Скрыть
По настоящей нужде за лучшее признаю́, что хорошо человеку оставаться та́к.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Я так думаю лучше быть, то есть легко и удобно, ради опасности мира.

На 1-е послание к Коринфянам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 25-26 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Таким образом очистив и возвысив ум слушателей, он говорит далее: «относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» (1Кор.7:25). Продолжая речь, он постепенно доходит наконец и до девства; научив и вразумив их (коринфян) беседой о воздержании, он переходит к высшему предмету и говорит: «не имею повеления, но …за лучшее признаю» (1Кор.7:25–26). Почему? По той же причине, какую он привел в беседе о воздержании.

Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

По моему мнению, говорит, всего лучше для человека воздерживаться от брака по причине соединенных с ним неудобств и неприятностей, а не потому, чтобы брак был нечист.

Толкование на 1-е послание к Коринфянам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Мню убо сие добро быти за настоящую нужду, яко добро человеку тако быти

«Что же советуешь ты нам? Мню убо сие добро быти… человеку тако быти. Говорит: мню, не потому, что сомневается, что девство добро и наилучшее из благ, но чтобы совет не обратился в закон, выразил будто сомнение. Ибо закон сопровождается хранением, и преступлением, и наказанием преступающих: потому не узаконяет великого, но предлагает сие в виде совета» (Феодорит).

За настоящую нужду, или за нужду, которая есть уже, тяготит, или нужду, которая настоит, еще нет ее, но она готова пасть на головы наши. В первом случае это будут или нужды от стечения стеснительных обстоятельств, или нужды самого брачного состояния. В этом последнем смысле понимают эти слова Экумений и Феофилакт: «Хорошо, и очень хорошо человеку воздержаться от брака, но не потому, чтобы брак был нечист, а по причине трудностей и прискорбностей брачного состояния» (Феофилакт). Что в порядке толкования послания сказал на сие место святой Златоуст, не замечено; но один толковник приводит его слова из его слова о девстве, где он под настоящею нуждою разумеет вообще тяготу земной жизни, обременяемой заботами, лишениями, столкновениями, бедами и скорбями. Во втором случае это будут беды, готовые обрушиться на головы коринфян по причине веры. Церковь Коринфская наслаждалась покоем, но Апостол провидел, что скоро коринфяне подвергнутся бедствиям за веру, которые легче переносить безбрачным, чем брачным. Ибо тогда ни одна Церковь не была свободна от этого. Потому говорит: не брачьтесь лучше. Так блаженный Фотий у Экумения: «Под настоящею нуждою, полагаю, разумеет здесь Апостол гонение, направляемое неверными против верующих, и всякие с их стороны преследования и озлобления. Постановляя столь возвышенное правило, Апостол счел неизлишним и на них основаться, давая вид, что постановляет это будто вынужденный обстоятельствами. Он говорит как бы: девство, хорошее очень и само по себе, хорошо и по причине готовых настать искушений: одинокому не так трудно их переносить, как связанному женою и детьми. Душа при этом как бы на части разрывается,– и самому тесно, и тех жаль, и человек загружается невыносимою тяготою зла; а одинокому, не поражаемому страданиями столь близких себе лиц, удобнее выдерживать треволнения бедствий». Как же понимать сии слова? Во всякое другое время к избранию безбрачной жизни располагают более тяготы самого брачного состояния и преизбыток горестей вообще в настоящей жизни; а в ту пору, может быть, Апостол имел в виду более тесное положение, в котором повсюду почти находились христиане по причине неприязни к ним неверных. Так вот, говорит, мой совет: за настоящую нужду лучше человеку быти тако.– Быти тако, то есть не вступать в брак, а оставаться одинокому. Человеку вообще, мужчина ли то, или женщина.

Толкование 1-го послания апостола Павла коринфянам

Амвросиаст (†IVв.)

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Апостол Павел говорит, что хорошо человеку оставаться девственным. И чтобы это абсолютно ясно показать, по настоящей нужде говорит, ибо лучшее есть по сравнению с хорошим. Ничто так не прекрасно и не полезно, как девство, поскольку Павел не только для Бога девство полагает наиугоднейшим, но и для настоящей жизни, ибо девство не знает, какие обстоятельства сего времени претерпит брак, и скорбь, и рождение, и потери детей не ведает.

На Послания к Коринфянам

Севериан Габальский, еп. (†431)

Ст. 25-26 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Ясно, что апостол говорит не о том, что он [вообще] не имеет повеления о девстве, а то, что он не получил от Бога повеления вам сохранять девство и скорее дает совет, что девство - это хорошо и полезно. Поэтому, как дающий совет, он говорит: признаю, - и называет это хорошим, а выбор, предпочесть ли его, возлагает на слушателей.

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

По настоящей нужде (διά τ. ενεστω̃σαν ανάγκην). Ап. имеет здесь в виду весь период, который должен пройти между сошествием Духа Св. на верующих и вторым пришествием Христовым. Это - период нужды или постоянной борьбы между новою и старою жизнью (ср. Лк XII:51) и нужды настоящей т. е. уже наступившей, начавшейся. Скоро должны были начаться и гонения на христианство со стороны языческой власти. Все это и побуждает Апостола советовать людям безбрачным оставаться в безбрачном состоянии. - Весь стих правильнее перевести так: «я полагаю, что оставаться девою, ввиду наступившего уже тяжелого времени для христиан, лучше, потому что и вообще для человека хорошо оставаться так, т. е. безбрачным». Т. о. в первой половине стиха содержится указание на особенную причину, побуждающую к безбрачию, а во второй - дается общее основание к тому же.

См. также Толкование на 1Кор. 7:25

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость, быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль
 

Раскрывая пространно взгляд на безбрачие, Апостол снова сначала сообщает общее учение, относящееся к этому взгляду, а потом преподает некоторые частные правила.
Первое общее положение Апостола то, что девственники должны так же оставаться в своем положении, как и находящиеся в брачном союзе равно как овдовевшие, или иначе, как отрекшиеся от брака.
Другая основная мысль Апостола та, что лучше быть в безбрачии, чем в браке. Эту мысль он доказывает, во-первых, личным убеждением, которое он находит правильным, потому что он призван возвещать правую жизнь Самим Господом; – во-вторых, тем, что брачная жизнь, трудная вообще, была особенно трудная во время установления церкви; далее идут намеки на опасности гонений, на трудности религиозного усовершенствования и проч. Как и прежде, Апостол говорит о девстве в форме совета. По слову блаж. Феодорита, Апостол говорит как бы так: «не ввожу закона, но предлагаю совет. Ибо и Господь, узаконив сообразное с естеством, только как совет предлагает то, что выше естества... Говорит: мне, не потому, что сомневается, что девство добро и наилучшее из благ, но чтобы совет не обратился в закон, выразил будто сомнение». А блаженный Феофилакт пишет: «хорошо и очень хорошо человеку воздерживаться от брака, но не потому, чтобы брак был нечист, а по причине трудностей и прискорбностей брачного состояния. И потом под печалию плоти он разумеет заботы и попечения, неизбежные в брачном состоянии; от которых свободны бывают безбрачные.

Толковый Апостол. Часть II. Объяснение первых семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так

Святой Павел, не в виде повеления или закона, который обязывает соблюдать его, а за нарушение грозит наказанием, но в виде как бы своего личного мнения, советует воздержание от брака – хорошо человеку, мужчине или женщине, оставаться так, то есть не вступать в брак. Почему же? По настоящей нужде Апостол предвидел, что коринфяне скоро подвергнутся бедствиям за веру, которые легче переносить безбрачным, чем брачным. Одинокому не так трудно их переносить, как связанному женой и детьми. Душа при этом как бы на части разрывается, и самому тяжело, и тех жаль, и человек загружается невыносимой тяготою зла. А одинокому, не поражаемому страданиями столь близких себе лиц, удобнее выдержать треволнения бедствий (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible