Источник

Святой

См. также: Боговидение. № 74; Грех. № 197; Мытарства. № 575; Нерадение. № 656; Помощь Божия. № 811; Самоубийство. № 980; Чудо. № 1221.

997. Покровительство Святителя Николая ремесленнику, свято почитавшему его память

См. также: Явление святого.

Жил в Царьграде один благочестивый ремесленник по имени Николай, питавший горячую любовь к Святителю Николаю и всегда с особенным усердием чтивший дни его памяти. Когда пришла к этому человеку старость, он, будучи не в силах трудиться, дошел до убожества, и когда в очередной раз приближался день Святителя, Николай крепко задумался, на что он будет справлять праздник? Высказал он свое горе жене, и та отвечала ему: “Ты знаешь, господин мой, что мы оба стары и близки к смерти, как же нам, может быть, в последний раз не почтить память Святителя? Вот у меня есть ковер, на что он нам? Пойди продай его и купи все необходимое к празднику.” Николай обрадовался предложению жены, взял ковер и пошел на торжище. По дороге встретил его неизвестный старец и спросил: “Куда, друг мой, идешь?” – “На торг,– отвечал Николай, – мне нужно продать этот ковер.” Старец сказал: “А какую цену ты хотел бы взять за него?” – “Стоил он прежде восемь златниц, – сказал Николай, – а теперь возьму, сколько дашь.” – “Хочешь ли взять шесть златниц?” – сказал старец. Николай с радостью согласился, ибо ковер не стоил этих денег. Взял золото, отдал старцу ковер, и они расстались. Николай не успел еще возвратиться домой, а неизвестный старец, купивший у него ковер, пришел к его жене и, отдавая ей ковер, сказал: “Муж твой, мой старинный друг, просил меня отнести к тебе этот ковер, возьми его.” И с этими словами неизвестный скрылся. Жена же, думая, что муж пожалел продавать ковер, сильно разгневалась на него, и, когда тот возвратился, осыпала его укорами, и, показывая ковер, назвала его лжецом и изменником Святителю Николаю. Муж же, увидев ковер в руках жены, так изумился, что не в силах был что-либо ответить. Наконец, когда несколько пришел в себя, у него мелькнула мысль: не чудо ли это Святителя? И тут он, подняв руки к Небу, воскликнул: “Слава Тебе, Христе Боже, творящему чудеса дивным Твоим Николаем!” Потом обратился к жене с расспросами: “Скажи, кто тебе принес ковер?” Жена отвечала: “Старец благообразный, облеченный в светлую одежду. Он сказал, что ты велел отнести его сюда. Я же не смела спросить, кто он.” Тогда муж показал жене оставшееся от продажи ковра золото, а также брашно, вино, просфоры и свечи, купленные к празднику Святителя, и сказал: “Жив Господь! Верую, что купивший у меня ковер был не кто иной, как сам Святитель Николай, ибо, когда я продавал ему ковер, никто из стоявших около меня не видел его и думали, что я беседую с призраком.” Тут и жена поняла, что чудо сотворил с ними угодник Божий, и оба едиными устами возблагодарили и прославили Святителя. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 677).

998. Явление святого Апостола Иоанна Богослова святому Андрею Юродивому

См. также: Терпение.

Когда святой Андрей вступил на путь юродства, сатана с такой силой напал на него с подвластными ему бесами, что Андрей думал, что для него настал последний час. И вот, находясь в отчаянном положении, он воскликнул: “Святой Апостол Иоанн Богослов, помоги мне!” После этих слов ударил гром и послышались голоса многих людей. И явился старец с грозными очами, лицо которого было почти так же светло, как солнце, явилось и множество людей с ним, одетых в белые ризы, И обратился старец к тем, кто был с ним: “Затворите врата, чтобы из бесов никто не мог убежать отсюда.” И воля старца была исполнена. Затем послышался бесовский голос: “Горе нам в этот час, когда мы так обманулись. Грозен Иоанн и жестоко хочет нас мучить.” А за этими словами послышались уже и вопли бесовские: “Помилуй мя, помилуй нас!” Потом скрылись люди, одетые в белые ризы, исчезли также и демоны. Явившийся старец сказал Андрею: “Видишь, как скоро я пришел к тебе на помощь, знай, что я весьма забочусь о тебе. Сам Бог повелел мне вести тебя ко спасению и пещись о тебе. Будь же терпелив и терпи без ропота все. Уже недалеко то время, когда получишь полную свободу и будешь ходить по своей воле везде, где тебе будет угодно.” Андрей спросил: “Господин мой, скажи, кто ты?” Явившийся отвечал: “Я тот, который возлежал на честных персях Господа.” И, сказав это, скрылся из очей Андрея, который затем прославил явленную ему великую милость Божию. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 95).

999. Посмертное явление преподобных Антония и Феодосия Печерских иконописцам

См. также: Чудо.

Пришли из богохранимого града Константинополя живописцы и стали говорить игумену Никону: “Приведите к нам тех, которые рядились с нами. Мы хотим с ними тяжбу вести. Показали они нам церковь малую, так мы и урядились с ними перед многими людьми, а эта уж очень велика. Вот ваше золото, возьмите его, а мы пойдем в Константинополь.” В ответ на это игумен спросил: “Каковы были рядившиеся с вами?” Греки назвали имена Антония и Феодосия и описали их внешность, И сказал игумен: “Дети мои, не можем мы привести их вам. Более десяти лет, как отошли они из этого света. И теперь постоянно молятся за нас, неотступно хранят эту церковь, заботятся о своем монастыре и промышляют о живущих в нем.” Услышав такой ответ, греки ужаснулись. Они привели многих купцов, которые шли вместе с ними из Константинополя, и сказали: “Перед ними рядились мы и золото взяли из рук этих старцев. А ты, выходит, не хочешь привести их к нам. Если же они умерли, то покажите нам их образ, пусть и они (купцы) увидят, те ли это.” Тогда игумен вынес им иконы святых. Поклонились греки и сказали: “Правда, это они. И мы веруем, что они живы и по смерти и могут помогать и заступать и спасать надеющихся на них.” И они отдали в монастырь мусию (мозаику), которую принесли было на продажу, и ею теперь отделан святой алтарь. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 72).

1000. Преподобный Нил Сорский чудесно избавил из плена человека и вручил ему начертание своего образа

См. также: Видение; Помощь Божия; Чудо; Явление святого.

Один богатый человек Московского государства захвачен был татарами и многие годы оставался у них в плену. Сильно скорбел он о своем семействе и призывал на помощь угодников Божиих. Однажды ночью явился ему в тонком сне светолепный старец и велел написать образ преподобного Нила, обещая возвращение на родину. Пробудившись от сна, он хотел спросить, как может это исполнить? Но явившийся, как молния, скрылся из его глаз, ослепленных ярким светом. Пленник начал размышлять, кто этот преподобный Нил, о котором слышал впервые, где обретается? Он стал призывать его на помощь, хотя и не ведал его. И вот в другую ночь является ему тот же старец и говорит: “В пределах Белозерских обретается Нил, за двенадцать поприщ от Кириллова монастыря.” Вскочив с постели, пленник яснее хотел разглядеть лицо явившегося и подробнее расспросить его, но опять столь же быстро стал невидим старец, оставив за собой струю света и благоухания. Тогда уверовал человек, что действительно послал Господь к нему Своего угодника, и молил святого Нила, чтобы явил ему яснее свой лик. И в третью ночь является ему преподобный, оставляет у его изголовья начертание своего лика и говорит ему утешительное слово: “Человек Божий, возьми этот лист и иди в Русскую землю.” Едва опомнился утешенный узник и действительно нашел у своего изголовья начертание лика преподобного. Со слезами молил он Господа и Его угодника указать ему путь, чтобы избавиться от неверных. И опять был к нему голос: “Иди ночью в степь и увидишь перед собой яркую звезду, последуй за ней и избежишь агарян.” Пленник, укрепляемый верой, дерзновенно пустился ночью в безбрежную, неведомую степь, взяв с собой немного хлеба, и дивная звезда вела его, по обещанию Нила, пока не воссияла заря. Тогда услышал он за собой топот коней и крики варваров, ищущих своей добычи. В ужасе он пал на землю, моля Господа сохранить его, и Господь осенил его невидимой силой и скрыл от их взоров, так что они с воплем пронеслись мимо. День и ночь странствовал он в бесприютной степи. И вот подходит он к реке, глубокой и быстрой, хотя и неширокой, а перевозчика нет, и течет она через всю степь. Варвары знали, что нельзя миновать реку, и гнались до ее берега с твердой уверенностью, что поймают своего беглеца. Увидев его издали, устремились на него с дикими воплями и обнаженными мечами. Он же, не видя ниоткуда спасения, оградился крестным знамением и бросился в реку. Быстро понесла она его, и напрасно стреляли в него с берега агаряне, ибо его охраняла Благость Божия. Быстрее их коней мчала его река. Они вскоре вернулись, почитая его уже утонувшим. Но река плеском волны выбросила человека на противоположный отлогий берег, и оттуда беспрепятственно шел он через степь, питаясь былием (злак), и непрестанно призывал в молитвах Господа и Его угодника Нила. Река эта, вероятно, была Донец, которая в то время служила границей с Крымской ордой. Освобожденный пленник благополучно достиг русских городов. (Троицкий патерик. С. 261).

1001. Отношение преподобного Димитрия к телесной красоте

См. также: Красота телесная; Любопытство; Наказание.

Рассказывают, что одаренный необычайной красотой преподобный Димитрий Прилуцкий любил в юном возрасте библейскую повесть о целомудрии Иосифа и даже предпринял суровое постническое житие, чтобы увяла его тленная красота. Но чем более он подвизался, тем более просвещалось его лицо, процветая самим постом, как некогда у трех отроков вавилонских. Потому он закрывал свое лицо иноческим куколем и не позволял себе беседовать с мирянами, особенно с женщинами, так что немногие могли видеть его лицо. Одна из именитых переяславских жен, слышавшая о необыкновенной красоте и целомудрии этого нового Иосифа, полюбопытствовала по поводу его скрытого лика. И ей удалось увидеть его однажды в церкви, когда он готовился к богослужению. Но внезапно напал на нее ужас и расслаблением изнемогло все ее тело. Братия, увидев ее едва живую перед дверьми обители, молили преподобного подать ей исцеление. Тронутый ее слезами, он только сказал: “Для чего ты хотела видеть грешника, уже умершего миру?” – и крестным знамением возвратил ей здравие. (Троицкий патерик. С. 158).

1002. За святость жизни хан освободил из плена преподобного Макария Унженского

См. также: Ближний.

В 1439 году хан Улу-Махмет, утвердясь в Казани, стал подвигать свою власть к пределам России. Сын его Мамотяк напал на Нижний и его окрестности. Толпы хищных татар, как волны, накатывали на русские селения и опустошали их. Они неожиданно нахлынули и на Макариеву обитель, разорили ее, избили иноков, а самого Макария увели в плен. Когда Улу-Махмет увидел Макария, то, узнав высокую жизнь его и благотворительную любовь, изъявил негодование на своих грабителей: “Если действительно таков этот человек, то зачем же вы наложили на него руки? Или не знаете, что за оскорбление таких кротких людей прогневается Бог, Который един – и у них, и у нас?!” И с честью отпустил он на свободу не только самого Макария, но по его просьбе и множество русских пленников с женами и детьми. Но с Макария было взято слово – не жить больше на Желтой воде. “Эта земля, – говорил хищный татарин, – принадлежит нам.” Макарий выпросил дозволение погрести избиенных братии в разоренной обители. “Вот Божий человек, – сказал хан, – он заботится не только о живых, но и о мертвых.” (Троицкий патерик. С. 349).

1003. Наказание Святителем Николаем вора слепотой и исцеление его после покаяния

См. также: Благочестие; Вор; Наказание; Помощь Божия; Храм; Явление святого.

Жил в одном селе благочестивый крестьянин, который неопустительно каждый праздник посещал Божию службу. Где бы этот благочестивый человек ни был, услышав звон церковного колокола, собирал своих детей и вместе с ними шел в храм Божий, а жене приказывал не медлить дома с приготовлением пищи, но спешить к богослужению. Однажды в день памяти Святителя Николая его жена так торопилась закончить свои хозяйственные дела, что забыла в суете запереть дверь своего дома. После ее ухода мимо дома случайно проходил известный всему селу вор. Заметив незапертую дверь, он вошел и начал собирать все, что было там ценного. Уже все он связал в узел и только осталось выйти из комнаты, как вдруг через закрытую дверь входит в этот дом Святитель Николай в полном архиерейском облачении. Грозно взирая на вора, он воскликнул: “Как?! Люди, любящие Бога, поспешили в храм, забыли запереть свою хижину, а ты воспользовался этим, чтобы похитить их достояние, приобретенное трудом?” При этих словах Святитель Божий ударил вора рукой по щеке и тот моментально почувствовал, что ослеп. Крайне смущенный, он начал бродить по комнате, чтобы найти дверь, но никак не мог выйти из дома. Между тем хозяева, вернувшись из церкви, заметили, что в доме кто-то ходит. Когда они вошли в дом, то их глазам предстал знакомый вор, который с плачем рассказал о явлении ему Святителя Николая, который наказал его за воровство. Вор был осужден на поселение в Сибирь, к радости всего села, тревожимого его грабежами. При этапировании в Сибирь вор проходил мимо села. Он пожелал зайти в храм, где стоял образ Святителя Николая. Здесь, упав перед образом на колени, горько со слезами просил прощения у угодника Божия в своем грехе с обещанием больше его не повторять. Когда он, помолившись, прикладывался к иконе Святителя, его слепые очи вдруг чудесно прозрели. (Троицкие листки с луга духовного. С. 68).

1004. Чудесное спасение Святителем Николаем человека от рук разбойников

См. также: Молитва услышанная; Помощь Божия; Явление святого.

Родной брат известного в Москве богача Томилина служил у него доверенным по торговым операциям. Каждый год ему приходилось по работе ездить в Сибирь на Ирбитскую ярмарку и здесь совершать большие торговые дела. В одну из ярмарок Томилин, проезжая в Ирбит на лошадях (а в то время железных дорог еще не было), остановился на постоялом дворе, где предстояла смена лошадей. По выезде со станции Томилин заметил, что новый ямщик везет его не той дорогой, которая ему была уже известна, и что едут они рекой. Томилин спросил ямщика: “Почему ты везешь меня не той дорогой?” Тот уверял ездока, что по реке путь намного сократится, и тем успокоил его. Проехали они еще верст десять. Ямщик вдруг пронзительно свистнул. В тот же момент где-то близко впереди послышался ответный свисток. Это Томилину показалось подозрительным. Он выхватил из кармана револьвер, наставил его к уху ямщика и грозно потребовал от него повернуть назад. Но ямщик тряхнул головой и вышиб револьвер из рук Томилина, он упал в передок саней. Обезоруженный Томилин мысленно стал готовиться к смерти. В предсмертной своей молитве он слезно воззвал к Николаю Чудотворцу и молил его горячо о спасении жизни ради своих детей. Не успел еще Томилин окончить тайной сердечной молитвы, как молниеносно явился Святитель Николай с каким-то прекрасным юношей. Грозно смотря на ямщика, он воскликнул: “Как ты осмелился посягнуть на жизнь этого человека? Я слышу его скорбную молитву. Ради своих детей он избежит смерти, а ты, если не оставишь своего преступного намерения, сам погибнешь.” С этими словами Святитель Христов стал невидим. Тогда ямщик в ужасе грозно гикнул на коней и сильно ударил их кнутом. Лошади вихрем понеслись вперед. Разбойники, стоявшие на дороге и поджидавшие путников, едва-едва успели отскочить. Сзади проезжавших послышались выстрелы и невыразимая, адская ругань. Затем все затихло. Ямщик, подобно урагану, пролетел верст пять и остановился. Он подал Томилину револьвер и, выпрыгнув из саней, опустился перед ним на колени, слезно прося у него прощения. Растроганный явлением Святителя Николая, Томилин сказал виновному лишь одно: “Я не тот богач Томилин, за которого ты меня принял. Я его родной брат и служу у него лишь доверенным во всех делах и в данную минуту не имею при себе никакого капитала. Тебе Бог да простит, и я прощаю.” В знак примирения он с христианской любовью поцеловал ямщика, и они поехали дальше. В последующие годы, проезжая на Ирбитскую ярмарку, Томилин всегда останавливался у этого ямщика, брал его в дорогу и по его просьбе был даже крестным отцом родившейся у него дочери. (Троицкие листки с луга духовного. С. 70).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle