Источник

Карлштадт (Андрей Боденштейн)

Карлштадт, собственно Андрей Боденштейн (Аndreas Rudolf Воdenstein), названный Карлштадтом по месту своего рождения (Каrlsstadt во Франконии), – немецкий протестантский богослов и общественный деятель времен реформации (род. 1480 г., († 1541 г.). В 1504 г. – преподаватель философии в виттенбергском университете; сь 1513 – профессор богословия там же и архидиакон. В 1515 году предпринял путешествие в Рим; распущенность нравов папского двора оттолкнула его от католичества; в 1517 г. он примкнул к Лютеру и сразу сделался самым ярым протестантом. В 1519 г. произошел диспут между ним и Экком в Лейпциге о благодати и добрых делах, причем Карлштадт был признан побежденным.

Во время пребывания Лютера в Вартбурге Карлштадт своими фанатическими сочинениями и поступками вызвал в Виттенберге сильное волнение, и только энергичные меры возвратившегося Лютера успокоили народ. Карлштадт принужден был оставить Виттенберг и удовольствоваться скромным положением пфаррера в местечке Орлямюнде, где продолжал свою фанатическую деятельность, подняв гонение на иконы. В 1524 г. был изгнан из Саксонии за разногласие с Лютером в учении о причащении (Карлштадт отрицал вообще присутствие Христа в евхаристии). Через шесть лет он появляется в Швейцарии, сначала диаконом в Цюрихе, затем (1531 г.) пфаррером в Альтштетене и, наконец, (с 1534 г.) профессором богословия в университете и проповедником в церкви св. Петра в Базеле.

Определить богословские взгляды Карлштадта довольно трудно, так как он неоднократно менял их. Основным пунктом его убеждений является мысль, что человек спасается исключительно благодатию Божией; благодать проявляется в нас как внутреннее просвещение через Слово Божие; отсюда – отрицание не только католического учения о добрых делах и связанных с этим учением церковных действий и установлений, но и вообще всей церковной обрядности, внешности. При этом, – пылкий и деспотичный, – он не стеснялся в выборе средств для проведения своих убеждений в жизнь, что́ вело к многочисленным столкновениям и ссорам, в том числе и к разладу с Лютером, который был значительно осторожней и уступчивей.

Перу Карлштадта принадлежит множество мелких сочинений на лат. и нем. яз. в защиту протестантства: De canonis scripturis, Wittenb. 1520; De predиcatione verbi Dei contra Johan. Eckиum, Wittenb. 1521; Predict von Empfangung des heil. Sacraments, Wittenb. 1522 (Проповедь o принятии св. Таин); Von Abthun der Bиlder and dass kein Better unter Christen seyn soli (Об уничтожении икон и о том, что между христианами не должно быть нищих); Super Coelibatu, Monachatu et Vidnitate axiomata, Wittenb. 1521; Voin Priesterthum and Opfer Christi, Jena 1523 (О священстве и Христовой жертве); Vorn Sabath and gebotenen Feiertagen (О субботе и об узаконенных праздничных днях); Ob man mit der Sell rift beweisen könne, das Christus init Leib, Blut und Seele im Sacrament seye? 1525 (Можно ли доказать на основании Св. Писания, что Христос с телом, кровью и душою присутствует в таинстве?) и др.

Н. Сахаров


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle