Скрыть
Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа

А поскольку вам, говорит он, обещано, что вы увидите явление Иисуса Христа по скончании земной жизни, которое теперь видят [лишь] ангелы, чем больше обещанная вам благодать, тем больше вы должны стараться быть достойными, чтобы оказаться в состоянии ее получить.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 13-16 Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят

Сообразованнием апостол называет увлечение настоящими обстоятельствами. Ибо и ныне некоторые безумцы говорят, что нужно приноравливаться к обстоятельствам. Но поскольку отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли, или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину Свят, и сами делались святыми.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Посему, [возлюбленные] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

На основании всего вышесказанного (ст. 3–12) о величии и славе призвания христиан чрез возрождение, апостол предлагает целый длинный ряд нравственных наставлений, подкрепляя их по местам высокими догматическими созерцаниями. Первое общее наставление, какое выводит апостол и которое далее раскрывается в частнейших чертах, есть наставление о совершенном уповании на благодать Христову; созерцание высоты призвания должно породить прежде всего в сердцах христиан полную и совершенную надежду на осуществление сего призвания благодатию Христовою, что выше апостол назвал упованием живым (ст. 3). Эта надежда, или упование, есть чувство, совершенно доверчиво полагающееся на то, что Бог и Господь Своею благодатию приведет христианина к той высокой цели спасения душ (ст. 9), для которой возрождены они. Упование это, по наставлению апостола, должно быть совершенное, без колебания и малодушия, полное и нераздельное и постоянное. Предмет этого совершенного упования означается здесь как благодать, подаваемая христианам в явлении Иисуса Христа. О каком явлении (ἀποκάλυψις) речь и что значит здесь благодать? По употреблению этого слова в настоящей главе (ст. 5, 7; см. прим.) необходимо полагать, что и здесь апостол означает им второе пришествие Господа Иисуса. Слово это с определенным членом (как здесь) и без дальнейших определений всюду употребляется именно в этом смысле и нигде в Писании не означает первого явления Христа во плоти (ср. 1Пет.1:7,4:13,5:1; 2Сол.1:7; Рим.8:18-19; 1Кор.1:7). Соответственно такому значению здесь слова явление и благодать, подаваемую Христом в это явление Его, надобно понимать вообще как милость Божию в ее высшем проявлении на спасаемых, как благодать спасения праведников. Сему не противоречит то, что второе пришествие Господа есть явление Его суда и правды, а не благодати, ибо если для нечестивых это судный и страшный день, то для праведников – день милости и благодати. Так как это пришествие Христово апостол созерцает в его близости в известном смысле (см. прим. к ст. 7 и Иак.5:7-9), то и о благодати выражается, как уже о подаваемой (не в будущем времени).

При этом совершенном уповании должно, по апостольскому наставлению, иметь препоясанными чресла ума и – бодрствовать: речь очевидно образная.

Первый образ – препоясание чресл – заимствован от обычая опоясываться, особенно при широкой одежде, чтобы она не стесняла свободу для рук и не препятствовала делать что-либо, носить, бороться и т. п. (ср. прим. к Лк.12:35). У христианина, совершенно уповающего на благодать Христову, должны быть препоясаны чресла ума, не должно быть в нем распущенности и рассеянности, его мысли и силы должны быть сосредоточены и готовы на труд ли, на борьбу ли, на страдания ли. Образ речи тем приличнее, что христианин здесь, на земле, есть странник (ст. 17), идущий получать наследие небесное (ст. 4).

Другой образ – бодрствования – означает нравственное бдение и стражбу, в противоположность нравственной сонливости и беспечности. Иметь эти духовные качества в ожидании второго пришествия Христова заповедовал и Сам Христос (ср. Лк.21:34-36 и парал. и прим.).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-16 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят

Созерцание небесной высоты христианского призвания должно, прежде всего, породить в сердцах верующих твердую и совершенную надежду на содействующую их спасению благодать Христову, а затем должно всецело переродить всю их жизнь по высочайшему Первообразу Бога Отца: духовная бодрость (ср. Лк 12:35; 21:34, 36; Еф 6:14), совершенное послушание Евангелию, полное оставление греховных привычек дохристианской жизни и, наоборот, стремление к подражанию святости Божией сообразно еще ветхозаветному повелению Божию (Лев 11:44; 19:2). «Некоторые безумцы говорят, что нужно применяться к обстоятельствам. Но как отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то Апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину есть свят, и сами делались святыми» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

1.13. Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа

      Все доселе говоренное было основанием для того призыва к мужеству, бодрости и вообще к жизни во Христе, который высказывает Апостол здесь и далее до 10-го стиха 2-й главы, воспроизводя при этом разные черты и разные свойства величия и силы искупления. В самом деле, какая крепость или твердыня может сравниться с тою непреоборимою стеною и опорою, которую имеют христиане во всесильной благодати Божией, которая подается им ради явления в мир Христа? Очевидно, что они могут вполне положиться на Избавителя своего Христа, особенно в день славного явления Его.
     Образная речь Апостола о препоясании особенно уместна по отношению к христианам, как странникам, идущим получать Царство Небесное, на пути к коему нередко необходимо вступать в борьбу со многими врагами спасения, для чего также необходима собранность ума, как воинам необходима собранность одежд для свободы движений в борьбе.
      Еще более необходимо было напоминание христианам о том, чтобы они в ожидании грядущего жениха Христа (Лк.21:34) не предались беспечности, унынию и сну, но были бы бдительны, осмотрительны, осторожны, сравн. (1Фес.5:6-8) и не малодушны, так как суетные радости земной жизни и преходящие печали ее ничтожны в сравнении с полнотой блаженства, которая будет дарована верующим, по благодати Христовой, в будущей жизни.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible