Скрыть
Пророчества не уничижайте.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

пророчества не уничижайте

И пророчеств, - или древних, или же тех из вас, кои удостаиваются быть пророками, - не уничижайте.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-20 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте

Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, - Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: Духа не угашайте, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: Духа, то есть дара в истинных пророках, не угашайте отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

пророчествия не уничижайте

В первенствующей Церкви был особый дар пророчества (Рим. 12, 6; 1Кор. 12, 10), и те, которые обладали им, именовались пророками. Имя сей дар получил от прозрения в будущее и проречение его, но действия его не ограничивались этим одним. Пророчествуяй человеком глаголет созидание и утешение и утверждение (1Кор. 14, 3),— определил святой Павел в другом месте. Следовательно, пророчество обнимало всякого рода Божественные истины и предлагало их,— только всегда как непосредственное откровение Божие. Сознание непосредственного откровения есть отличительная черта духа пророчества, оттого имеющему пророчество присвояется ведение всех тайн (1Кор. 13, 2), и пророчествование подавляется однозначащим с предложением откровения (1Кор. 14, 6, 30). Видно, что дар сей не всегда был исключительным достоянием некоторых лиц, но он мог находить и находил на всякого верующего. Возбужденный сим духом верующий сознавал, что получил откровение и чувствовал побуждение и способность созерцаемую им по откровению истину воодушевленно изложить другим верующим и их воодушевить ею, подобно как сам воодушевлен. Кто в общем собрании верующих, сознавая, что ум его обнят истиною новою, важною, свыше ему внедряемою, которую потому скрывать от других он считал делом, противным воле Божией, — вставал и предлагал ее собранию, тот пророчествовал, — о будущем ли говорилось, или о настоящем и прошедшем, или сокровенное нечто, всегдашнюю цену имевшее предлагалось, или это было нечто такое, что он доселе не так ясно сознавал, или чего совсем не знал. Все это, однако ж, было такого рода, что верующие из того могли почерпать только созидание, утешение и утверждение (1Кор. 14, 3). В этом состоянии и речь изливалась в более возвышенном тоне, с большею живостию и энергиею, чем в обычном, более спокойном учительстве.

Очевидно, что уничижать сей дар, то есть ни во что его ставить, и ради того, конечно, ограничивать или совсем устранять его проявление и действие в собрании христиан, значит лишать христианское общество всегда необходимого притока оживительных благодатных возбуждений, не говоря уже о том, что это есть явное противление Духу Божию и оскорбление Его (Еф. 4, 30). Святой Апостол и запрещает это делать. — Но по какому поводу? После в Коринфской Церкви обнаруживались недолжные отношения к сему дару, и святой Павел вынужден был делать по сему поводу особые распоряжения и постановления (1 Кор., глава 14). Было ли что подобное в Солуни, не видно. Может быть, святой Апостол предотвращал только возможное или имел в виду обратить только более усердное внимание к проявлениям сего духа, столько плодотворным особенно в юной Церкви, где многое надлежало восполнять и разъяснять. Святой Златоуст так объясняет это: «В те времена многие пророчествовали, одни истинно, другие ложно. Диавол, будучи лукав, хотел по поводу дара пророчества низвратить все в Церкви. Вследствие того и тот, и другой предсказывали будущее — и демон, и дух, хотя первый пророчествовал ложно, а другой истинно, и неоткуда было взять признака, по которому можно было бы отличать одного от Другого: ибо и те, и другие пророки учили, не давая отчета в своих словах, подобно Иеремии или Иезекиилю. Так как в это время у фессалоникийцев многие пророчествовали, то, сказавши: духа не угашайте, он благовременно присовокупил и следующие слова: пророчествия не уничижайте. Он хочет здесь выразить следующую мысль: по той причине, что у вас есть несколько лжепророков, вы ради их не противодействуйте пророкам истинным и не отвращайтесь от них». Та же мысль у блаженного Феодорита, Экумения и Феофилакта.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

пророчества не уничижайте

Дух Святый живет в Церкви и христианах посредством даров духовных, один из которых – дар пророчества. Каждый дар и все дары вместе составляют спасительное целое, которым достигается спасение душ. Ни один дар не должен унижаться, поскольку в этом кроется опасность уничтожения спасения множества людей.

Дух пророчества не заключается только в предсказывании будущего, но и в разумении таин Божиих, необходимом для спасения верных. Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор. 14:3). Кто пророчествует, тот назидает Церковь (1Кор. 14:4). Спасительное пророчество есть духовный дар, которым выражается божественная любовь к ближним, – а мы подвизаемся ради своего спасения, когда стараемся спасти ближних, поскольку каждый из нас спасается через ближних. Поэтому не уничижайте пророчества и не пренебрегайте им. Почитайте истинных пророков и отвергайте ложных. А как отличить одних от других? Божественной любовью, освящающей истинное пророчество. Истинное пророчество назидает Церковь, а это значит, спасает человеческие души. Истинные пророчества исходят от Духа Святаго, а ложные – от диавола. Для различия их Церкви дан дар различения духов (1Кор. 12:10); тот, кто духовными подвигами соединил свой дух со свободным Духом Церкви, тот получает и дар различения духов.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

пророчества не уничижайте

То же отрицательное отношение, по-видимому, было и в отношении «к пророчеству». Последнее не включает в себя идеи предсказания будущего. В Н. 3. эта идея стоит на заднем плане. «Пророчествование тесно связано с молитвою (1Кор. XI:4-5). Кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор. XIV, 3). Обличение во грехе, обнаружение тайн сердца - приписываются этому духовному дару как его дело (ibid. XIV:24-25). Кратко говоря, - пророчество - это страстное и вдохновенное слово о тайнах Божиих» (Lightfoot, op. cit. стр. 63). Подавление такого дара было бы большой утратой для духовной жизни Ф. общины христиан.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Сол. 5:16

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 19-20 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте

Благодать Божия в общих ее явлениях и особенных дарах, как и дар пророческий, составляет высшие проявления духовной жизни о Христе. Они как-бы самые источники этой жизни. О горении духа так говорит св. И. Златоуст: «Нас окружает ночь, так сказать, безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду, возжегши в душах наших благодать Св. Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, как напр. Павел, как Петр, как все святые; а другие погасили, как пять дев. Посему Павел говорит теперь: духа не угашайте, т.е. дара; потому что так обыкновенно он называет дар Св. Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Итак не будем угашать его. Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем, что все чуждое ему уничтожает его, и все сродное с ним его усиливает: так бывает и с этим светом». О пророческом же даре, по словам св. И. Златоуста, Апостол говорит как-бы так: «по той причине, что у вас есть несколько лжепророков, то вы ради их не противодействуйте пророкам истинным и не отвращайтесь от них». «После в Коринфской церкви обнаруживались недолжные отношения к пророческому дару, и св. Павел вынужден был делать по сему поводу особые распоряжения и постановления (1Кор.14). Было ли что подобное в Солуне, не видно. Может быть, св. Апостол предотвращал только возможное, или имел в виду обратить только более усердное внимание к проявлению сего дара, столь плодотворного, особенно в юной церкви» (преосв. Феофан). «Так как самый тон апостольского наставления показывает, что Апостол здесь не обличает, а только предостерегает своих читателей от «уничижения дара пророческого», то можно думать, что повод для подобного предостережения был такой. Вероятно, первоначальное обнаружение дара пророческого в Фессалоникийской церкви вызвало невольные недоумения и даже, быть может, сомнения в уме некоторых ее членов. Известно, что с искусством прорицания были хорошо знакомы язычники, особенно Греки. Благодаря злоупотреблениям прорицавших вера народа в их предсказания ослабела. Нет ничего удивительного, в том, что, зная все это, некоторые из членов Фессалоникской церкви могли придти в смущение при первых случаях обнаружения в собраниях верующих благодатного пророческого дара. Следствием сего могло явиться, если не презрительное, то по крайней мере недоверчивое отношение некоторых христиан к своим братьям по вере, получившим от Духа Святого дарования пророчества. Предостерегая подобное явление, Апостол советует не уничижать дара. При этом он указывает и средство отличать ложное пророчество от истинного. Они должны сознательно относиться к пророчеству и всему доброму в их учении следовать, а злого избегать» (см. исслед. Ф. Титова, стр. 283–284).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Пророчества не уничижайте.

В первенствующей Церкви был особый дар пророчества (см. Рим. 12:61Кор. 12:10), и те, которые обладали им, назывались пророками. Видно, что дар этот не всегда был исключительным достоянием некоторых из них, но мог находить и находил на всякого верующего. Возбужденный этим духом, верующий сознавал, что получил откровение, и чувствовал способность и потребность, созерцаемую им в пророчестве истину, воодушевленно изложить другим верующим, дабы воодушевить ею их, подобно тому, как и сам воодушевлен ею. Истины, сообщаемые духом пророческим, не исключительно касались будущего, но также и настоящего, в целях назидания, утешения и утверждения (см. 1Кор. 14:3). В состоянии пророческого воодушевления и речь изливалась с большей живостью и энергией, чем в обычном, более спокойном учительстве, поэтому, очевидно, она имела и большее влияние на слушателей.

Конечно, дар пророчества при внешних бедах, когда нужно было утешение, и при внутренних затруднениях, когда нужны были авторитетные апостольские вразумление или утверждение (например, при отсутствии Апостолов), был очень необходим в первенствующей Церкви, ибо при посредстве его Господь Сам и утешал, и созидал, и утверждал верующих. Но, как думает святой Златоуст, наряду с истинными пророками, начали появляться мечтатели и даже ложные пророки, которые или свои мечты, или внушения диавола начали выдавать за откровение Божественное, вследствие чего христиане стали пренебрегать, уничижать дар пророчества, может быть, даже запрещали говорить пророкам в собрании. Ввиду этого святой Павел пишет им: по той причине, что у вас есть несколько лжепророков, вы ради них не противодействуйте пророкам истинным и не отвращайтесь от них.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible