Скрыть
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Посему выйдите из среды их и отделитесь, как сказал Исаия, - и нечистоты, то есть нечистаго совершения жертв, не касайтесь, - и Я прииму вас (Ис. 52:11; Соф. 3:19-20), кои были отвержены, - и Я буду вам в отца, и вы будете Мне в сынов и дочерей (Иер. 3:19; Ос. 1:11), потому что преогорчили Меня и ненависть оказали Мне сыны (Мои) издавние.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

«И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас». Не сказал: «не творите нечистоты»; но, требуя от них большей точности, сказал: «даже не прикасайтесь и не приближайтесь к ней». Что же составляет нечистоту плотскую? Блуд, прелюбодеяние и всякое плотоугодие. А душевную? Нечистые помыслы, сладострастный взор, памятозлобие, обманы и тому подобное. Он желает, чтобы мы были чисты и от той и от другой нечистоты. Смотри, вот и награда за то, – отделение от нечестивых и соединение с Богом. Но послушай еще далее: «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь» (Иер. 3:19). Видишь, как пророк издревле уже предсказал о настоящем благородстве нашем, т. е. о возрождении благодатию.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Видишь ли, как пророк давно предсказал о нынешнем возрождении и усыновлении, совершающемся в нас чрез крещение.

Толкование на 2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

К кому из человеков произнесено это призвание Божие? К тем, которые познали и уверовали, что назначение, данное Богом человекам при сотворении, возвращенное при искуплении, заключается в том, чтоб человеки сделались сынами и дщерями Божиими. От кого повелевает Бог отлучиться людям, желающим соделаться сынами и дщерями Божиими? От общества тех людей, которые увлечены житейскими попечениями, земным преуспеянием, земными наслаждениями, которые не обращают никакого внимания на высокое духовное назначение человечества.

Аскетическая проповедь

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель

(Иер. 3:19, Ос. 1:11). Таким Бог и имел всегда Израиля; и когда он оказывался неисправным, в укор ему представлял Свое ему отчество и его Себе сыновство. Сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис. 1:2). И новому Израилю не то же обетовано в совершеннейшем смысле и в существеннейшем значении. Ибо говорится: елицы прияша Его (Господа Спасителя, верою и любовию), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин. 1:12–13). В том и состоит совершение всякого верующего христианином, что он рождается свыше водою и Духом и в момент рождения сего делается сыном и дщерию Богу. В один момент происходит и совершение христианином или христианкою и вступление в чин сына или дщери Богу. «Видишь ли, пророк давно уже предсказал о нашем настоящем благородстве, то есть о возрождении благодатию» (святой Златоуст).

2-е послание к Коринфянам святого апостола Павла истолкованное святителем Феофаном

Амвросиаст (†IVв.)

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Это слова Христа и то, о чем свидетельствует Иеремия, который говорит: После того Он явился на земле и обращался между людьми (Вар. 3:38); ибо Он обитал с нами, как о том говорит Иоанн апостол: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:14). Поскольку сей есть Бог наш, также говорит Иеремия: Сей есть Бог наш (Вар. 3:36). И поскольку мы народ Его, нет сомнения в том, ибо Церковь - Христа. Оттого хочет очистить нас от всякой порчи, чтобы принять нас в дети, как об этом Сам говорит: Дети! недолго уже быть Мне с вами (Ин. 13:33). И поскольку Он всемогущ, полагаю, здесь быть не должно места сомнению, ибо что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5:19). То есть Сын может все, что может Отец; если же чего не может Отец, того не может и Сын. Но могуществен Сын, Который говорит об Отце: Богу же все возможно (Мф. 19:26). Этим свидетельством Павел и нас к чистой жизни призвал, и показал, что Господь наш Иисус уже ранее и в древние времена был Господом нашим и заранее ожидал принятия нас в объятия Своей любви.

На Послания к Коринфянам

Евсевий (Орлинский), архиеп. (†1883)

И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Обетования об усыновлении избранного народа Богу повторяются у пророков и преимущественно соединяются с пророчествами о пришествии в мир обетованного Спасителя мира. По отношению к избранному народу израильскому они показывали то же особенное Божие попечение об избранном народе, о котором сказали мы, объясняя слова: вселюся в них и похожду: и буду им Бог, и тии будут Мне людие (ст. 16). А по отношению к новозаветному времени сии пророчества предсказывали о благодатном усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа, по Его заслугам пред Богом Отцем, действием Святого Духа. Об этом времени пророк Иеремия от лица Божия говорит: Яко сей завет, его же завещаю дому израилеву, по днех онех, глаголет Господь: дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я, и буду им в Бога, и тии будут Ми в люди (сл. Евр. 10:16). И не научит кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познают Мя от мала даже и до великого их; яко милостив буду неправдам их и грехов их не помяну ктому (Иер. 31:33-34). Это говорит пророк о том времени, когда Иисус Христос совершил уже искупление рода человеческого, примирил Бога с человеками и ниспослал Всесвятого Духа, научающего всех верующих истинному Боговедению. Подобное и пророк Иезекииль говорит от лица Божия: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших: и очищу вас. И дам вам сердце ново, и дух нов дам вам, и отиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно: и дух Мой дам в вас, и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и будете Ми в люди, Аз же буду вам в Бога, и спасу вы от всех нечистот ваших (Иезек. 36:24-29). Слова пророка в высшем значении относятся к новозаветному времени, когда кровь Иисуса Христа, Сына Божия, очищает нас от всякого греха (Ин. 1:7).

Об усыновлении Богу верующих в Иисуса Христа Иоанн Богослов говорит: Елицы прияша Его (Иисуса Христа), даде им облает чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотские, ни от похоти мужеские, но от Бога родишася (Ин. 1:12, 13). Апостол Павел пишет: Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии. Не приясте бо духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения (усыновления), о Нем же вопием: Авва, Отче. Самый Дух спослушествует духови нашему, яко есте чада Божия (Рим. 8:14-16).

И вы будете Моими сынами и дщерями. Это показывало, что благодатное усыновление по обетованию Божью равно принадлежит как мужескому полу, так и женскому, о чем говорит апостол Павел: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Несть иудей, ни еллин; несть раб, ни свободь; несть мужеский пол, ни женский: ecu бо вы едино есте во Христе Иисусе (Гал. 3:28).

Говорит Господь Вседержитель. Как выше Павел истинного Бога, в отличие от мертвых богов языческих, назвал Богом живым; так и теперь называет Его Господом Вседержителем, показывая, что единый истинный Бог есть Бог всемогущий; Он содержит всякое бытие в мире видимом и невидимом, а потому беспрепятственно может исполнить и все свои обетования, хотя бы они казались нам неудобоисполнимыми.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 17-18 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель

Как евреев пророк Исаия призывал выйти из грешного Вавилона (Ис. 52:11), так и Апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. - Откуда взято выражение: «и буду вам Отцом…»? По нашему русскому тексту источником в этом случае для Апостола послужили книги Иеремии и Осии, но это едва ли так, потому что в означенных книгах такого выражения не имеется. Новейшие толкователи полагают, что Ап. здесь несколько видоизменил выражение (2Цар. 7:14), относящееся к потомку Давида.

Некоторые критики считают место (2Кор. 6:14-7:1) неподлинным по следующем соображениям: 1) здесь трактуется о таком предмете, о котором нигде во всем послании более не говорится, 2) стиль этого места мало изящен и не соответствует вообще способу выражаться, каким владел Ап. Павел, 3) стихи эти нарушают связь речи и с их устранением получается вполне связная речь: второй стих VII-й главы явится естественным продолжением 13-го стиха VІ-й главы. - Но эти соображения недостаточно серьезны. Во-первых, об увлечении Коринфян языческими пороками есть намек в (2Кор. 13:2). Во-вторых, вставочные рассуждения попадаются у Апостола нередко и в других посланиях и, в-третьих, стиль, собственно говоря, здесь нисколько не заключает в себе чего-либо необычайного для произведений Ап. Павла.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2Кор. 6:11

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

17. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас (Ис. 52:11):

18. и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (Иер. 3:19. Ос. 1:10)».

     Древний Израиль внешним бытом и законоположениями был огражден от язычников и всего языческого. У нового Израиля должно это совершаться внутренно, нравственными изменениями и решениями. Что́ там идолопоклонство, то́ здесь самоугодие со всеми страстями. Что́ там выдти из среды язычников, то́ здесь оставить все дела, делаемые в угоду себе и страстям; что́ там нечистоте не прикасаться, то́ здесь отвержение и недопускание страстных помыслов... Смотри, какое широкое употребление дано свободному произволению... Обетование дано и возвещено; но чтобы улучить его, надо сделать требуемое движение свободным произволением, а за Божиим приятием не будет остановки» (преосвящ. Феофан).

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

6.18. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

Так было с древним Израилем, что Господь верным заветам Его был, как Отец для детей, говорящий в укор неисправным – из них сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Ис.1:2). И новому Израилю – верующим, дается тоже сыновство, ибо говорится: елицы прияша Его (Господа Спасителя верою и любовью), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася (Ин.1:12-13). В том и состоит вступление всякого верующего в христианство, что он рождается свыше водою и духом, и в момент этого рождения делается сыном или дщерью Богу. 

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible