Скрыть
Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление

Но это говорю по снисхождению, а не приказывая.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 6-9 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться

«Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я», в воздержании (1Кор.7:6–7). Так он часто поступает, когда поучает делам трудным, представляет в пример себя самого и говорит: «подражайте мне» (1Кор.4:16). «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор.7:7). Высказав сильное обличение в словах: «невоздержанием вашим», он опять ободряет их и говорит: «каждый имеет свое дарование от Бога», выражая не то, будто эта добродетель не требует нашего усилия, но, как я сказал, ободряя их. Если (воздержание) есть дар, и человек сам нисколько не содействует, то для чего он продолжает: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор.7:8–9)? Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? «Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление

Чтобы вы до времени лишали себя друг друга, я сказал это, говорит апостол, как позволение (κατά συγγνώμην), то есть из снисхождения к вашей немощи, а не как повеление непреложное.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Сие же глаголю по совету, а не по повелению

Что в известные времена должно воздерживаться супругам, это есть закон и естества. К этому прилагает свое требование и закон богоугождения. Но как все сие уладить и упорядочить, этого предписаниями определить нельзя. Оставляется это взаимному согласию и благоразумию супругов.– По совету: как совет, предлагаю в качестве совета; не по повелению, не как повеление даю; слово мое не имеет силы предписания закона.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление

Насколько это говорится в отношении к благосклонному и чуткому учителю, все такими, насколько возможно, хотели быть, как он. Каков он сам, скоро показывает ниже: каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе (1Кор. 7:7). То есть каждый по жертве своей дар Божий имеет, так что, если захочет Господь, по воле его получит возможность. Поэтому не должно кого-либо заставлять делать незаконное, запрещая делать законное, - каждый да выберет сам, какой дорогой ему идти.

На Послания к Коринфянам

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 6-7 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе

То, что сказано Апостолом во 2-м стихе, могло показаться читателям строгим наказом непременно вступать в брак. Но на самом деле Ап. высказал это как позволение (συγγνώμη), а не как повеление (επιταγή). Ап. очевидно не хочет высказывать в отношении к обязательности брачной жизни строгого приказания. Он дает только совет, - потому что не может не снисходить к извинительным слабостям коринфян (по св. Ефрему. indulgene, non imperane), - совет или позволение жениться и вступать в брак. Даже напротив, если бы он захотел высказать свое личное отношение к браку, то он бы предложил скорее соблюдать девство: «ибо я желаю, чтобы все люди были, как и я». Но что значит: «как и я»? Указывает ли этим Ап. на желательность безбрачия? Едва ли Ап. в этом случае мог сказать бы лучше: «как Христос». Вероятнее всего, что этими словами Ап. выражает желание, чтобы все христиане были настолько свободны от чувственных пожеланий, чтобы, подобно апостолу, не чувствовали особого лишения, оставаясь безбрачными. Теперь же они не таковы, а коринфянам, напр., Ап. принужден, в виду их состояния, советовать то, что собственно противоречит его личным взглядам. Чрез такое изменение настроения христиан брак, однако, не потерял бы своего значения в жизни, - отпал бы только тот мотив для заключения брака, какой обозначал апостол выражением: «во избежание блуда», и коринфские христиане стали бы жениться свободно, по требованиям своего христианского состояния. - Что это желание апостола, однако, неисполнимо, что оно встречает на пути к своему осуществлению даже препятствие со стороны Бога, об этом Ап. говорит так: «но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой - иначе». Дарование (χάρισμα) есть данная от Бога известному лицу способность к какому либо особенному действованию (I:7; XII:4 и сл. Рим XII:6), - здесь - это свобода от половых искушений или воздержность (εγκράτεια). Эта свобода дается от Бога не всем; другие в замену получают дарования иного рода, которые требуют для своего проявления другого поприща, помимо отношения к браку.

См. также Толкование на 1Кор. 7:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем сие сказано мною как позволение, а не как повеление

Преподавая супругам советы относительно брачного сожития, Апостол прежде всего заповедует им руководствоваться взаимным долгом супружества, не превышая его и не разрушая, но укрепляя его возрастающею любовию, которая начинается расположением и переходит в готовность жертвовать всем для любимого лица. Отсюда понятен дальнейший совет Апостола о такой взаимной преданности супругов, по которой ни один из супругов не властен над собою, но рабы друг другу. Из сего св. И. Златоуст выводил такой совет: «когда ты видишь, что блудница искушает тебя, то скажи: мое тело принадлежит не мне, но жене. То же пусть говорит и жена». По поводу же слов Апостола: не лишайте себе друг друга... он замечает: «жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены... Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее». Но так как Апостол во время поста, для усердия в молитве, заповедует воздерживаться и прекращать воздержание для предотвращения злого соблазна от диавола, то Пр. Феофан говорит: «если опасности нет, то можно воздержание и продолжать. Видно, что Апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились только уступая крайней необходимости, которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием». Все это предметы таких тайных отношений, для которых нет и не может быть частных определенных законов. Но так как Коринфяне были младенцами в вере и жизни христианской, то Апостол и дает им отечески-мудрые советы, предупреждая однако, что ими должно пользоваться не как всеобщими божественными законами, одинаково обязательными для всех, но как советами, сообразными с главными христианскими заповедями.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление

Когда, как и на сколько времени воздерживаться супругам, этого Апостол не узаконивает, а только советует в общих чертах, позволяя им пользоваться его советом по их благоразумию.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible