Скрыть
силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

Итак, готовы пристанища в Царстве Божьем, готовы обители в доме Отца, готово спасение на небесах - пусть только станет достойным их тот, кто хочет обрести их. Но, поскольку никто лишь собственным старанием не может сделаться достойным прийти ко спасению своими силами, справедлива предпосылка: для вас, силою Божьей через веру соблюдаемых. Ибо никто не в состоянии силою своей свободной воли сохранить свою причастность добру, но должен всячески стремиться к помощи Его, чтобы нас совершенствовал Тот, от Кого мы получили инициативу добрых дел.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 3-5 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому

Благословляет Бога, благодаря Его за все те блага, которые Он подает. Что же подает Он? Упование, но не то, какое было чрез Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертно, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он как сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть. Итак, дар есть упование живое, нетленное наследство, не на земле отложенное, как например, отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным. При этом уповании еще дар – сохранение и соблюдение верных. Потому что Господь и об этом молился, когда сказал: Отче Святый! соблюди их (Ин. 17, 11). Силой. Какая же сила? – до явления Господня. Ибо если бы соблюдение не было сильно, то не простерлось бы до такого предела. А когда столько и таких даров, то принимающим их естественно радоваться.

хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

Если наследство на небесах, то открытие тысячелетнего царства на земле – ложь.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-5 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

После приветствия читателям с изображением источника христианского спасения Апостол исполняется чувством глубокой сердечной благодарности к Богу за искупление мира и призвание в Церковь Христову читателей-христиан, и изливает свое верующее чувство в торжественной доксологии или славословии, близко напоминающем подобное же славословие другого первоверховного Апостола Павла в начале послания к Ефесянам (I:3 след.). В своем славословии Богу Ап. Петр называет Бога Богом и Отцом Господа Иисуса Христа, как и Сам Христос именовал Бога не только Отцом, но и Богом своим (Ин 20:17), равным образом и Ап. Павел часто именовал, обычно в славословиях же, Бога Отцом и Богом Иисуса Христа (Рим 15:6; 2Кор. 1:3; 11:31; Еф 1:3, 17; Кол 1:3). Возможно, что форма славословия заимствована из богослужебного употребления ее в апостольское время (ср. Иак 3:9).

Самое спасение во Христе Апостол в своем славословии характеризует в ст. 3 с трех сторон: а) по источнику своему, оно есть дело великой милости (το πολύελεος) Божией, так как спасение грешного мира и человечества есть исключительно дело милующей человека любви Божией (Ин 3:16); б) по существенному свойству своему оно есть возрождение (ἀναγεννήσας), благодатное перерождение людей в новую, духовную и вечную жизнь (ср. Ин 3:3; Тит 3:5; Кол 3:1; Eф 1:19-20; 2:10); наконец, в) по конечной цели, спасение во Христе ведет во упование живо (εις ελπίδ Ζώσαν) воскресением Иисусом Христом от мертвых: духовно мертвый в отпадении от Бога человек через веру в Христа и в единении со Христом возрождается в новую жизнь и получает твердую надежду на вечную блаженную жизнь, залог же и основание этой надежды составляет воскресение Иисуса Христа из мертвых (Рим 10:9; 1Кор.15:14, 17). «Что подает Бог? упование, но не то, какое было через Моисея, о поселении в земле ханаанской, и которое было смертью, а упование живое. Откуда оно имеет жизнь? От воскресения Иисуса Христа из мертвых. Ибо Он, как Сам воскрес, так и приходящим к Нему через веру в Него дает тоже силу воскреснуть» (блаж. Феофил.). В ст. 4 подробно обозначается самый предмет христианской надежды. Этот предмет – наследие, наследство (εις κληρονομίαν), т. е., по сходству с землею обетованною Ветхого Завета (Быт 15:18), – духовные блага Царства Христова, наследуемые христианами (Мф 5:5; Гал 4:7), особенно вечное блаженство на небесах (Евр 9:15), – называемое здесь у Ап. Петра нетленно (ἄφθαρτον), нескверно (ἀμίαν­τον), неувядаемо (ἀμάραν­τον ) т. е. наследие небесное, чаемое христианами, не подвержено никакой порче и уничтожению (Мф 6:19-20), чисто, свято и совершенно, вечно цветущее и всегда себе равное «не на земле отложенное, как, напр., отцам, но на небесах, от чего и имеет свойство вечности, чем и преимуществует пред наследством земным» (блаж. Феофил.).

Наследие это, по Апостолу, сохраняется (τετηρημένη) на небесах для христиан: образ взят от земных сокровищ, хранимых родителями в безопасном месте для детей своих. Но не только сокровища для верующих сохраняются на небесах, но и сами они, во исполнение прошения Самого Господа Иисуса Христа в Его Первосвященной молитве, сохраняются, оберегаются силою Божиею (ср. Флп 4:7) через веру ко спасению, готовому открыться в последнее время. И от самого человека требуется непрестанное бодрствование о своем спасении (Мф XXIV:42; 25:13), но, по слабости человеческой, нужна именно всемогущая сила Божия, чтобы охранить христианина от многих и различных врагов и опасностей его спасения. Спасение это во всей полноте готово открыться в последнее время, «ἐν καιρῶ ἐσχάτω, т. е. по новозаветному употреблению этого выражения (ср. Мф 13:39-40; 24:3; 28:20; 2Тим. 3:1; Иуд. 1:8), с окончанием царства благодати и открытием царства славы, при втором пришествии Христовом. Выражение «готово» дает мысль о близости этого последнего времени. «Эта близость понимается здесь, без сомнения, в том же смысле, как и других апостолов, т. е., что с первым явлением Христовым в мир настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, в продолжение которой должно постоянно быть готовыми ко второму пришествию Господа Иисуса Христа на суд (см. Иак 5:7-9)» (Преосвящ. еп. Михаил).

Андрей Монах (†?)

силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

Он сказал, насколько великое нам даровал Бог и даровал через Сына. И затем скажет, кто - восприявшие его, и кто - охраняемые силою Божией. Ибо так и Сам [Христос] молился: Отче Святый! соблюди их (Ин 17:11). Если же наследие для верующих сохраняется на небесах, то болтают глупости те, кто думает, что получат его в дольнем Иерусалиме и будут целых тысячу лет наслаждаться наградами Царства. Их надлежит спросить, могут ли они говорить о телесном наслаждении как скорее о бессмертном и неувядающем, ибо они, описывая его, заключают его в пределы прекращающегося тысячелетия. К ним и относятся слова, открывающие то, что наше наследие - в Царствии Небесном и что оно не подпадает под ощущения смертных, так как является духовным. Удостоверив всех, что столь мы примем великие дары потому, что Сам Отец подаст их, он уверяет нас иным образом, что Отец нам дарует их через Своего Сына, и не просто через Сына, но чрез воскресение Сына. Если же через Него [Отец] все подает для нас, то как [апостол] называет даруемое? Наследием нетленным и неувядаемым. И что более всего - то, что это наследие не на земле, а в небесах.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время

Соблюдаемых силою Божиею чрез веру ко спасению: и сокровище на небесах сохраняется для верующих, и сами верующие соблюдаются для наследования этого сокровища. Корень греческого слова, переведенного словом — соблюдаемых, относится к области воинского языка и означает стражу, охраняющую известное место, или крепость, охраняемую военной стражей. Мысль выражения такова: не опасайтесь врагов вашего наследуемого сокровища, то есть вашего спасения; вы сами охраняетесь крепкой и сильной стражею — силою Бога всемогущего и Его святых ангелов (ср. 2Кор. 11:32; Флп. 4:7), кроме того, что и самое сокровище ваше безопасно сохраняется на небесах. И от самого человека требуется непрестанная стражба, и неусыпное бодрствование о своем спасении (Мф. 24:42; Мф. 25:13 и парал.), и борьба со врагами оного; но тем не менее, по слабости человеческой, нужна именно всемогущая сила Божия, чтобы охранить его от столь многих, столь сильных и столь хитрых врагов его спасения, и укрепить его в борьбе против них, почему апостол и говорит, что верующие соблюдаются силою Божиею. Средством этого соблюдения со стороны самого человека указывается вера его; предмет этой веры не обозначен здесь, но это, без сомнения, тот же предмет, который указывается несколько далее (ст. 8), то есть Господь Иисус Христос и совершенное Им дело искупления человечества. Всемогущая сила Божия соблюдает христианина к наследию будущих благ чрез веру его во Христа как Искупителя мира; если человек не хочет иметь эту веру, то и сила Божия его не соблюдет. Эта вера есть и средство, которым достигается наследие жизни вечной, и вместе охрана, которою соблюдается верующий для жизни вечной, или ко спасению. Этим словом понятнее определяются понятия наследства и упования живого (ст. 3, 4), это наследство и предмет живого упования есть спасение верующих. В общем понятии спасения (ср. Иак. 2:14 и прим.) две стороны: избавление от погибели и поставление в безопасное положение; в понятии спасения, собственно в частном христианском смысле, как спасения человека во Христе, эти две стороны определяются как избавление падшего человека от вечной погибели в удалении от Бога и как принятие его в Царство Христово, или в Церковь, а чрез нее в блаженство вечное в единении с Богом, иначе — как избавление от власти сатаны, греха и смерти и как поставление в область свободы, праведности и истины (Деян. 2:40; Деян. 4:12; Деян. 5:31; Деян. 15:11). Здесь берется по преимуществу последняя, положительная сторона понятия спасения, так как речь идет, по преимуществу, о благах, или сокровищах наследия, хранящихся на небесах, то есть говорится о вечном блаженстве праведных. На это указывает и дальнейшее выражение: готовому открыться в последнее время. Слово открыться означает, как здесь и везде, явление того, что уже есть или существует действительно, но сокрыто еще; слово готовый значит то же, что имеющий быть и притом в непродолжительном времени, что ближе определяется дальнейшими словами — в последнее время. Все выражение значит: блага Царствия Небесного, к наследию которых христиане призваны чрез возрождение, уже приобретены для них искупительной смертию Христовою, но теперь, для настоящей жизни, они еще вполне недоступны, как бы сокрыты и хранятся на небесах, откроются же вполне, как полное блаженство праведников, или спасение, в последнее время. Под этим последним временем, по употреблению этого выражения у новозаветных писателей, разумеется скончание века сего (ср. Мф. 13:39-40; Мф. 24:3; Мф. 28:20; 2Тим. 3:1; Иуд. 18 и парал.), то есть окончание Царства благодати и открытие Царства славы, что совершится при втором пришествии Христовом на последний суд мира. Когда настанет это последнее время, апостол прямо здесь не говорит, но выражением — готовому открыться — дает разуметь, что оно может настать скоро, что оно близко. Эта близость понимается здесь, без сомнения, в том же смысле, как и у других апостолов, то есть что с первым явлением Христовым в мир настала последняя эпоха домостроительства человеческого спасения, в продолжение которой должно постоянно быть готовыми ко второму пришествию Господа Иисуса Христа на суд (см. прим. к Иак. 5:7-9 и парал.).

Толковый Апостол. Деяния Апостолов.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

     1.3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 
     1.4. к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 
     1.5. силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время


     Указавши великое достоинство христиан, Апостол воссылает хвалу Богу, возродившему нас и в воскресении Иисуса Христа давшему нам твердую опору к надежде (1Кор.15:14-17) получения еще высших благ, которые даруются нам в конце времен (Деян.20:32), если только мы пребудем в вере.
     «Мы спасены в надежде», говорит другой Апостол (Рим.8:24). И действительно, теперь верующий лишь уповает на спасение, а обладание им есть дело последнего времени, к которому однако должно быть готовым всегда (Мк.13:35-37), в особенности же во дни опасных искушений, которым подвергались читатели Апостольского послания. Здесь в немногих, но сильных, словах изображено величие искупления и счастье быть христианином. Эта мысль раскрывается и далее, как основная, для утешения в настоящих и грядущих скорбях.
     Называя Бога благословенным, Апостол употребляет обычное в Ветхом Завете славословие. Но там Бог назывался Богом Авраама, Исаака, Иакова; здесь же Отцом Господа нашего Иисуса Христа, Который возродил нас и сделал сынами Божиими и небесными наследниками, сравн. (Гал.4:4-7); (Рим.8:15). Возрождение поставляется в особенную зависимость от воскресения Иисуса Христа потому, что Апостол по собственному опыту знал, как оно оживотворило упование верующих, а также потому, что в воскресении Христовом явлено иного бытия начало, могущее пролить в сердца верующих упование и утвердить самую живую надежду на вечную небесную жизнь, чуждую всех недостатков этой жизни и исполненную нескончаемого блаженства.
     Последнее время, к которому верующие блюдутся силою благодати и веры, есть указанное Господом время кончины настоящего мира и открытие будущей жизни (Мф.24:3; 28:20), когда окончательно решится участь всех и когда праведники получат Царствие, уготованное им от сложения мира.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible