Скрыть
Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуем делами нашими и да трезвимся верою нашею.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

А чтобы тебе убедиться, что молитвы, совершаемые в скорби, скорее могут быть услышаны Богом, послушай, что говорит пророк: Ко Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня (Пс 119:1). Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах, опечалим не для того, чтобы стеснить ее, а для содействия тому, чтобы она была услышана, чтобы она трезвилась, бодрствовала и достигала до самых небес. Ничто так не отгоняет беспечность и рассеянность, как скорбь и печаль: она отовсюду сосредотачивает душу и обращает ее к самой себе. Кто так скорбит и молится, тот после молитвы может испытать в своей душе великое удовольствие.

Против аномеев. Слово пятое "О непостижимом"

Лев Великий, свт. (†461)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

Пусть почтен будет нами святейший день, в который явился Творец спасения нашего, и Тому, Кого волхвы почтили в яслях, мы поклоняемся как Вседержителю в небесах. И, подобно им, принесем таинственные образы даров, ибо Он Сам есть раздаятель всех благ, однако Он требует нашего плода, так что и мы да извлечем из сердец наших то, что достойно Бога, и это - то, что достается трудом. Ведь не к спящим приходит Царство Небесное, но к трудящимся и бодрствующим в заповедях Божиих. Так что если мы принесем Ему не бесплодные дары, то заслужим через то, что Он дал, получить то, что Он обещал.

Проповеди

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

То есть не будем нерадеть о добрых делах. Усиление бодрствования есть трезвенность. Ибо можно бодрствовать, но не быть трезвенным; поэтому апостол как бы говорит: будем делать добрые дела трезвенно и внимательно.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

темже убо да не спим, якоже и прочии, но да бодрствуим и трезвимся

Вот каковы мы по своему значению и назначению. Но чтоб каждому из нас и на деле быть таковым, надлежит нам не спать, а бодрствовать и трезвиться. Да не спим — не будем жить в беспечности и непамятовании дня судного, как прочие, Христа не ведущие. Да бодрствуим и трезвимся — да внимаем себе и тому, каковы мы должны быть и как должны действовать; и бодренно, — энергично, — будем поступать сообразно с тем,—не попустим мыслей худых, симпатий нечистых, склонностей греховных, страстных увлечений и порочных дел. Спаситель заповедует: всем глаголю, бдите (Мк. 13, 37). В другом месте: внемлите же… да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той. Яко сеть бо приидет на вся живущия на лицы всея земли. Бдите убо на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21, 34-36). То же внушают и все святые Апостолы: трезвитеся и бодрствуйте, пишет святой Петр (1Пет. 5, 8). Святой Павел в другом месте поясняет себя: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся (1Кор. 16, 13). «Здесь,—пишет святой Златоуст, — Апостол показывает, что от нас зависит пребывание дневного света. В обыкновенном дне и ночи это не зависит от нас, но и ночь приходит против нашего желания; напротив, с тою ночью и тем сном бывает не так, но можно непрестанно бодрствовать, можно постоянно пребывать среди дня. Смежать очи духовные и предаваться греховному усыплению есть дело не природы, а произвола. Да бодрствуим, говорит, и трезвимся. Ибо и тот, кто бодрствует, если не будет творить добро, может спать; поэтому и присовокупил: и да трезвимся. Подлинно, и днем, если кто бодрствует, но не трезвится, тот может подвергнуться бесчисленным опасностям. Трезвенность есть усиление бодрствования». Поясняя последнюю мысль, Экумений прибавляет: «Бывает, что иной, и бодрствуя, ничем не отличается от спящего. Апостол сказал как бы: трезвенно будем делать благое и устроять свою жизнь». По писаниям отцов-подвижников, трезвение есть иногда отрешение сердца от привязанностей и пристрастий, бодренность же есть напряжение деятельных сил.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

Очи нашей души и совести отяжелели от страстей и похотений мира сего и ведут нас от смерти к смерти. Такая душа и такая совесть не видят верного смысла ни мира, ни себя самих и не знают цели своего существования в этом мире. По причине добровольного ослепления и сластолюбия эти души не видят истинного Бога, поскольку служат различным ложным богам. Ложь, гнездящаяся в них вследствие греха, не позволяет им видеть истину, которая разлита по миру и вся без исключения воплощена в едином истинном Боге и Господе Иисусе Христе. Безбожники, спящие в любогреховности, самолюбии и страстолюбии, – род всех сил зла и нечистоты духов, всех ложных идей и теорий, которые умножаются на гнилье их мыслей, как черви в падали.

Но мы, христиане, непрерывно пребываем в бдении и бодрствовании. Это мы совершаем в первую очередь с помощью веры, которая дает нам увидеть единого истинного Бога; посредством ее мы непрестанно имеем Его в душе нашей, следим за всем движением нашей души от временного к вечному, от земли к небесам, живем всем божественным, вечным и бессмертным, постигаем вечную истину, становимся праведными, поскольку вера переносит в наши души вечную правду, живущую в наших чувствах, мыслях и делах. Мы, христиане, сохраняем наши души, чтобы ими не завладели ни страсти, ни грехи, ни искушения, ни смерти, ни духи злобы. И сего мы достигаем молитвой, которая, как живой огонь, пожигает все это. Молитва пробуждает нашу совесть, не давая ей уснуть. Мы только держим себя наготове посредством поста, чтобы не разрушили крепость души похоти и не похитили ее вечного достоинства.

Еще мы сохраняем себя с помощью евангельской любви, чтобы не овладела душой ненависть и не помрачила очи души, не убила совести и не вызвала духовную смерть! Так мы, христиане, пребываем в бодрствовании посредством каждой святой добродетели, поскольку добродетели есть божественные силы, хранящие нас в бодрствовании. Однако, когда мы нерадим о святых добродетелях, тотчас возникает в наших душах сонливость, которая становится началом зла. И если мы продолжаем оставаться беззаботными, то душа от сонливости переходит к глубокому сну, и тогда там появляются черви страстей, беспощадно поедающие душу и погружающие ее в духовную смерть.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Климент Александрийский, пресв. (†215)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

Не расслабляющим образом сон должен действовать на тело, а служить лишь отдыхом для жизненных сил. Следует поэтому ему отдаваться не из пристрастия к беззаботной лености, а для успокоения от работ… Спящий человек ни к чему не способен; он молчалив, как смерть. Поэтому часто должны мы и ночью с постели подниматься и прославлять Бога. Блаженны бодрствующие во имя Божие: они уподобляются тем из ангелов, которых мы называем стражами.

Педагог

Аврелий Пруденций (†413)

итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться

Крылатый вестник дня возвещает Свет приближающийся, уже Христос, пробуждая умы, зовет нас к жизни. Оставьте, призывает, ложа больные, наводящие сон, праздные, и бодрствуйте, чистые, честные и воздержные! Я уже совсем близко.

Гимны на всякий день

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-11 но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Но раз день Господень придет как тать, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В 4 ст. чтение klepthV лучше, чем kleptaV (A и B), ибо первое лучшее всего оттеняет внезапность наступления дня Господня на подобие непредусмотренного прихода вора. Вся же сила стиха заключается в словах ouk este en skotei. «Вы не во тьме нравственной, - как бы так говорит Ап. Павел, - чтобы день Г. застал вас неподготовленными. Вы сыны света - вы были некогда тьма, теперь вы свет во Христе. Вы не только просвещены, но вы все время и движетесь в сфере дня. Но если вы живете во свете, вы должны бодрствовать и трезвиться, а не спать духовно, как язычники и иудеи». Фигуральное выражение «свет» в приложении ко Христу широко использовано св. Иоанном Богословом - Ев. VIII:12; IX:5-6. Первый долг христианина - бодрствование: но оно должно сопровождаться и «трезвлением» - не только умственною пробужденностью, но и нравственною самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию - парусии.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Ст. 6-8 Тѣ́мже у́бо да не спи́мъ, я́коже и про́чiи, но да бо́др­ст­вуимъ и трезви́мся. Спя́щiи бо, въ нощи́ спя́тъ, и упива́ющiися въ нощи́ упива́ют­ся. Мы́ же, сы́нове су́ще дне́, да трезви́мся, оболкше́ся въ броню́ вѣ́ры и любве́ и шле́мъ упова́нiя спасе́нiя
 

Призывая к бодрственности, Апостол заповедует быть трезвыми, не спать и облечься в христианские оружия: в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, напоминая сим, что брань христиан не с внешними врагами, а с духовными прельщениями, с сердечною изменою основным христианским добродетелям, лишаясь которых, христианин теряет все; будучи же облечен в них, бывает силен к самозащите и защите других во всякое время и при всех обстоятельствах, сколь бы ни тяжки были эти времена и сколь бы ни опасны были испытания христиан. При этом пребывание христиан во свете или в сыновстве свету и противоположность их людям тьмы, спящим, упивающимся, Апостол опять выставляет, как нечто благоприятное для торжества добра, могущего удобно являться при свете, как злое во тьме. Сам Спаситель заповедал нам бодрствовать, говоря: бдите на всяко время молящеся, да сподобитеся убежати всех сих, хотящих быти, и стати пред Сыном Человеческим (Лк. 21:3-33). То же внушали и Апостолы (1Петр. 5:81Кор. 16:13).
По изъяснению св. И. Златоуста, «здесь Апостол показывает, что от нас зависит пребывание дневного света. В обыкновенном дне и ночи это не зависит от нас; напротив, с тою ночью и тем сном бывает не так, но можно непрестанно бодрствовать, можно постоянно пребывать среди дня. Смежать духовные очи и предаваться греховному усыплению есть дело не природы, а произвола. Ибо и тот, кто бодрствует, если не будет творить добро, может спать; поэтому и присовокупил: да трезвимся. Трезвенность есть усиление бодрствования». Трезвение, – говорит преосв. Феофан, – есть отрешение сердца от привязанностей и пристрастий; бодренность же есть напряжение деятельных сил». Напоминание о бдении и внимании привело на мысль стражу военную, а стража – вооружение. Вера с любовию весь состав души ограждает, не допуская неправых мыслей и движений сердца, а упование бережет главу жизни – энергию, которая тотчас падает, как скоро в душу закрадывается отчаяние. Вера, любовь и упование, главные отправления христианской жизни, суть вместе и самые оружия к отражению вражеских нападений (ср. 1Кор. 13:132Кор. 10:4, Рим. 6:13, Еф. 6:11).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

Если по значению своему христиане – сыны света, то и на деле, в жизни своей, должны быть таковыми. Итак, не будем спать, не будем жить в беспечности и непамятовании дня судного, как прочие, не знающие Христа, но будем бодрствовать бодро, энергично, будем поступать, как сыны света, и трезвиться, не попустим худых мыслей, греховных склонностей, страстных увлечений и порочных дел. Почему так должны жить христиане?

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible