Глава 7
После говорит он о девстве, которое возвышается над всем, ибо законы не господствуют над ним. Зная, что о нем учил Господь его (Мф.19:11–12), боялся проповедать о нем сам. Но когда увидал, что люди ищут его (девства), то сделался советником их, а не наставником, – увещателем, а не законодателем.
1Кор.7:1. А о чем вы написали... мне, то хорошо человеку... женщины не касаться,
как и вы сказали.
1Кор.7:2. Ради же блуда каждый... свою жену пусть имеет.
1Кор.7:5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве только с согласия на время
для исполнения религиозных обязанностей во время постов и молитв. Итак, по дням торжественным воздерживайтесь,
да не искушает вас сатана.
Но это говорю по снисхождению, а не приказывая (1Кор.7:6).
1Кор.7:7. Ибо желаю, чтобы всякий человек был, как... я сам.
Без повеления Господня он избирал это. Но благодать каждому дана от Бога. И это также назвал повелением Господа своего, (потому) что не всякий человек имеет силы для этого. Сказал далее:
один так, а другой так,
поскольку один – таков, и этим может оправдаться, а другой – иным образом, когда дано ему царствовать.
1Кор.7:8. Безбрачным же
или жены не имеющим, тем именно, которые вдовцы или которые вдовы суть,
хорошо [есть] им, если так останутся, как и я.
1Кор.7:9. А если не... воздерживаются, то пусть и они вступают в брак,
– то есть брачатся,
– ибо лучше [есть] вторично вступать в брак,
– то есть брачиться,
– нежели разжигаться похотью.
1Кор.7:10. Вступившим же в брак,
– то есть тем, кто соединены браком,
– повелевает Господь Сам: жене от мужа не отделяться.
1Кор.7:11. Если же отделится – оставаться безбрачною,
если изберет себе чистоту,
или... с мужем своим... примириться,
а не отдаваться другому.
1Кор.7:12. Если кто жену... имеет идолопоклонницу [неверующую],
и жене угодно жить с мужем своим, – пусть живет.
1Кор.7:13. И если какая жена имеет мужа неверующаго,
и ему угодно жить с женою, то пусть живет.
Если же верующий муж подумает, что незаконен будет брак его ради неверующей супруги, то да знает, что свято семя мужа неверующего в утробе верующей матери; подобным же образом и плод жены неверующей свят ради мужа верующего. А если бы то, что я сказал, было не так, то, следовательно, дети их, если следовать мнению их, были бы нечисты, – но теперь они чисты, если пребудут в вере, которую я предал им (1Кор.7:14).
1Кор.7:15. Если же неверующий хочет отделиться
от самого верующего,
пусть отделяется,
ибо нет в этом никакой необходимости и опасности для верующего.
Почему знает муж верующий, не спасет ли жену неверующую? или почему знает жена, не поможет ли она мужу-идолопоклоннику сделать первые шаги веры (1Кор.7:16)?
1Кор.7:17. Но каждый,.. как... призвал... Бог,
то есть как обретен он, когда призван к Его Евангелию,
так уже и да остается
и что вам говорю,
всем... также Церквам... повелеваю.
1Кор.7:18. Если обрезанным... кто... призван,
нимало пусть не жалеет о том, что он не с крайней плотью13. Подобным же образом, если в
необрезании кто... призван, пусть не обрезывается.
1Кор.7:19. Ибо обрезание то и необрезание ничто суть, но соблюдение заповедей Божиих.
Также если
1Кор.7:21. рабом... призван... ты,
пусть это тебя не заботит.
Если... можешь еще сделаться свободным,
и выйти, и проповедовать Евангелие, и претерпеть преследование за него, это тебе полезно будет, – то будь свободен.
1Кор.7:22. Ибо... в Господе... призванный... раб... свободен есть
вследствие самого крещения Господа нашего; а кто
свободным... призван...,
тот чрез смирение
раб... есть... Христов.
Поскольку же это равнозначно, то и сказал поэтому, что
1Кор.7:24. каждый... в каком звании... призван, в том пусть остается.
1Кор.7:25–26. О девах же повеления
какого-либо от Бога
не имею, а... совет некий даю, как человек, получивший... милость... от Бога
и удостоенный того, чтобы
быть мне верным Евангелию. Я так думаю лучше быть,
то есть так легко и удобно ради опасности (для) мира.
1Кор.7:28. Если ты жену взял, не согрешил.
Однако же апостол назвал это скорбью, потому что предстоят им опасности по плоти.
А я, братия, вас жалею.
1Кор.7:29. Ибо время,
– то есть или конец, или день кончины нашей,
– сокращено есть
и приспело. Поэтому
и имеющие жен... да... будут, как не имеющие.
1Кор.7:30–31. И плачущие,
то есть те, кто печальны, да будут,
как не плачущие, а пользующиеся
благами мира пусть не впадают в роскошь.
Если кто имеет девицу и после того, как в течение известного времени сохранит обет свой, узнает, что он не в состоянии (соблюдать обет), то ради проведенного времени не должно ему стыдиться (1Кор.7:36).
1Кор.7:37. А кто постановил
в духе своем, и ему не предстоит никакой опасности пожелания к перемене решения, и это
решил в сердце своем – соблюдать свою деву, тот хорошо делает.
1Кор.7:38. Итак, и выдающий замуж...14 девицу... свою... хорошо делает, и [а] не выдающий,
– то есть кто удерживается,
– лучше делает.
* * *
Греч. буквально: «да не растягивает себе» (оставшуюся после обрезания часть крайней плоти). По свидетельству Иосифа Флавия и Маккавейских книг, из-за еллиномании и презрения к еврейству так делали многие евреи (Antig. XII. 5. 1).
Буквально с греч.: «брачущий».