Скрыть
Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

приветствуйте всех братьев лобзанием святым

Так как он, будучи в отсутствии, не мог приветствовать их лобзанием собственных уст, то желает приветствовать чрез других, как и мы говорим: поцелуй за меня такого-то. А так как бывает и лукавое целование, как целование Иуды, то он говорит: лобзанием святым.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

целуйте братию всю лобзанием святым

«О, какая теплота (любви)! Так как он, будучи в отсутствии, не мог сам приветствовать их лобзанием, то приветствует чрез других. Так и мы делаем, когда говорим: поцелуй за меня такого-то» (Златоуст). Любовь влечет ко взаимным объятиям и целованиям. Благодать Божия, изливаясь в сердца верующих, изливала в них любовь (Рим. 5, 5),—и они все не намерением только и желанием любили друг друга, но носили в себе самую силу любви, живую и действенную, которая и влекла их друг к другу. Объятие и целование были внешним выражением внутреннего сочетания душ. Апостол же, кроме того, желал обнять и целовать солунян, как чад, рожденных его благовествованием (1Кор. 4, 15). Не могши сам лично это сделать, он поручает то своим преемникам-пастырям, равно как и прочитать пред всеми сие послание. Можем вообразить эту умилительную картину, когда пастыри Солунской Церкви, собрав всех христиан воедино и прочитав пред ними послание, начали всех обнимать и целовать от лица Апостола. В других посланиях Апостол просит всех целовать друг друга (Рим. 16, 16; 1Кор. 16, 20; 2Кор. 13, 12; 1Пет. 5, 14). Может быть, это взаимное целование всех имело место и здесь от радости, что Апостол жив, помнит их и любит, и продолжает утверждать их в общении с Господом. Так бывает в светлое Христово Воскресение, во свидетельство общей всем единой радости о воскресении Христа Господа.

Целовать заповедует Апостол лобзанием святым, таким, какое могут давать святые святым и какое прилично принимать святым от святых: в чистоте сердца, с почтительным отношением друг к другу, как к лицам, Бога в себе носящим. Или святым лобзанием он называет лобзание любви, как святой Петр (1Пет. 5, 14), в противоположность лобзанию предательскому, каково было Иудино (Экумений).

Святой Златоуст в этом слове Апостола видит побуждение для всех нас хранить взаимную любовь, которая делает нераздельными и разделенных пространством: «Сохраняйте и вы в себе огнь любви, ибо расстояние не составляет для нее препятствия; напротив, она наполняет собою все отделяющее ее (от любимого предмета) пространство и везде находится».

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

приветствуйте всех братьев лобзанием святым

Целуйте всех братьев лобзанием святой евангельской любви; поскольку жизнь в Церкви – всегда жизнь со всеми святыми (Еф. 3:18), со всем святым и божественным. Мы, христиане, отличаемся от остальных людей своей святой жизнью, жизнью по Богу, жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем. На христианина всегда изобильно изливается благодать Божия и любовь Святаго Духа (см.: Рим. 5:5). Эта святая любовь есть общая душа всех христиан. Центр и душа в святом теле Церкви – эта святая любовь, посредством которой возрастает наша вера. Или шире: Святый Дух есть душа Церкви; Он освящает все в Церкви: и нас, и все наше, поэтому для нас, христиан, все свято, если не изгоним мы из себя Святаго Духа, все освящающего. Ради молитв и подвигов Святый Дух изливает в наши сердца, во все существо наше святые Свои и освящающие силы, – мы любим ближнего святой любовью, которая никогда не иссякнет, поскольку она вечна, божественна и троична.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 26-27 приветствуйте всех братьев лобзанием святым. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям

Кому адресованы эти стихи - всей Ф. церкви, или же одним пресвитерам? Выражение to filhma agion, по-видимому, указывает на личную встречу, и личное сношение, а потому может ограничивать собою выражение «все братья». Но все же лучше думать, что эти стихи адресованы всей церкви вообще. Выражение to filhma agion здесь едва ли относится к литургическому обряду лобзания. Но в посланиях Ап. это лобзание, с прибавлением эпитета «святое», встречается часто; смотри: Рим XVI:16; 1Кор. XVI:20; 2Кор. XIII:12, а также 1Пет. V:14. Первое упоминание «лобзания» в смысле литургического обряда находится у Св. Иустина Мученика в его «Апологии» (1 Ап. 65). - «Заклинаю» - enorkizw - здесь интересна перемена 1-го лица множ. ч., вообще принятого в послании, на 1-е л. единст. ч. (сравни II:18 и III:5). Объяснения этой перемены и связанной с нею силы выражения (усилительное местоим. 1-го лица ед. числа) следует искать не в каких-нибудь разногласиях между паствой и пресвитерами или же христианами из Иудеев и христианами из язычников (мнение Гарнака о нем ниже), а скорее в опасении Ап. П. касательно возможного злоупотребления его именем и авторитетом. Отсюда его желание чтобы послание было прочитано громко и публично (anagnwsqhnai), во избежание всяких недоразумений и перетолкований.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.25-26 Братия! молитесь о нас. Приветствуйте всех братьев лобзанием святым
 

В заключении Апостол просит молиться за него и его сотрудников и просит передать их привет всем христианам чрез святое лобзание.
«Просить молитв заставляло не одно смирение, и не одно желание своим смирением и других научить смиренному о себе образу мыслей, но особенно – сознание силы общей молитвы. Таков дух жизни о Христе Иисусе, что всякий в отдельности сознает себя ничем, а если имеет что, то только в силу общения со всем телом Церкви, коей глава – Христос. Оттого Апостол часто просил о сей молитве (Рим. 15:30; Кол. 4:3), и все христиане всегда молятся друг о друге, и хотя каждый сознает, что Отец Небесный есть и его Отец, но язык его не может произнести: Отче мой, а всегда взывает по заповеди: Отче наш. Взаимная молитва – плод братской любви. Она составляет душу христианских обществ и всей Церкви – и земной, и небесной» (преосв. Феофан). 
О целовании св. И. Златоуст восклицает: «О, какая теплота (любви)! Так как он, будучи в отсутствии, не мог сам приветствовать их лобзанием, то приветствует чрез других... Сохраняйте и вы в себе огнь любви, ибо расстояние не составляет для нее препятствия; напротив, она наполняет собою все отделяющее ее (от любимого предмета) пространство и везде находится». «Объятия и целования были внешним выражением внутреннего сочетания душ. Апостол же, кроме того, желал обнять и целовать Солунян, как чад, рожденных его благовествованием (1Кор. 4:15). Не могши сам лично этого сделать, он поручает то преемникам – пастырям. В других посланиях Апостол просит целовать друг друга (Рим. 16:161Кор. 16:202Кор. 13:12), как это бывает у нас в Светлое Христово Воскресение, во свидетельство общей всем радости о воскресении Христа» (преосв. Феофан).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

Он дышит любовью к своим духовным детям и желает выразить ее самым нежным образом. Любовь влечет к взаимным объятиям и поцелуям. Апостол, кроме того, хочет обнять и целовать солунян как чад, рожденных его благовествованием (см. 1Кор. 4:15). Не могши сам лично обнять и поцеловать их, он поручает сделать это своим преемникам-пастырям, равно как и прочитать это послание. Можем вообразить эту умилительную картину, когда пастыри, собрав всех христиан воедино и прочитав пред ними послание, начали всех обнимать и целовать от лица Апостола. Целовать заповедует святой Павел лобзанием святым, таким, какое могут давать святые святым, в чистоте сердца, с почтительным отношением друг к другу, как к лицам, которые носят в себе Господа Бога. Так бывает в светлое Христово Воскресение, во свидетельство общей всем единой радости о воскресении Христа Господа. Святой Златоуст в этом слове Апостола видит побуждение для всех хранить взаимную любовь, которая делает нераздельными и разделенных пространством. «Сохраняйте и вы в себе огонь любви, ибо расстояние не составляет для нее препятствия, напротив, она наполняет собой все отдаляющее ее (от любимого предмета) пространство и везде находится».

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible