Скрыть
Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 1-2 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа

После сего говорит он о девстве, которое возвышается над всем, - поелику законы не господствуют над ним. Зная, что о нем учил Господь Его (Мф. 19:11-12), боялся проповедать о нем сам. Но когда увидал, что сами люди ищут его, то сделался советником их, а не наставником, - увещателем, а не законодателем.

А о чем вы написали мне, то хорошо человеку женщины не касаться, как и вы сказали: Ради же блуда каждый свою жену пусть имеет.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 1-2 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа

Исправив три весьма важные недостатка, во-первых, разделение церкви, во-вторых, (порок) кровосмесника и, в-третьих, корыстолюбие, (апостол) говорит теперь более кротко, и между прочим предлагает наставление и совет касательно брака и девства, чтобы успокоить слушателей после тяжких укоризн. Во втором послании (к Коринфянам) он поступает иначе: начинает кротко, а оканчивает строго; здесь же, окончив речь о девстве, он опять обращается к обличениям, предлагая не все вдруг, но разнообразя свою речь тем и другим, сообразно с требованием времени и свойствами предметов. Говорит: «а о чем вы писали ко мне», потому что коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены, или нет? Отвечая на это и постановляя правила о браке, он заводит речь и о девстве. «Хорошо человеку не касаться женщины». Если ты, говорит, ищешь блага весьма превосходного, то лучше совершенно не сочетаться с женщиной; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоей немощью, то вступай в брак. А так как могло случиться, как и ныне бывает, что муж желает, а жена нет, или наоборот, то смотри, как он говорит о том и о другом. Некоторые утверждают, что слова его относятся к священникам; но я, принимая в соображение последующие слова, не могу с этим согласиться, – тогда он не преподал бы этого наставления в общем виде. Если бы он писал только о священниках, то сказал бы: хорошо учителю не касаться женщины; а теперь говорит вообще: «хорошо человеку», не священнику только; и еще: «остался ли без жены? не ищи жены» (1Кор.7:27). Не сказал: ты – священник и учитель, а неопределенно; такова и вся речь его вообще. Сказав: «во избежание блуда, каждый имей свою жену», он самой причиной дозволения побуждает к воздержанию.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа

Говорит о той и другой стороне. Ибо может статься, что муж любит целомудрие, а жена нет, или наоборот. Словами во избежание блуда побуждает к воздержанию. Ибо если брак позволяется во избежание блуда, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собой без всякой умеренности, но - целомудренно.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Но блудодеяния ради кийждо свою жену да имать, и каяждо жена своего мужа да имать

Иметь жену, иметь мужа значит жениться и замуж выходить, то есть вступать в брак; а не то, чтоб иметь общение вступившим уже в брак. Апостол говорит: всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть замуж выходит. Чего ради? – Блудодеяния ради,– чтоб не падать в блуд от невоздержания. Брак имеет и другие цели; но Апостол выставляет на вид опасную для нравственности сторону безбрачия. Лучше, говорит, быть свободну от брака, но, кто не может выдержать, как должно, сего состояния, лучше брачься. Два состояния вводит он в христианство. В том и другом можно угождать Богу и спасаться; но в первом это делать удобнее, во втором – менее удобно. Можно к сему прибавить, что брачному нельзя дойти до такого совершенства духовного, как безбрачному. Брак – для немощных. Немощь эта телесная и духовная. Есть сложения тела, более располагающие к похотливости, и есть сложения более трезвенные (холодные); равно есть дух ревности сильный, и есть ревность слабая. Сильно ревнующий о спасении духа и естество преодолеет, при благодати Божией, подающей и ревность ту, а мало ревностный и с трезвенным сложением не сладит. Предлежит выбор благоразумию и самопознанию. Иные хотят из слов Апостола вывести обязательность брака; но можно вывести и противное, если предоставим решать дело своим соображениям. Остановимся лучше вниманием на том внушении, какое дает святой Павел здесь брачным. «Самою причиною дозволения брака он побуждает брачных к воздержанию» (святой Златоуст). «Если блудодеяния ради допускается брак, то брачные не должны необузданно сходиться, но держать себя в возможной трезвенности» (Феофилакт). Животные, действующие по инстинкту, однажды в год испытывают возбуждения, ради которых для людей установляется брак.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа

Но сколь ни почтенно само по себе безбрачное состояние, оно не может быть явлением обычным и общим правилом жизни. - Но во избежание блуда (τάς πορνείας). Это множественное число (от πορνεία) напоминает о множестве искушений и грехов этого рода, существовавших в Коринфе. - Каждый - каждая - конечно за теми исключениями, какие указаны в стихах 7 (особое дарование к безбрачной жизни) и 25-28 (о девах). - Некоторые толкователи видят в этом месте унижение брака, который, по апостолу, имеет как будто только отрицательное значение, как защита от разных проявлений блуда. Говорят, что по Апостолу выходит, что брак есть зло, хотя и меньшее, совершать которое нужно только для избежания большего зла. Но на это возражение нужно сказать, что Ап. вовсе и не хотел здесь предлагать какую-нибудь свою теорию о браке: он только отвечает на предложенный ему коринфянами вопрос. А ст. 14-й рассматриваемой главы и ст. 3-й главы ХІ-й, где брак поставлен в соотношение с отношением между Христом и человеком, а затем между Богом Отцом и Христом, ясно свидетельствуют о том, что Ап. Павел имел достаточно определенное представление о нравственной стороне брачного соединения.

См. также Толкование на 1Кор. 7:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа

О браке и безбрачии Апостол пишет в ответ на вопрос о сем Коринфян. Отвечая на вопрос сначала кратко, он учит, что прекрасно девство, но многие не могут снести его, а потому общею нормою жизни должна быть брачная жизнь, девство же может быть уделом только способных к тому. Это то же учение, которое возвестил и Сам Иисус Христос. По поводу заявления о том, что лучше не жениться, Он ответил: могий вместити да вместит (Мф. 19:12). Св. И. Златоуст говорит: «если ты ищешь блага самого высшего, то лучше совершенно не сочетаваться с женщиною; если же ищешь состояния безопасного и сообразного с твоею немощию, то вступай в брак. Самою причиною дозволения брака он побуждает брачных к воздержанию». Таким образом, хотя общим внешним правилом должен быть брак, однако внутренним законом жизни должно быть воздержание. Вот почему девство выше брака, как более соответствующее внутреннему духу христианской жизни. Но так как девство не для всех возможно, то остается так устроить брачную жизнь, чтобы она была возможным выражением духовных христианских отношений и служила средством приближения всех к возможной полноте их совершенства. Это и раскрывает святой Апостол далее.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа

Но не все способны сохранить девство, поэтому всякий слабый мужчина пусть женится, и всякая слабая женщина пусть выходит замуж. Для чего? Для того, чтобы не впасть в блуд от невоздержания. Можно и в браке, и в безбрачии угождать Богу и спасаться, но в безбрачии удобнее, чем в браке. В браке нельзя достигнуть такого высокого духовного совершенства, какого достигали девственники. Брак – для немощных. Heмощь эта, телесная и духовная, есть сложения тела, более располагающие к похотливости, есть сложения более трезвенные (холодные). Равным образом есть дух ревности, сильный, и есть ревность слабая. Сильно ревнующий о спасении дух, преодолевает и природу, при благодати Божией, подающей ту ревность, а мало ревностный, и с сильным сложением тела не сладит. Поэтому выбор предлагается благоразумию и самопознанию. Но и в браке святой Апостол побуждает к воздержанию, потому что он, во избежание блудодеяния (Златоуст, Феодорит).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible