Скрыть
Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно

Итак, вам не тесно в нас; а если где и тесно вам, то именно в сердцах ваших тесно вам для любви к нам.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 11-12 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно

(Апостол) сказал о своих искушениях и скорбях: «В терпении, – говорит, – в скорбях, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях»; показал, как они важны и благодетельны: «нас огорчают, – говорит, – а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (ст. 10); назвал их оружием: «нас наказывают, – говорит, – но мы не умираем» (ст. 9); обнаружил в них великое о нас попечение Божие и Его силу: «чтобы преизбыточная сила, – говорит, – была [приписываема] Богу, а не нам» (4:7); изобразил опасность своих подвигов: «всегда, – говорит, – мертвость Его носим» (ст. 10); и что эта мертвость служит ясным доказательством воскресения: «чтобы и жизнь Иисусова, – говорит, – открылась в теле нашем» (ст. 11); сказал, чего он удостоен от Господа, и какое служение ему было вверено: «и как бы Сам Бог, – говорит, – увещевает через нас; от имени Христова просим» (5:20); и чего он был служитель, т. е. «не буквы, но Духа» (3: 6); и что не только поэтому он достоин уважения, но и ради самых скорбей: «Богу, – говорит, – благодарение, всегда победителями нас творящему» (2:14). После всего, наконец, он приступает к обличению (коринфян) в том, что они мало имеют расположения к нему. Впрочем, не тотчас начинает обличать их, но сперва говорит им о той любви, которую он всегда обнаруживал к ним, а потом уже приступает и к обличению. Хотя бы обличающий и по своим добродетелям заслуживал уважение слушателей, но его слово принимают охотнее, когда он вместе показывает и любовь свою к обличаемым. Вот почему и апостол, упомянув сперва о своих искушениях, трудах и подвигах, переходит к слову о любви своей к ним, и потом уже начинает обличать их. Как же он свидетельствует любовь свою к ним? «Уста наши, – говорит, – отверсты к вам, Коринфяне» (ст. 11). Что же это за свидетельство любви? И что вообще значат эти слова? «Мы не хотим, – говорит, – молчать пред вами, но всегда желаем говорить и беседовать с вами. А так поступают обычно любящие. И что для тела объятие рук, то для души дружественная беседа». Вместе с этим он намекает здесь еще и на нечто другое. Что же именно? «То – (говорит), – что мы откровенно беседуем с вами, как с возлюбленными, ничего не утаивая от вас и ничего не скрывая». Так как он приступает к обличению их, то как бы просит у них извинения в том, делая самое обличение, смело высказанное, доказательством сильной любви к ним. И самое наименование («коринфяне») выражает великую любовь, расположение и горячность (чувства). Известно, чтоб мы часто повторяем и одни имена тех, кого любим. «Сердце наше расширено». Как теплота расширяет (предметы), так и любви свойственно расширять (сердце), потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает. Она разверзла и уста Павловы, и расширила сердце его. «Не устами только, – говорит, – люблю вас, но (с устами) согласуется и сердце. Потому я и говорю смело, открытыми устами и от всего сердца».

Подлинно, нет ничего пространнее сердца Павлова; оно так горячо любило всех верных, как кто-нибудь (любит) своего друга, не раздробляя на части своей любви и оттого ослабевая, но пребывая в каждом всецело. И удивительно ли, что Павел имел такую любовь к верным, когда сердце его обнимало всю вселенную, и даже неверных? Вот почему он и не сказал: я люблю вас, но гораздо выразительнее: «Уста наши отверсты, … сердце наше расширено»; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором, потому что в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего«. Поэтому и говорит: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (ст. 12). Смотри, как он щадит и в самых обличениях. А это – свойство сильно любящих. Не сказал: «вы не любите нас», а (говорит только): «не в такой мере (любите, как мы)», – потому что не хочет сильно упрекать их. Перечитывая его послания, желающий и везде может увидеть, до чего он любил верующих. К римлянам, например, он пишет: «весьма желаю (επιποθώ) видеть вас» (Рим. 1:11); и еще: «многократно намеревался придти к вам» (Рим. 1:13); также: «чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам» (Рим. 1:10). А к галатам пишет: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения» (Гал 4:19). И опять к Ефесеянам: «Для сего преклоняю колени мои за вас» (Еф. 3:14). К филиппийцам же (написал так): «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы?» (1Сол. 2:19, Фил. 4:1), – и говорил, что он носит их «в сердце и во узах» (Фил. 1:7). А к колоссянам: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас … и ради всех, кто не видел лица моего в плоти, дабы утешились сердца их» (Кол. 2:1); и к фессалоникийцам: «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими … так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши» (1Сол. 2:7-8). Или Тимофею: «вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости» (2Тим. 1: 4); также Титу: «истинному сыну» (Тит. 1:4). Подобным же образом и к Филимону.

Много подобного пишет он и к евреям, не переставая утешать их подобно матери, уговаривающей печальных детей своих: «еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр. 10:37). С тою же любовью и к ним (коринфянам) говорит: «Вам не тесно в нас». Притом говорит, что не только он их любит, но что и они любят его, желая этим еще более привлечь их к себе. То же самое свидетельствует он о них, когда говорит, что пришел Тит, «поведая нам ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность» (2Кор. 7:6, 7). То же и галатам: «если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал. 4:15); и фессалоникийцам: «какой вход имели мы к вам» (1Сол. 1:9); и Тимофею: «вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости» (2Тим. 1:4). И везде в посланиях его всякий может найти свидетельства любви его к ученикам своим и их любви к нему, хотя и не равной. Так и в настоящем послании говорит он: «чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (12:15). Но так как говорит он уже в конце (послания); а здесь еще сильнее: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно». «Вы приемлете, – говорит, – одного, а я – целый город и столь многочисленный народ». Не сказал опять – «не приемлете нас», но – «в сердцах ваших тесно»; этими словами он указал на то же, но только снисходительнее, чтобы обличение было не слишком жестоко.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Нил Синайский, прп. (†430)

Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно

«Не тесно» вам в любви Божией, говорит Апостол Коринфянам, а вы «утесняетеся во утробах ваших» (2Кор. 6:12), не хотите расширить душу многими добродетелями, принять и вместить в себя Божественные озарения. Посему и сбывается на вас сказанное у Исаии, что в печали врага и в тесноте ума львы, аспиды и всякая супротивная сила (ибо сими и подобными именами называются демоны) «богатство свое везяху на ослах и на велблюдех» (Ис. 30:6). Под «ослами» же разумеются люди ленивые, сластолюбивые и развратные и под «верблюдами» – вдавшиеся в гордость и злопамятность. Посему демоны, богатством лукавых, срамных и беззаконных помыслов обременив души человеческие, доводят их до поступков и состояний, чуждых добродетели. А ничто так не тяжело, как грех, почему Богоносные мужи и уподобляют его свинцу.

Письма на разные темы. Монаху Кириаку.

См. также Толкование на 2Кор. 6:11

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно

Вы, говорит, не тесно помещаетесь в сердце моем, сердце пространном, сколько бы вас ни было. А в ваших сердцах великая теснота, и вы не можете просторно поместить меня, хотя я один. То есть я в высшей степени люблю вас, а вы хотя любите меня и имеете меня в сердцах своих, но тесно, не просторно.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Не тесно вмещаетеся в нас, утесняетеся же во утробах ваших

Не тесно вмещаетеся в нас – значит: мы вас объемлем широкою любовию; утесняетеся же во утробах ваших,– значит: а вы нас не так широко любите. Нежное обличение! «Смотри, как он щадит и в самых обличениях! А это есть свойство сильно любящих. Не сказал: вы не любите нас, но: не столько любите, сколько мы; ибо не хочет сильно упрекать их. То же говорит он и в конце послания: аще и излишше вас любя, меньше любим есмь вами» (–12, 15) (святой Златоуст). Но чего именно касался этот укор,– не видно с определенностию. «Ибо в этом же послании он говорит, что не только он их любит, но что и они его любят. Когда он говорит, что Тит пришедши поведал нам ваше желание, ваше рыдание, вашу ревность по мне (–7, 6–7), то сим свидетельствует о любви их к нему» (святой Златоуст).– Ваше желание,– επιποθησιν, означает расположение сильно любящего сердца. Как же здесь укор? Может быть, Апостол разумеет, что не все так его любят, как он их. Я, говорит, всех вас широко люблю, а вы не все. Есть между вами такие, в сердце которых нет для меня места просторного. Таким образом, имея во внимании большинство, верно сказать можно было, что сильно любят; а намекая на меньшинство, верно можно было сказать, что утесняются, меньше любят.

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно

Апостола упрекали в том, что он будто бы стесняет Коринфян, поступает с ними тиранически (ср. 1:24). Но это не так: они сами слишком узки в своих воззрениях, для того чтобы понять великодушный образ действий Апостола Павла.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 6:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

12. Вам не тесно в нас, но в сердцах ваших тесно.

13. В равное возмездие (говорю, как детям) распространитесь и вы.

     Пользующегося любовию другого иногда очень раздражает то, что любящий напоминает о своих к нему благодеяниях; ибо он вменяет сие в упрек себе. Посему святой Павел и не делает сего, а говорит только: возлюбите меня, как дети отца. По изъяснению преосв. Феофана, «распространение, коего требовал Апостол, есть ни что иное, как широта внимания и сердца для принятия предлагаемого учения. Отсюда и вся предыдущая речь представляется в таком виде: сердце мое расширилось и уста отверзлись. Расширьте же и вы ум и сердце для принятия высоких и важных истин».

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6.12. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
6.13. В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы.


Мы, говорит, обнимаем вас своей широкою любовью, всех вас любим, а вы не так широко любите нас, по крайней мере, есть между вами некоторые, в сердце которых нет для меня просторного места. Как я всех вас широко люблю, так и вы все, и каждый поодиночке, полюбите меня полною любовью. Ведь вы мои духовные дети, какие дети не любят отца? А в то же время какой труд детям любить его?
Но для чего святой Павел просит полной любви к себе коринфян?
Для того, чтобы привлечь их полное внимание к следующим своим постановлениям, которыми исполнено его любящее сердце, и готово перелить их устами в их душу. 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible