)». Апостол прежде указывает на царя, а потом уже на них, – чтобы тем скорее отвлечь их от диавола. Далее, сказав: «Какая совместность храма Божия с идолами?» и присовокупив: «Ибо вы храм Бога живого», (апостол) почел нужным привести и свидетельство на это, желая показать, что эти слова не простая лесть, – так как кто хвалит, не представляя на то причин, о таком могут подумать, что он льстит. Какое же (он приводит) свидетельство? «Вселюся в них и похожду», – т. е. «вселюсь в храмах этих и в них буду ходить», показывая тем великое к ним благоволение, – «и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом». (Лев. 26:12). «Для чего же, – говорит, – ты, нося в себе Бога, бежишь к идолам, – Бога, Который не имеет с ними ничего общего? Такой поступок достоин ли какого-нибудь извинения? Помысли, кто в тебе живет и обитает с тобою».

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго

Неверные суть храмы идолов, или даже самые идолы, а вы - храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Итак, какая совместность, то есть подобие, сходство между вами и ими?

Как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Дабы не показалось, что льстит, Писанием подтверждает, что они храм Божий. Обитание в нас Бога обусловливается чистотой жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живет в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому-либо делу, говорится, что Он ходит в нем; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Сила души — ум, — хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего головной мозг: так и сила словества, или дух человека, хотя и духовна, но имеет местом пребывания своего верхнюю часть сердца, находящуюся под левым сосцом груди, около сосца и несколько выше его. Соединение ума с сердцем есть соединение духовных помыслов ума с духовными ощущениями сердца. Так как человек пал, так как его помыслы и ощущения изменились из духовных в плотские и душевные, то надо при посредстве евангельских заповедей возвести ум и дух к помышлениям и ощущениям духовным. Когда ум и дух исцелятся, тогда они и соединятся о Господе. Образуется в свое время, в отделе сердца, где помещается сила словества, или дух, чудный, нерукотворенный, духовный храм Божий, Святая Святых: туда нисходит ум, хиротонисанный Святым Духом во священника и архиерея для поклонения Богу Духом и Истиною. Тогда познает христианин блаженным опытом сказанное в Священном Писании: Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие.

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Или кое сложение церкви Божией со идолы? Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие

Это, в-пятых,– сравнение по последней цели религии, которая есть Богообщение. Душа, восприявшая Бога, в общении с Ним становится храмом Божиим. Верующие чрез общение с Господом Иисусом Христом вступают в общение с Богом и суть существенно храм Божий. Апостол и говорит: вы церкви Бога живаго. Это говорит не обо всех в совокупности, а о каждом верующем в частности, ибо говорит: вы – церкви, а не церковь. Итак, смотрите, говорит, какая выходит несообразность, когда вы принимаете участие в чем-либо языческом. Тут то же выходит, как если бы кто взял языческого идола и поставил его в христианском храме. Как последнее действие ни с чем не сообразно, ибо кое сложение церкви Божией со идолы, так ни с чем не сообразно, когда кто-нибудь из вас, чрез участие в язычестве, вносит что-нибудь языческое в душу свою, в коей благоволит обитать Бог. Святой Златоуст говорит: «И для чего ты, нося Бога в себе, бежишь к идолам, с которыми Бог не имеет ничего общего? Такой поступок достоин ли извинения? Помысли, Кто в тебе живет и обитает с тобою».

Такой ряд противоположностей выставив, Апостол, как бы за руку взявши, отводит верующих от всего языческого. Как верх всех отличий верного от неверного есть истинное общение, общение живое с Богом живым, то на этом преимуществе Апостол останавливает особенное внимание, доказывая его пророчествами и чрез них изображая его с разных сторон. Приводимые из Ветхого Завета свидетельства слово в слово не читаются в Писании, как они приводятся святым Павлом, а собраны им из разных мест и сочетаны в одну стройную речь.

Вы, говорит, есте церкви Бога жива. А что это так, послушайте, что обетовал Бог Израилю. Вселюся в них и похожду, «то есть вселюся в храмах сих и в них буду ходить, показывая тем великое к ним благоволение» (святой Златоуст). И буду им Бог, и тии будут Мне людие (Лев. 26:12). Я их Бог, они Мои люди. В этом выражается общение со стороны Бога. Но когда Бог возвестил это людям тем и люди те приняли то в сердце свое, то и они стали иметь Бога своим Богом и себя людьми Божиими. В этом общение со стороны людей. Так было во Израиле – прообразе верующих, и общение то было прообразовательное. Оно все происходило внешним образом. Истинное Богообщение совершено уже Господом Спасителем сначала ипостасно в Своем Лице, а потом благодатно-нравственно и во всех верующих. Все верующие, становясь едино с Господом, делаются едино и с Богом истинно, существенно. Так молил Сам Господь: да вси едино будут, якоже Ты Отче во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17:21). И молитва Господня становится делом во всяком верующем. Но совершается сие не номинально, а самым делом. Верующие возрождаются благодатию Святого Духа и, став чистыми чрез отвержение страстей самоугодия и чрез восприятие всех добродетелей, суть готовый и богоприличный храм для Бога, Который и вселяется в них и, вселяясь, водит их путями жизни, или ходит в них, как древле столп облачный ходил среди Израиля. Что у древнего Израиля совершалось внешно, то у нового совершается внутренно, в душах и сердцах. Ибо Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин. 14:23).

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Да, велико достоинство христианина: он – Церковь живого, вездесущего, всемогущего Бога. В этом заключается для него побуждение – не сообщаться с людьми нечестивыми, неверными, особенно не прикасаться к их нечистотам, чтобы не осквернить дома Божия. Как скоро мы стараемся держать себя в чистоте, Бог принимает нас, делается нам Отцом по благодати, а мы – Его сынами и дщерями.

Дневник. Том II. 1857–1858

Амвросиаст (†IVв.)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Ясна противоположность в перечисляемых апостолом, и через нее он учит избегать ее, ибо сказал Господь: никто не может служить двум господам (Мф. 6:24). Закон ведь проповедует справедливость во избежание несправедливости, свет показывает истину, чтобы от неведения, которое тьма, отступились. Христос в таинстве Бога провозглашает, что диавола, который хочет выдать себя за Бога, следует избегать. Верующим Он обещал вечную жизнь, чтобы, отвергая вероломства, были чужды всех заблуждений неверующих. Идолов запретил почитать, поскольку храму Бога они враждебны. Ибо вы храм Бога живаго. Ничто так не враждебно человеку, как идолы, поскольку соблазняют отступиться от веры в единого Бога.

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюся в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Лев. 26:12).

Вы храм Бога живого. Верующих в Иисуса Христа Апостол называет храмом Божиим, потому что они посвящаются на служение Богу, и в них обитает Бог, как Апостол писал в первом послании к Коринфянам: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор. 3:16).

Храм Бога живого. Истинного Бога Апостол называет Богом живым, показывая существенное свойство истинного Бога как самосущей, или независимой, безначальной, вечной жизни, в отличие от мнимых мертвых или безжизненных богов языческих, или идолов, которые вымышлены слепотствующим разумом человеческим. Вемы, говорит Апостол, яко идол ничтоже есть в мире. «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1Кор. 8:4).

Как сказал Бог: вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут Моим народом. Это неоднократно говорил Бог к избранному израильскому народу (Лев. 26:12; Иезек. 37:23, 27). Избранный народ израильский пользовался особенным благоволением Божиим. Бог извел его из Египта и чрез то освободил его от рабства египетского; Бог дал ему чрез Моисея свой закон; Бог среди избранного народа устроил скинию, или походный храм, в котором благоволил являть особенное свое присутствие чрезвычайными откровениями. Так эти и многие другие дела божеского попечения об избранном народе изображали особенное присутствие Бога среди своего народа. А народ израильский, со всеми Божескими к нему благодеяниями, служил образом нового избранного народа, который образовал Иисус Христос, – народа христианского; или, иначе сказать, – ветхозаветная Церковь, с своим храмом и со всеми действиями его Богослужения, предызображала Церковь новозаветную, то есть общество верующих в Иисуса Христа, – и многоразличные обрядовые действия ветхозаветного Богослужения были сению или образами будущих благ (Евр. 10:1), дарованных новозаветной Церкви. Поэтому Апостол сказанное Богом народу израильскому относит к новому народу, к верующим в Иисуса Христа: на них исполняются в большей полноте те Божеские обетования, которые над израильтянами исполнились только отчасти.

Вселюся в них и буду ходить в них. Этим изображается обещание особенного Божеского присутствия среди народа, о котором мы сказали выше. Буду ходить в них. Среди израильского народа видимое изображение Божеского невидимого присутствия представляла скиния, которая вместе с народом странствовала в пустыне, и переходила с места на место. А в духовном знаменовании хождение Бога с верующими в Него, то есть благочестивыми христианами, означает неотлучное Божеское присутствие в них, покровительство над ними и содействие всем благим делам их; или особенное Божеское попечение о спасении верующих в Иисуса Христа. Иисус Христос говорит о благодатном Божеском общении с верующими в Него: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим (Ин. 14:23).

И буду их Богом, и они будут Моим народом. Слова эти имеют такое значение: и они будут почитать Меня единым истинным Богом, будут служить Мне одному; и Я буду оказывать им особенное Мое благоволение, буду иметь о них преимущественное попечение.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.


«Какая совместность храма Божия с идолами?» После того, что говорилось нами в защиту святых икон в других местах, мы считаем лишним еще раз доказывать здесь, что икона не есть идол, и отсылаем читателя к нашим прежним замечаниям (см. Рим.1:21-251Кор.8:4). «Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Лев.26:12)». Здесь храмом называется не отдельный христианин, а совокупность христианского народа или общества; это уясняется и ссылкой апостола на слова, сказанные Господом в Ветхом Завете народу израильскому. По учению псалмопевца Господь (обитает) в роде праведных (Пс.13:5). Если Господь живет и как-бы обращается (похожду) в целом христианском обществе или народе, то почему нельзя считать местом Его особенного пребывания то место, где верующие составляют одно целое, где они вступают во взаимное общение, где являются не разрозненным множеством, но именно обществом, соединенным посредством общих молитв и священнодействий? А таков и есть наш православный храм, который мы потому между прочим и считаем домом Божиим, что мы, собирающиеся в нем для молитвенного и благодатного взаимообщения, составляем, по учению апостолов и пророчествам Ветхого Завета, селение Божие, дом духовный, священство святое, среди которого обитает Бог.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом

Ап. обосновывает свое увещание ветхозаветными изречениями. Что верующие суть храм Божий - это он доказывает на основании (Лев. 26:11) и сл. Здесь Бог обещает Израилю награду, если он останется верным закону Божию. А христиане суть новый Израиль.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 6:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

16. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (Лев. 26:12).

     Так как живое общение Христиан с Богом есть верх отличия их от неверных, то на этом преимуществе Апостол останавливает особое внимание, доказывая его пророчествами, собранными им из разных мест и соединенными в одну стройную речь. «В Израиле, – прообраз верующих, и общение было прообразовательное. Оно все происходило внешним образом. Истинное Богообщение совершено уже Господом Спасителем – сначала ипостасно в Своем лице, а потом и благодатно – нравственно и во всех верующих... Что у древнего Израиля совершалось внешне, то у нового совершается внутренно, в душах и сердцах. Ибо Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Ин. 14:23)...

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6.14. Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
6.15. Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
6.16. Какая совместность храма Божия с идолами? [Зач. 182Б.] Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.


Вероятно те лица, о которых святой Павел намекал в 12-м стихе, что в сердце их нет для него просторного места, принимали участие в идольских трапезах, а может быть, и в других каких житейских обычаях язычества. Ввиду этого святой Павел и говорит: не становитесь в одно ярмо, в пару с неверными. И объясняет, почему так не должно им делать вы совсем не пара с ними, а разнитесь от них до противоположности.
Во-первых, со стороны нравственной какое общение праведности с беззаконием?! Как правда противоположна беззаконию, так и вы, верующие, язычникам. Верующих называет правдою ради того, что прежние грехи их омыты крещением, а чтобы не впасть в новые и жить праведно, они получили благодать Святого Духа для укрепления своих сил в исполнении правды. Беззаконием называет язычников потому, что в язычестве царствует грех с рождения до смерти.
Во-вторых, со стороны умственной, что общего у света со тьмою? Верующие – свет, по ясности их религиозного ведения. Они знают, откуда они, зачем на земле, что ждет их за гробом, и как сделать будущую жизнь блаженной. Знают Бога, Творца и Промыслителя, Спасителя и Утешителя, знают, как вступить с Ним в общение и пребывать всегда в Нем, в чем последняя цель разумных тварей. Зная все это, они ходят во свете. Язычники, напротив, ничего такого не знают, самые существенные вопросы для них остаются нерешенными, и живут они, как случайные, не имея возможности дать себе отчет, куда идут, и чем кончится их путь. Густая тьма неведения покрывает их. Как же, говорит, стать вам свету, лезть в одно с ними, тьмой, ярмо?
В-третьих, со стороны представителей, какое согласие между Христом и Велиаром? Христос Господь Глава христиан, в Него они облекаются, крестясь и прияв благодать, в образ. Его потом преображаются трудами целой жизни, чтобы став едино с Ним здесь, и в другой жизни удостоиться быть там, где Он, в неизреченно блаженной славе. Велиар – сатана, первый вступил в богоборство по духу гордыни, потом научил и прародителей не слушаться Бога, пообещав им божество и лишив всего, затем всех людей обманывает, увлекая их на дела самоугодия, вопреки совести и Богу. Настоящей власти он ни над кем, и ни над чем не имеет, а лживо величает себя царем, потому что люди, прельщенные его призраками, бросаются на самоугодие, и через него ему служат. Цель всех его усилий, побольше наделать погибающих, исключительно по вражде к истине и Богу. Итак, говорит, пристало ли вам, христианам, стать в ярмо, в пару со слугами сатаны, противника Христова?
В-четвертых, со стороны начала жизни и конца ее, какое соучастие верного с неверным? Верный, уверовав в Господа Спасителя, знает, что ему нужно здесь делать, и что его ожидает в будущей жизни. Такова его честь. Неверный же, ни в этой, ни в будущей жизни, совершенно не знает своей участи, и когда настанет смерть, то поражается исступляющим страхом. Вот участь неверного! Возможно ли становиться с ним в пару?
В-пятых, со стороны последней цели, религии – богообщения, какая совместность храма Божия с идолами? Душа, воспринявшая Бога, в общении с Ним становится храмом Божиим. Верующие, через общение с Господом Христом, вступают тоже в общение с Богом, и делаются также храмом Божиим не все вместе, а каждый верующий в частности. Ибо, говорит Апостол, вы храмы (в слав. церкви), а не Церковь Бога Живого. Отсюда выходит такая несообразность, вносить в свою душу, в которой обитает Бог, что-либо языческое, тоже, что вносить идола в храм Божий. Как самое существенное отличие верного от неверного есть истинное и живое общение с Богом Живым, то на этом, преимущественно, святой Апостол останавливает особенное внимание, называя его пророчествами, и через них изображая его с разных сторон. Пророчества приводятся не буквально, а по смыслу их, из разных мест. Вы, говорит, храм Бога Живаго. А что это так, послушайте, что обетовал Бог Израилю – вселюся в них и похожду, то есть вселюся в эти храмы, и в них Я буду ходить. И буду им Бог, и тии будут Мне людие (ср.Лев.26:12). Я – их Бог, они – Мои люди. В этом выражается общение со стороны Бога. Но когда люди приняли это к сердцу, то и они стали иметь Бога своим Богом, и себя людьми Божьими. В этом общение со стороны людей. Так было в Израиле – прообразе верующих. Но это все у них происходило внешним образом. Истинное же богообщение совершено Господом Спасителем. Сначала ипостасно в Его Лице, а потом благодатно – нравственно, и во всех верующих. Все верующие, становясь едино с Господом, делаются едино и с Богом истинно, существенно. Так молил Сам Господь. Да все едино будут, якоже Ты Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин.17:21). И молитва эта самым делом исполняется во всяком верующем. Именно верующий, возрождаясь благодатью Святого Духа и став чистым через отвержение страстей (особенно, самоугодия), потом обогащает себя различными добродетелями, и делается чрез это благоприличным храмом для Бога, Который вселяется в него и водит его путями жизни, как столп облачный водил Израиля в пустыне. Но опять у древнего Израиля свершалось это внешне, у нового же – внутренно, в душах и сердцах. Ибо Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible