Скорби
Будем обращать взор свой горе во всякое время и при всяком случае, будем ограждать себя благой надеждой, дабы нам и в радости не потерять страха, и в скорбях – упования. Будем помнить при ясном небе и ненастье и во время бури о Кормчем; не будем унывать в скорбях, не будем злыми рабами, которые исповедуют Владыку, только когда Он благо сотворит им, и не обращаются к Нему, когда наказывает, между тем как иногда болезнь бывает лучше здоровья, терпение – отрады, посещение – пренебрежения, наказание – прощения. Скажу кратко: не будем падать духом от бедствий, ни возноситься от довольства. Покоримся Богу, и друг другу, и начальствующим на земле: Богу – по всем причинам; друг другу – по братолюбию; начальствующим – для благоустройства, и тем в большей мере, чем более они кротки и снисходительны (1).
* * *
По легенде есть дерево, которое зеленеет, когда его рубят, и противоборствует железу; – а если о необыкновенном должно и выражаться необыкновенно, – которое смертью живет, от сечения разрастается, истребляемое – умножается. Конечно, это легенда и произвольный вымысел, но мне представляется, что таков и человек любомудрый. Он прославляется в страданиях, скорби обращает в повод к добродетели, украшается несчастьями, не превозносится оружием правды в правой руке, не изнемогает от оружия в левой (2Кор. 6, 7), но в различных обстоятельствах всегда пребывает одинаков или делается еще светлее, как золото в горниле (1).
* * *
Довольно смирял Ты сердце мое. Наказываешь ли Ты меня за горький грех или укрощаешь скорбями, как укрощают молодого коня, гоняя по непроходимым местам, или останавливаешь превозношение моего ума, так как оно весьма удобно рождается в тех из благочестивых, которые имеют легкий ум и самую благость Божию обращают в повод к кичению, или моими бедствиями, Спаситель мой – Слово, хочешь Ты вразумить смертных, чтобы они возненавидели порочную жизнь, которая непостоянна, приводит к гибели всякого, и доброго и злого, поспешали же к иной жизни – к постоянной, неразвлекаемой, а для благочестивых – и лучшей; но в великих глубинах премудрости Твоей сокрыто это, что значат в продолжении превратной жизни преподаваемые смертным уроки, и благие, и горестные, во всяком же случае самые полезные, хотя и скрывается это большею частью от дебелости нашего ума (2).
* * *
Золото испытывается в горниле, а добродетельный – в скорбях. Часто скорбь бывает легче состояния невредимости (2).
* * *
Скорби преждевременно рождают седины; чего лишил нас образ жизни, того не восстановит время (2).
* * *
Моими страданиями и скорбями да не утешается порочный, и да не смущает слабого ума добрый! Кто без болезней сделал хорошего лучшим? А страждущий знает, что они или врачевство для оскверненных, или борьба и слава для очищенных. Другому, Царь, дай славу без трудов, а для меня вожделенно приобрести Тебя страданиями и скорбями (2).
* * *
Немногие из людей крепкодушны, с любовью приемлют всякое Божие посещение, приятно ли оно или скорбно для них, и знают, что всему есть причина, хотя и сокрыта она во глубине Божией премудрости. Напротив, многие посмеиваются над благочестивыми, когда они изнемогают, и говорят, что их служение Богу остается без всякой награды; или даже укореняют в уме совершенно недостойную мысль, будто бы все в мире устроилось случайно и не Бог, царствующий в горних, управляет человеческими делами; иначе, говорят они, у нас господствовал бы другой порядок (2).
* * *
Когда встречаешь человека плохого, но благоденствующего, знай, что он блюдется для конца. А когда видишь доброго в несчастии, разумей, что скорбь служит очищением. Если и не много привлек он на себя нечистоты, то потребны труды стереть ее так, чтобы не осталось ничего, годного к сожжению. Или несчастия бывают также по Божию попущению искушением и бранью от неприязненного. В этом да уверит тебя победоносный Иов (2).
* * *
И то врачует от скорби, если и воздуху передашь слово (2).
* * *
Скорбное, но добровольное предпочтительнее приятного, но невольного (2).
* * *
Не очень сокрушайся в скорбях. Ибо чем менее сокрушаешься, тем легче становится скорбь (2).