Скрыть
Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною

Душа, спасшаяся от врагов своих, Божией силой перейдя горькое море и видя, как пред ее очами гибнут враги, которым прежде служила она, радуется неизреченною радостью и, прославленная, бывает утешена Богом и упокоевается в Господе.

Духовные слова и послания. Слово 11

Максим Исповедник, прп. (†662)

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною

Кто, преодолев свое разделение с Богом, происшедшее вследствие преступления заповеди, соединяется с Ним, тот прежде всего отделяет себя от страстей, затем - от страстных помыслов, далее - от естества и логосов, присущих этому естеству, а потом уже - от умозрений и от ведения, связанного с ними. Наконец, уходя и от пестроты логосов Промысла, он неведомым образом достигает логоса Единицы. И только в этом логосе ум, созерцая собственную непреложность, радуется радостью неизреченною, восприняв мир Божий, который и превыше всякого ума и который бдительно хранит свое незыблемое достоинство.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною

Искать радости такого рода значит не только с помощью слов стараться обрести вход в небесное отечество, но и достойными делами стремиться снискать его.

Гомилии на Евангелия

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 6-9 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота

Как Учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: в мире будете иметь скорбь (Ин. 16. 33), так и апостол к слову о радости прибавил: поскорбев. Но как и это прискорбно, то присовокупляет теперь, и это согласно со своим Предводителем. Ибо и Он говорит: вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). Или слово теперь должно быть отнесено к радости, поскольку ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. А поскольку речь об искушениях производит смущение, то апостол указывает цель искушений: потому, что чрез них опытность ваша становится очевиднейшею и драгоценнейшею золота, как и золото, испытываемое огнем, дороже ценится людьми. Прибавляет: если нужно, научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцев, а грешники в наказание за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальною и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби - для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное.

к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ

Этими словами апостол указывает причину, почему праведники здесь претерпевают зло, и частью утешает их тем, что они чрез скорби становятся славнее, частью ободряет их прибавлением в явление Иисуса Христа, что именно тогда-то Он чрез обнаружение трудов доставит подвижникам великую славу. Присовокупляет он и нечто иное, увлекающее к перенесению скорбей. Что же такое? следующее: Которого, не видев, любите. Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его, и притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести на вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подастся спасение душ? Если же вы имеете явиться пред Ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение, и вполне достигнете предположенной цели.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Экумений (†VIв.)

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною

Если вы любите Его благодаря лишь одному слышанию, не видев Его плотскими глазами, подумайте, какую вы явите любовь, увидев Его, и притом открывшегося во славе. Ибо если Его страдание так привлекло вас, то в какое состояние приведет вас Его явление в несказанном сиянии, когда Он даст вам в качестве награды спасение душ!

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,

Будущее окончательное прославление человека, обнимающее его душу и тело (ср. 1Кор.15:43-49; Флп.3:21), есть окончательная цель всего дела искупления (Рим.9:23; 2Кор.3:18; 1Кор.2:7), а потому есть главный предмет христианской надежды (Рим.5:2; Кол. 1:27), и вместе предмет радости при скорбях от искушений.

Которого, не видев, любите и проч.: указав на будущую награду верующим за их испытанную искушениями веру, апостол восхваляет, для утверждения их в сей вере и уповании, и теперешнюю их веру и любовь и радость, как предвкушение, или как отблеск, той будущей радости и блаженства.

Эту похвалу апостол излагает перифразом слов Христовых, сказанных неверовавшему Фоме, что блаженны те, кто, не видя Христа, веруют в Него (Ин.20:29; ср. прим.). И читатели послания, не видев Христа во плоти воскресшего, любят Его и, не видя Его во втором славном Его пришествии (о котором говорил выше апостол), веруют в Него, веруют и любят, следовательно – стоят к Нему в истинных, надлежащих отношениях веры и любви, что несомненно дает им дерзновение уповать на похвалу и честь и славу в явление Его. Эта вера и любовь к невиданному ими Спасителю наполняет душу их величайшею радостию, как ощущением не видящих и верующих, по вышеприведенному слову Христову. Апостолы возрадовались, увидев воскресшего Господа (Ин.20:20), Господь восхвалил веру не видевших и веровавших. Петр, указывая, что верующие и любящие, не видя, радуются, тем самым ублажает веру их, как и Господь. «Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его, и притом являющегося во славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести в вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подается спасение душ? Если же вы имеете явиться пред Ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение, и вполне достигнете предположенной цели» (Феофилакт).

Радостию неизреченною и преславною: выражения указывают, в противоположность суетной и ничтожной мирской радости, на радость, чуждую всего нечистого и возмущающего, такую радость, которая в самой себе уже носит славу (ст. 7) и вместе служит залогом этой славы.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною.

Не видевше любите, и на Негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною.

Христа – не видевше любите. В этих словах ап. Петр сравнивает читателей послания с самим собою в том отношении, что он был самовидцем Христа (Лук.1:2), а они не были и однако любят Христа и тем большую имеют заслугу (Ин.20:29). Однако, и не будучи самовидцами, какими были апостолы, мы можем и должны созерцать (см. Ин.6:40) священные изображения Христа; этим нисколько не умаляется заслуга нашей любви и веры, – изображение не есть самый предмет, и видеть изображение не значит быть самовидцем предмета.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-9 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ

Высокая радость о благах христианского наследия, наполняющая сердца всех истинных христиан, должна проливать благодатное утешение в их души при постигающих их скорбях и напастях. Высокое учение о благотворном значении скорбей в нравственной жизни христиан Ап. Петр излагает сходно с Ап. Иаковом (Иак 1:2 след.), но вместе и с некоторыми особенностями, соответствующими личным свойствам духовного опыта Апостола Петра. Именно, он прежде всего особенно отделяет ничтожество - и по продолжительности, и по характеру - временных скорбей и испытаний с вечным блаженством, уготованным христианину на небе, а затем более, чем Ап. Иаков, стремится оживить в душах читателей личное общение с Господом Иисусом Христом через веру в него и любовь к нему, как средство или путь к тому блаженству. «Как учитель в обещании своем объявляет не одну радость, но и скорбь, говоря: «в мире будете иметь скорбь» (Ин 16:33), так и Апостол к слову радости прибавил «мало». Но как и это прискорбно, то последний присовокупляет «ныне…» Или слово «ныне» должно быть отнесено к радости, поскольку ее сменит будущая радость, не кратковременная, но продолжительная и бесконечная. Или слово «мало» должно разуметь относительно скорби, в таком именно виде, если нужно теперь, то немного поскорбеть от различных искушений… Прибавляет «аще лепо есть», научая, что не всякий верный, ни всякий грешный испытывается скорбями, и ни тот, ни другой не оставляется в них навсегда. Праведники скорбящие страдают для получения венцев, а грешники - в понесение наказания за грехи. Не все праведники испытывают скорби, чтобы ты не почел злобу похвальной и не возненавидел добродетель. И не все грешники испытывают скорби для того, чтобы не подверглась сомнению истина воскресения, если бы здесь еще все получали должное» (блаж. Феофил.). В ст. 8 Апостол в качестве нового побуждения к благодушному перенесению испытаний указывает на веру и любовь читателей к Господу Иисусу Христу, и эту похвалу апостол выражает в форме перифраза слов Христовых Ап. Фоме, что блаженны те, кто, не видя Христа, веруют в Него (Ин 20:29). Читатели послания, имеющие именно такую веру и любовь ко Христу, должны в этом черпать силу и опору для своей надежды на конечное спасение. «Если, говорит, не видев Его телесными глазами, любите Его по одному слуху, то какую почувствуете любовь, когда увидите Его притом являющегося в славе? Если так привязали вас к Нему страдания Его, то какую привязанность должно произвести в вас явление Его в невыносимом блеске, когда и вам в награду подается спасение душ? Если же вы имеете явиться пред ним и удостоиться такой славы, то ныне покажите соответственное ей терпение и вполне достигнете предполагаемой цели» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1.8. Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною,
1.9. достигая наконец верою вашею спасения душ.


     К радостному перенесению христианами напастей может служить и самая вера в Иисуса Христа как в Спасителя, тем более что через Него даруется им и полное спасение. Посему, если христиане, не видя Христа непосредственно, однако веруют в Него и утешаются прощением грехов, дарованным Им, то почему же им, приближаясь в цели своей, не утешаться надеждою на полное спасение, имеющее открыться через Христа в жизни будущей? Апостолы радовались, увидев воскресшего Христа, но Он сказал: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).
     Апостол столь глубоко уверен в плодотворности веры в Иисуса Христа и мольбы к Нему, что созерцает как бы уже совершившуюся ту несказанную радость, которую верующие должны испытать по достижении полного спасения.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О вере.
 

Лк.8:47-48. Если бы и мы с такой верой прикасались ко Христу, какая была у женщины, то и нас эта вера спасла бы: Ин.20:291Пет.1:82Кор.5:7; но «в злохудожную душу» не придет благодать; Иак.4:6; Иуд.1:4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible