На этом диске помещены аудиозаписи живых бесед, проводившихся архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) по окончании литургии и названных «Словом со крестом». Записи сделаны по благословению отца Иоанна и охватывают период 1990–1998 годов, то есть значительную часть этого направления его пастырского служения. В своих беседах отец Иоанн с присущими ему удивительной широтой познаний, убедительностью и вдохновенностью дополнительно раскрывает содержание и смысл богослужений, церковных праздников, деяний святых, церковного этикета, традиций и обычаев, откликается на текущие повседневные проблемы. Таким образом эти выступления отца Иоанна с церковного амвона, помогавшие осветить многие вопросы церковной жизни, были своего рода духовной энциклопедией для его паствы. При этом духовная мудрость и пережитый им опыт исповедничества давали ему право говорить «как власть имеющему», возвышать пророческий голос, который слышала вся православная Россия.
Хочется надеяться, что данное издание станет выразительным штрихом к портрету светоносного старца и в определенной степени духовным руководством для слушателей, потому что, как отмечает в своих воспоминаниях епископ Венский и Австрийский Илларион, «Отец Иоанн был человеком, который благодаря своей вере, делам и любви приблизился к идеалу святости, и этот идеал, подобно светильнику, поставленному не под спудом, а на подсвечнике, был в его лице явлен нескольким поколениям православных христиан».
Автор: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Жанр: Проповеди
Год выпуска: 2007
-
1. На смерть митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) (19 января 1990 года)23:13
-
2. В Неделю Всех Святых, в день возведения на патриарший престол митрополита Алексия (10 июня 1990 года)27:53
-
3. В Неделю о самаряныне (5 мая 1991 года)08:04
-
4. На преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (9 октября 1991 года)10:12
-
5. На обретение мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (18 февраля 1992 года)24:23
-
6. На Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 1992 года)26:11
-
7. В Неделю Антипасхи, в день памяти апостола Фомы (3 мая 1992 года)06:59
-
8. В Неделю святых жен-мироносиц (10 мая 1992 года)23:26
-
9. На Вознесение Господне (4 июня 1992 года)24:28
-
10. В день памяти святых отцов I Вселенского Собора (7 июня 1992 года)08:34
-
11. На Успение Пресвятой Богородицы (28 августа 1992 года)04:40
-
12. На Воздвижение Креста Господня (27 сентября 1992 года)22:39
-
13. По празднике Воздвижения Креста Господня (4 октября 1992 года)15:11
-
14. На прославлении чудотворной Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление» (20 октября 1992 года)19:48
-
15. В день памяти святых отцов VII Вселенского Собора (25 октября 1992 года)12:15
-
16. В день памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 ноября 1992 года)06:19
-
17. В день памяти святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (19 декабря 1992 года)10:17
-
18. В день памяти святых праотец и всех святых, в Ветхом Завете просиявших (27 декабря 1992 года)08:31
-
19. В отдание праздника Рождества Христова (1-й воскресный день после Рождества Христова) (10 января 1993 года)11:49
-
20. На Торжество Православия (7 марта 1993 года)02:14
-
21. В Неделю Антипасхи, в день памяти апостола Фомы (25 апреля 1993 года)07:15
-
22. В день Святого Духа (7 июня 1993 года)11:54
-
23. В день памяти Всех святых, от века Богу благоугодивших (13 июня 1993 года)14:09
-
24. На Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа 1993 года)07:00
-
25. На Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября 1993 года)14:53
-
26. В день памяти освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (26 сентября 1993 года)10:29
-
27. В день памяти святого мученика Евсевия и святого благоверного князя Владимира Ярославича, Новгородского чудотворца (4 октября 1993 года)18:45
-
28. В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (10 декабря 1993 года)08:08
-
29. В день памяти святых праотец (26 декабря 1993 года)06:26
-
30. На попразднство Рождества Христова, Собор Пресвятой Богородицы (8 января 1994 года)11:25
-
31. В день памяти праведного Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня (9 января 1994 года)05:45
-
32. На попразднство Богоявления и на память святителя Феофана, Затворника Вышенского (23 января 1994 года)06:28
-
33. В день памяти преподобного Иоанна Лествичника и преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских (10 апреля 1994 года)12:49
-
34. В пятницу Светлой седмицы, на прославление Божией Матери в чудотворном образе «Живоносный Источник» (6 мая 1994 года)05:08
-
35. В Неделю Антипасхи, в день памяти апостола Фомы (8 мая 1994 года)05:46
-
36. В Неделю святых жен-мироносиц (15 мая 1994 года)06:52
-
37. В воскресенье Недели 6-й по Пасхе (5 июня 1994 года)05:25
-
38. На Вознесение Господне (9 июня 1994 года)20:26
-
39. На Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (28 августа 1994 года)27:30
-
40. На попразднство Успения Пресвятой Богородицы (напутствие учащимся) (29 августа 1994 года)22:56
-
41. На представление апостола и евангелиста Иоанна Богослова и прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (9 октября 1994 года)04:45
-
42. В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (19 декабря 1994 года)10:02
-
43. В воскресный день пред Рождеством Христовым, в Неделю святых отец (31 декабря 1994 года)04:47
-
44. На предпразднство Богоявления (о святой воде), на представление, второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца (15 января 1995 года)25:48
-
45. В день памяти Собора новомучеников и исповедников Российских (5 февраля 1995 года)05:04
-
46. В день памяти Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (12 февраля 1995 года)06:44
-
47. В Неделю о блудном сыне (19 февраля 1995 года)04:10
-
48. На Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 1995 года)05:36
-
49. На освящение престола во имя иконы Владимирской Божией Матери в Сретенском монастыре (9 апреля 1995 года)06:11
-
50. На Вход Господень в Иерусалим (16 апреля 1995 года)19:45
-
51. На Воскресение Христово (23 апреля 1995 года)07:08
-
52. На второй день Пасхи (1995 года) (24 апреля 1995 года)04:17
-
53. В Неделю о расслабленном (14 мая 1995 года)17:07
-
54. На попразднство праздника Вознесения Господня и в день памяти святых отцов I и II Вселенских Соборов (о Символе веры) (4 июня 1995 года)12:01
-
55. В день памяти преподобного Саввы Крыпецкого, Псковского, накануне Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (10 сентября 1995 года)13:35
-
56. В день памяти преподобного Иоанна Лествичника (24 марта 1996 года)18:54
-
57. На Вход Господень в Иерусалим и на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля 1996 года)17:50
-
58. В Неделю Антипасхи, в день памяти апостола Фомы (21 апреля 1996 года)18:05
-
59. На представление апостола и евангелиста Иоанна Богослова и прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (9 октября 1996 года)12:16
-
60. На Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (14 октября 1996 года)15:12
-
61. В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (19 декабря 1996 года)07:30
-
62. В день памяти святых праотец и всех, в Ветхом Завете просиявших (28 декабря 1996 года)10:24
-
63. В день памяти преподобной Марии Египетской (13 апреля 1997 года)06:27
-
64. В Неделю Антипасхи, в день памяти апостола Фомы (3 мая 1997 года)05:24
-
65. В День Святой Троицы (15 июня 1997 года)09:05
-
66. На представление апостола и евангелиста Иоанна Богослова и прославление святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси (9 октября 1997 года)16:24
-
67. На Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (14 октября 1997 года)16:10
-
68. В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (19 декабря 1997 года)18:54
-
69. На притчу об исцеление десяти прокаженных (21 декабря 1997 года)14:44
-
70. В день памяти святых праотец («Много званных, но мало избранных») (28 декабря 1997 года)21:04
-
71. На Рождество Христово (7 января 1998 года)04:17
-
72. В Неделю по празднику Рождества Христова16:06
Слово о Кресте Господнем
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
О многопетое Древо Креста! О живоносное Древо Креста! О треблаженное Древо Креста! О честный Кресте, всерадостное знамение нашего искупления!
Укажи нам, грешным, путь жизни спасительной.
Други наши! «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1Кор.1:18). И вчера мы с вами зримо прикасались к этой силе, став участниками Воздвижения Креста Господня. Мимо каждого из вас проплыло Животворящее Древо, изнесенное из Святая Святых, из земного неба, из алтаря Господня. Проплыло, и поднялось на высоту, и опустилось до земли, чтобы снова возвыситься, осеняя все стороны света, чтобы каждый увидел, понял и почувствовал силу и власть сего великого знамения победы.
Не человеческим измышлением вошел в мир этот дивный праздник, вобравший в себя три разновременных события истории Животворящего Древа, и не человеческими усилиями сохраняется он в мире уже в течение семнадцати столетий. Евангельское чтение праздника указывает на ту силу, которая постоянно и самовластно владеет изменчивым и непостоянным миром. Силу и власть Креста составляет великая жертва – крестные страдания Спасителя, начиная с неправедного осуждения Его на смерть до прободения ребра Его пречистого тела, из которого истекли кровь и вода, питающие мир в Жизнь Вечную. И заканчивается Евангелие уверением, что истина этого страшного рассказа засвидетельствована очевидцем той голгофской жертвы и передается для того, чтобы слушающие поверили.
Православная же Церковь, рожденная в преддверии явления миру Живоносного Креста Господня и ставшая в лице апостолов очевидцем великого подвига любви – даже до смерти и смерти крестной – приняла с тех пор знамение Креста как спасительный символ для верующих, и не только как символ, но как спасительную силу, коей побеждаются враги.
Свидетельства о почитании Креста Господня сохранились в дошедших до нас писаниях апостольских и в писаниях учителей Церкви. А живые примеры силы сей, являющиеся во все времена, вызвали к жизни особое правило почитания Креста, установленное на Шестом Вселенском Соборе, происходившем в 680 году в Царьграде.
73-е правило его гласит: «Поелику Животворящий Крест явил нам спасение: то подобает нам всякое тщание употребляти, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древняго грехопадения».
Первый – это страшный и славный Крест Господень, из орудия казни ставший орудием силы и славы. Это Крест, вознесший от земли на небо невинного и добровольного Страдальца Христа Спасителя и с Ним пригвоздивший грехи всего мира. Крест, политый Его чистой кровью и ею омывший всякую греховную скверну. Крест, вобравший в себя множество злобных взоров, насмешек и хулений. Крест, у подножия которого плакали всего лишь два человека: Матерь Распятого, Коей Самой сердце прошло оружие Креста, и единственный ученик, любовь которого не спугнул ужас страданий.
Этот Крест вознесся над миром на краткое время, чтобы потом надолго злобой человеческой сокрыться в земле. Но этого малого времени было достаточно Животворящему Кресту, чтобы покорить мир себе и оживотворить его.
Долгим и трудным путем смирения вошел в Свою славу Господь Иисус Христос, но несравненно дольше продолжалось уничижение Животворящего Древа, на котором Он принес Себя в жертву за грехи мира. Славой Распятого исполнились уже все концы вселенной, а Животворящее Древо Креста, в неведении и бесславии сокровенное, еще три столетия ожидало своего часа.
Уже Крест увенчал Церковь Христову, уже крестное знамение силой распятого на нем Христа укрепляло человеческую немощь первых христиан, шедших на мучения за веру свою, а единственное Животворящее и Спасительное Древо все еще таилось от взоров людских.
Христианство ширилось и крепло. Уже и сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение – из звезд светящийся на небе Крест и сияние надписи вокруг него: «Сим победиши». И знамение Креста дало ему путь ко многим победам во бранех.
Такими явлениями оживала в сознании христиан память о первом Кресте Господнем, а с ней и вера, что не могла эта великая святыня погибнуть. Церковь к этому времени наполнилась уже многими живыми свидетельствами подвигов крестоношения, и ей так не хватало для торжества, и славы, и радости того единственного Креста, с которого воссияла победа над смертью. И труд по поиску Креста Господня приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Дух Святой внушил этой царице (впоследствии названной равноапостольной), к славе Распятого и к радости православных христиан, приложить много трудов и усилий, чтобы обрести святыню.
Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище.
И вот теперь царица-христианка искала следы потерянного сокровища среди враждебно настроенных к христианству иудеев.
И как велика сила и власть Божия, можете судить сами: на вопрос царицы, обращенный к старейшим иудеям: «Где предки ваши утаили Крест Христов?» – они указали ей на некоего ветхого иудея Иуду, который на повторный вопрос, по-видимому, вопреки своему желанию, привел ее на место капища Венеры и сказал: «На сем самом месте вы найдете Крест вашего Христа».
Милосердный Господи, непобедимою и Божественною силою Креста Твоего сохрани, благослови и спаси нас! Аминь.
14 (27) сентября 1993 года
Комментировать