Иисус молится в Гефсиманском саду

Иисус молится в Гефсиманском саду

Сюжет

О молитве Христа в ночь перед арестом рассказывают три синоптических Евангелия. Апостол Иоанн сообщает только, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1). Внутренняя борьба Спасителя была так сильна, что выступающий пот был похож на капли крови и падал на землю. Молитвенное борение Иисуса в Гефсиманском саду трактуется Святыми Отцами Церкви как проявление в Нем человеческой природы, выразившейся в страхе перед смертью.

Сюжет гравюры Доре основан на Евангельском повествовании апостола Матфея: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та́к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня». (Мф. 26:36-40).

Описание

Моление в Гефсиманском саду – одно из ключевых событий Евангельской истории. Гефсиманский сад был не только местом последней молитвы Иисуса Христа особое место для Христа и апостолов, здесь много раз Господь с учениками уединялся, чтобы хоть краткое время отдохнуть. Сюжет гравюры Доре основан на Евангельском повествовании апостола Матфея. Так, в Гефсиманской молитве Спаситель показывает Себя как истинный Бог, и истинный Человек. Как человек Он отказывается принять смерть, а как Бог он позволяет это проявление человеческого страха смерти.

На гравюре мы видим сцену молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду. На первом плане художник размещает фигуры учеников Спасителя, погруженных в глубокий сон. Вдали от них, в глубине цветущего сада Иисус Христос, освещенный ярким светом луны. Голова Его обращена к небу, Спаситель, оставшись в одиночестве, возносит Отцу полную скорби молитву, руки напряженно опущены, Он как бы всем существом устремляется вверх — настолько сильно Его внутреннее переживание.

Благодаря освещению и окружающим облакам, Христос представляется как бы  вознесшимся на небо, к славе Бога Отца. Таким образом художник передает безгрешность Иисуса и величие Его подвига, недоступного простому человеку. Христос стоит на коленях, подавая пример смирения. Поза, жесты и выражение лица Его передают духовную борьбу Богочеловека.

Вид спящих учеников и бодрствование Христа создают контраст – покоя  и безмятежности учеников, и напряженной борьбы человеческого естества Спасителя, которая побеждается полным следованием воле Бога-Отца.

История

Работа над иллюстрацией Библии Гюставом Доре продолжалась 2 года с 1864 по 1866 гг. За это время было сделано 230 иллюстраций: 152 рисунка к библейским сюжетам Ветхого Завета и 78 иллюстраций к Новому Завету. В год окончания работы над иллюстрациями в 1866 году французский издательский дом Alfred Mane et fils выпустил Библию с иллюстрациями Доре. В Англии права на издание этой книги были приобретены лондонским издательством Cassel, Petter and Galpin, и с этого времени по 1870 г. Библия начала выходить в Лондоне и Нью-Йорке. В России издание Библии с иллюстрациями Гюстава Доре в трех томах было выпущено издательством Маврикия Осиповича Вольфа в 1876 г.

Рекомендуемая литература

Комментировать