Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Петра 1:14
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем,
Святые отцы
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Прочие
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем
Он справедливо желает, чтобы были послушными детьми те, кого он во вступительном слове к посланию назвал избранными к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 13-16 Посему, (возлюбленные,) препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
Сообразованнием апостол называет увлечение настоящими обстоятельствами. Ибо и ныне некоторые безумцы говорят, что нужно приноравливаться к обстоятельствам. Но поскольку отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли, или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину Свят, и сами делались святыми.
Амвросий Оптинский, прп. (†1891)
Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем
Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей, потому что и зависть и ненависть и злопамятство также составляют нечистоту души.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Совершенное упование на благодать спасения при втором пришествии Христовом непременно требует, чтобы уповающий стремился в продолжение всей своей здешней жизни к святости, и потому апостол вслед за сим дает наставление быть святыми во всех поступках (ст. 15), каковое наставление предваряется и отчасти поясняется отрицательным требованием не сообразоваться с похотями прежней жизни (ст. 14).
Как послушные дети или, точнее – дети послушания: христиане избраны к послушанию (ст. 2); соответственно сему они уже дети послушания. Понятие послушания берется здесь в том же значении, как и в ст. 2, то есть как покорность слову и избранию Божию и подчинение всем Его требованиям; чада послушания (такое же сопоставление понятий, как чада света, Еф.5:8 и под.) суть люди, послушные Богу и Его заповедям; противоположность им – чада противления, которые действуют по воле не Бога, а диавола (Еф.2:2,5:6; Кол.3:6) и которые называются также чадами гнева (Еф.2:3; 2Пет.2:14). Не сообразуйтесь с прежними похотями: вы призваны в послушание новой жизни, не сообразуйтесь же с тем, что было у вас прежде.
Сообразоваться (ср.: Рим.12:2) с чем – значит устроять свою жизнь по тому образу, с которым сообразуются; разумеются здесь не внешние только поступки или поведение, но вообще все внутреннее и внешнее устроение жизни.
Прежние похоти, с которыми не должно сообразоваться при новом призвании, суть похоти греховные во всех их многообразных видах, которые апостол Иоанн совмещает в трех главных, как основных: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16; ср. Гал.5:19 и далее). Начало зла в человеке есть себялюбие (эгоизм), самозаключенная гордость; противоположное начало добра есть любовь человека к Богу, которая достигается и совершенствуется послушанием воле Божией; чада послушания посему должны отвергать все, что происходит от эгоизма, подавлять его, не сообразоваться с прежними, бывшими до призвания к послушанию похотями.
Похоти сии характеризуются далее как бывшие в неведении, то есть которыми руководились читатели послания в неведении; выражение указывает не только на время, но и на причину, то есть что сим похотям они следовали до своего призвания к послушанию и следовали по причине неведения, или невежества, в отношении к религиозно-нравственной истине. В таком неведении пребывали до обращения ко Христу христиане из язычников по преимуществу, но и в массе иудеиства того времени чистая истина Божия во многих, и притом существенных, чертах была затемнена, и иудеи пребывали в невежестве, так что апостол Петр в речи своей, по случаю исцеления хромого, самое отвержение иудеями Мессии своего объясняет невежеством их (Деян.3:17 и далее).
Похоти, или грехи, и неведение помогают взаимно в деле погубления человека: грех затемняет разум целыми тучами ложных понятий и предрассудков (ср. Рим.1:21; Еф.4:18), а это невежество, в свою очередь, служит источником множества грехов. Для верующего христианина эти похоти суть прежние, потому что в христианском сознании его есть уверенность, что сила их сокрушена искупительною смертию Христовою, усвояемою его верою, хотя эти похоти проявляются и в возрожденном, по силе греховности его природы, и хотя ему приходится бороться и тяжко с этими похотями.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-16 Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят
Созерцание небесной высоты христианского призвания должно, прежде всего, породить в сердцах верующих твердую и совершенную надежду на содействующую их спасению благодать Христову, а затем должно всецело переродить всю их жизнь по высочайшему Первообразу Бога Отца: духовная бодрость (ср. Лк 12:35; 21:34, 36; Еф 6:14), совершенное послушание Евангелию, полное оставление греховных привычек дохристианской жизни и, наоборот, стремление к подражанию святости Божией сообразно еще ветхозаветному повелению Божию (Лев 11:44; 19:2). «Некоторые безумцы говорят, что нужно применяться к обстоятельствам. Но как отдавать себя в волю обстоятельств легкомысленно, то Апостол заповедует, чтобы они, в ведении ли или в неведении придерживались этого доселе, но отныне сообразовались с Призвавшим их, Который воистину есть свят, и сами делались святыми» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Возбуждая христиан к преданности воле Божией, Апостол приводит новый ряд побуждений для христиан отчуждаться от греховной, плотской жизни и поступать во всем свято. Первое из сих побуждений было указано еще в Ветхом Завете; оно заключается в святости Бога, призвавшего христиан в Свой удел, сделавшего их Своими детьми, которых прежде всего должно укрепить всецелое последование Ему, полное послушание Его святой воле, сравн. (Лев.19:2).
Второе побуждение заключается в том, что Бог есть не только Отец наш Небесный, но и беспристрастный, истинный Судия, Который не пощадит нас ради нашего избрания, ради нашего усыновления, как это бывает в мире сем; но будет судить по делам, так как в делах выражается внутреннее настроение человека, сравн. (Иак.2:26).
Далее мы должны твердо помнить, что ради того, чтобы мы жили не по-плотски, по унаследованным от отцов греховным обычаям и заразительным худым примерам, а непорочно и свято, пролита за нас Кровь непорочного Агнца Христа, сравн.(Ин.1:29-36;19:34-36), Который был предопределен к сему еще в начале (Ин.17:24); (Еф.1:4) и явился после веков подготовления людей к достойному сретению Его, жил с людьми и пострадал, воскрес, и тем дал возможность вере нашей и надежде быть твердыми, несомненными, постоянными и вообще совершенными.
Апостолы до воскресения Иисуса Христа были слабы, а после воскресения укрепились в надежде на Воскресшего так, что понесли великие труды и претерпели смерть. К тому же возбуждает Апостол и всех христиан, ободряя их в особенности надеждою на то, что Искупитель наш вознесся на небо и седит одесную Отца, сравн. (Деян.2:32), и потому может дать и нам вечную славу, сравн. (Рим.8:11); (1Кор.6:14).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий