Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к коринфянам 7:9
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
А если не воздерживаются, то пусть и они вступают в брак (брачатся); ибо лучше (есть) вторично вступать в брак (брачиться), нежели разжигаться похотью.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 6-9 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
«Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я», в воздержании (1Кор.7:6–7). Так он часто поступает, когда поучает делам трудным, представляет в пример себя самого и говорит: «подражайте мне» (1Кор.4:16). «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7). Высказав сильное обличение в словах: «невоздержанием вашим», он опять ободряет их и говорит: «каждый имеет свое дарование от Бога», выражая не то, будто эта добродетель не требует нашего усилия, но, как я сказал, ободряя их. Если (воздержание) есть дар, и человек сам нисколько не содействует, то для чего он продолжает: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор.7:8–9)? Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? «Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
Так почему же, когда я эту похоть называю болезнью, ты не согласен, хотя признаешь, что необходимо средство исцеления от нее? Если признаешь средство, то признавай и болезнь.
Против Юлиана-пелагианина
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
Видишь ли мудрость Павла, как он и превосходство девства показывает, и в то же время не принуждает к воздержанию от супружества того, кто не в силах воздерживаться, дабы в противном случае не подвергся он более тяжкому падению? Если, говорит, ты испытываешь большое насилие и воспламенение (ибо власть похоти сильна), то освободи себя от тех трудов и потов, дабы, взявшись за них, не подпасть горшему злу.
Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Аще ли не удержатся, да посягают; лучше бо есть женитися, нежели разжизатися
«Апостол разжжением называет не временные восстания похоти, но порабощение души и преклонность ее к худшему. Сказанное же им значит: и вам, не причастным брачного общения, и вам, сочетавшимся, но потом разрешенным от брачных уз смертию, лучше предпочесть воздержание. Но если не можете сносить приражений похоти, и душа наша немощна для сего подвига, потому что нет в ней пламенного усердия к доброму, то никакой закон не возбраняет вам вступать в брак» (Феодорит).
«Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не дает принуждения тому, кто не может воздержаться, дабы не произошло какого-нибудь греха? Лучше бо есть женитися, нежели разжизатися. Выражает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжение, то избавь себя от ига воздержания, чтобы тебе не развратиться» (святой Златоуст).
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
Такой человек не согрешает согласно завету (ибо это не запрещено в законе), но и не стремится достичь совершенства жизни по Евангелию.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
Здесь - следствие из общего правила, по которому брачное состояние должно быть обычным. Если человек, оставаясь безбрачным, не может избежать греха, то пусть он женится, потому что грех есть зло, а брак - не зло.
См. также Толкование на 1Кор. 7:1
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
Испытывая на себе приятные и благотворные плоды безбрачия, Апостол выражает желание, чтобы все были подобными ему девственниками. Но он знал, что это желание его не исполнимо во всей его целости, и потому он тем, кто не может снести девство, советует лучше вступать в брак. Сущность дела, таким образом, в силах, или дарованиях каждого. «Под дарованием же здесь, по изъяснению Пр. Феофана, разумеется не естественное расположение, а меры благодатного возбуждения духовной жизни. У иного так возбужден и укреплен благодатию бывает дух, что он заставляет сразу умолкнуть всем душевно-телесным требованиям; у другого, хотя сильно выдаются требования духа, но и низшие потребности подают свой голос, и ему надлежит еще борьба, чтобы совсем предаться духовной жизни; у иного и то и другое не менее сильно, и ему остается только так устроиться, чтобы требования духа стали на первом месте и всем заправляли, допуская свою меру удовлетворения и души с телом». Но спрашивается, зачем же Апостол выразил желание: да будут все люди, как он? Затем, что он хотел предложить совет о безбрачии не вступавшим в него, или овдовевшим. Но так как это дело не легкое, то он и представляет себя в образец преодоления трудностей безбрачия, зная, сколь благотворно действуют примеры, часто возбуждающие к подражанию, как бы по некоторому невольному влечению.
Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться
Лучше воздержание от брака и целомудрие. Но если есть в душе сильное влечение и в плоти – огонь похоти, то советует избавить себя от их сдерживания, вступить в брак, чтобы не развратиться (Златоуст).