Падение
См. также: Блуд. № 48; Гордость. № 189; Молитва за умерших. № 477; Непослушание. № 649; Подвижник. № 757; Покаяние. №№ 767, 770–774; Превозношение. № 886; Прозорливость. № 920; Самопожертвование. № 976; Старец неискусный. № 1101.
694. Если человек всю жизнь падает, то всю жизнь должен вставать
См. также: Покаяние.
Брат спросил авву Сисоя: “Что мне делать, авва? – Я пал.” Старец отвечал: “Встань.” Брат говорит: “Я встал и опять пал!” – “И опять встань,” – отвечал старец. Брат еще спросил: “Доколе же это будет?” – “Пока не будешь взят из жизни сей добрым или порочным, – сказал старец, – Ибо кто каким тогда окажется, тот таким и пойдет туда.” (Достопамятные сказания. С. 256. № 32).
695. Молодой монах, творивший чудеса, пал и через пять дней скончался
См. также: Грех; Прозорливость; Самонадеянность.
Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил такое чудо. Увидев старцев, которые путешествовали и от пути утомились, он велел диким ослам нести на себе старцев, пока доберутся до Антония. Старцы рассказали об этом авве Антонию. А он отвечал им: “Монах этот, как мне кажется, есть корабль, полный груза, но не знаю, войдет ли он в пристань.” Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: “О чем плачешь, авва?” Старец отвечал им: “Сейчас пал великий столп Церкви!” Это он говорил о молодом монахе. “Но пойдите сами к нему, – продолжал он, – и посмотрите на случившееся!” Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим сделанный грех. Увидев учеников старца, монах говорит им: “Скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне десять дней жизни, и я надеюсь очистить свой грех.” Но не прошло и пяти дней, как он скончался. (Достопамятные сказания. С. 6. № 14).
696. Преподобный Иаков исцелил бесноватую девицу, но затем пал с ней и убил ее; придя в себя, он принес покаяние в одной обители и со временем был прощен Господом
См. также: Отчаяние; Покаяние; Убийство.
Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 111).
697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование
См. также: Видение; Демонские козни.
Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором. Он сел на возвышеннейшем троне и начал подвергать строгому рассмотрению дела каждого из демонов. Повелевал изгонять с великим бесчестьем от лица своего тех, которые не смогли обольстить своих противников, называл их нерадивыми, упрекая со страшной яростью за то, что они растратили и продолжительное время, и труд бесполезно. И, напротив, тех, которые успели обольстить порученных им людей, он превозносил величайшими похвалами, как храбрейших ратоборцев, служащих образцом для всех, и вторили все демоны князю общим восторгом и восклицаниями. Среди других в великом веселии пришел и некий злейший дух, возвещая с великим торжеством, что этой ночью он поверг в блудное падение известного всем монаха, с которым он боролся постоянно в течение пятнадцати лет. Собрание, выслушав эту весть, предалось необузданной радости, а князь превознес демона величайшими похвалами. Стало светать, и все множество демонов исчезло. Монах пошел в Пелузию, где жил брат, об обольщении которого уверял нечистый дух. Он узнал, что в ту самую ночь, в которую страшный демон возвестил князю своему о гибели несчастного, этот брат оставил свой монастырь и в соседнем селении впал в любодеяние. Услышав это, странствовавший монах восстенал и восплакал. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 538. № 175).
698. Подвижник, обольщенный диаволом, вышел из монастыря и пал; придя в себя, он затворился в келии и начал подвиг покаяния; светильник, чудесно зажегшийся па Пасху, засвидетельствовал, что Бог простил его
См. также: Дерзновение; Надежда; Отчаяние; Покаяние.
Был один древний подвижник, преуспевавший в благочестии, живший в горе, в странах, управляемых Антиноем. Мы слышали от знакомых монахов, что многие получали пользу от его слова равно как и от его дела. Враг позавидовал ему, как и всем добродетельным людям, и вложил в него помысл под видом того же благочестия, что для него не должны работать или служить другие, но он сам должен служить другим. По крайней мере, служи самому себе: сам продавай в городе свои корзины, покупай нужное для тебя и потом опять возвращайся в свою келию. Это внушал ему диавол из зависти к его безмолвию, молитвенному упражнению для Бога и пользе для многих. Враг старался всюду подстеречь и уловить его, и он, доверяясь этому как бы благому помыслу, вышел из своего монастыря. Будучи некогда славен, известен и знаменит у подвижников, но неопытен по части коварства злоумышленника он после долгого времени встретился с женщиной. По невнимательности к себе соблазнился ею и, придя в сопровождении врага в одно уединенное место, пал с нею. Помышляя, что враг возрадовался его падению, он был близок к отчаянию, так как оскорбил Духа Божия и Ангелов и святых отцов, из коих многие побеждали в городах врага. Никому из них не уподобясь, он сильно скорбел и, не подумав об исправлении своего грехопадения, хотел броситься в волны реки. Но милосердный Бог, наконец, помог ему, чтобы он не погиб, к совершенной радости врага. Впоследствии, придя в себя, он решился явить гораздо больший труд со злостраданием, умолять Бога с плачем и скорбью и ушел опять в свой монастырь. Заключив дверь, он плакал так, как плачут по умершим, умолял Бога, бодрствовал с постом и изнурил свое тело, но не получил еще удостоверения в своем покаянии. Когда братия неоднократно приходили к нему ради своей пользы и стучались в дверь, он говорил им, что не может отворить, “Я дал, – отвечал он, – слово, чтобы целый год искренно каяться,” – и просил их помолиться за него. Он не знал, как извинить себя, чтобы не соблазнились слушающие, ибо они считали его честным и весьма великим монахом. И таким образом он провел целый год в усиленном посте и искреннем покаянии. Перед днем Пасхи, в ночь на Воскресение Христово он взял новый светильник и вложил его в новый сосуд и, накрыв его, с вечера встал на молитву, говоря: “Оживотвори меня, сокрушенного! Повели светильнику сему возжечься огнем Твоим, дабы таким образом я, уповая на милость Твоего снисхождения, в остальное время жизни, которое Ты даруешь мне, сохранял заповеди Твои, не отпал от страха Твоего, но служил Тебе с большей ревностью, нежели прежде.” Сказав это с горькими слезами, он посмотрел, не зажегся ли светильник. И, открыв его, увидел, что не зажегся. Падая ниц, он опять призвал Господа, говоря: “Знаю, Господи, что брань была для того, чтобы получить мне венец, и я не устоял на ногах своих, сделавшись, напротив, за плотское удовольствие повинным мучению нечестивых. Итак, пощади меня, Господи! Ибо вот я опять исповедаю мою гнусность пред Твоей благостью, пред Ангелами Твоими и всеми праведниками, и если бы не было соблазна, исповедал бы и пред людьми. Ущедри мою душу, да научу я и других. Ей, Господи, оживотвори меня!” Помолившись таким образом трижды, он был услышан. И, встав, увидел светильник светло горящим, возрадовался надеждой на Бога, укрепился радостью сердца, подивился благодати Божией… Этот огонь в светильнике он сохранял во все свои дни, подливая масла и оправляя сверху, чтобы не угас. Таким образом, Дух Божий опять вселился в него, и он, смиренномудрый, сделался всем известен по своему исповеданию и благодарению Бога. (Древний патерик. 1874. С. 112. № 44).
699. Согрешивший брат победил отчаяние и, надеясь на милость Божию, принес покаяние и спасся
Некий брат, пребывавший в Енате, монастыре Александрийском, впал в грех, и от сильной печали бесы привели его в отчаяние. Но он как, искусный и опытный подвижник, убедив себя в благом уповании, говорил: “Верую щедротам Божиим, что Бог сотворит со мной милость.” Когда он так говорил, то бесы возражали: “Почему ты знаешь, что Бог сотворит с тобой милость?” Он отвечал им: “Вы кто? Что вам за дело, сделал ли я или не сделал? Вы – сыны тьмы и геенны и наследники погибели. Если Бог милостив и благ, то вам что до этого?” Таким образом, бесы, будучи посрамлены братом, отступили от него без всякого успеха. Брат упованием на милость Божию и с помощью Божией пришел к покаянию и спасся. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 451. № 32).
700. Брат, впавший в блуд, в самом падении одержал победу над диаволом тем, что отринул помыслы отчаяния и вернулся в келию
См. также: Блуд; Надежда; Отчаяние.
Брат пошел почерпнуть воды из реки. Там он встретился с женщиной, стиравшей белье, и пал с нею в блуд. По совершении греха он взял водонос с водой и пошел в келию. Бесы напали на него и начали сильно возмущать помыслами, говоря: “Зачем ты идешь в келию? Тебе нет спасения! Возвратись в мир!” Брат понял, что они хотят его совершенной погибели и отвечал помыслам: “Откуда вы пришли? Зачем смущаете меня, стараясь привести в отчаяние? Я не согрешил, повторяю вам, я не согрешил.” Отразив таким образом помыслы, брат пришел в келию и продолжал безмолвствовать в ней по-прежнему. Случившееся Бог открыл одному из старцев, соседу брата, возвестив, что он пал и в самом падении одержал победу. Старец пришел к брату и спросил его: “Как ты поживаешь?” Он отвечал: “Хорошо, отец!” Старец опять спросил его: “Не случилось ли с тобой на этих днях чего неприятного?” – “Ничего,” – отвечал брат. Тогда старец сказал о бывшем ему откровении. Брат рассказал ему о случившемся. Старец, выслушав брата, сказал: “Поистине рассуждение твое сокрушило всю силу вражью.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 448. № 29).
701. Авва Антоний Великий повелел принять обратно в обитель падшего инока
См. также: Любовь к ближним.
В монастыре аввы Лота случилось искушение с неким братом. Его за это выслали из монастыря. Он пришел на гору аввы Антония и пробыл там некоторое время, по прошествии которого блаженный послал брата в его монастырь. Там его не приняли, выслали снова. Он, возвратясь к авве Антонию, сказал ему: “Не захотели принять меня!” Авва опять послал его, поручив сказать отцам монастыря: “Корабль претерпел крушение и потерял свой груз. С большим трудом этот корабль достиг пристанища, а вы хотите потопить и то, что спаслось от потопления!” Отцы, узнав по словам брата, что авва Антоний прислал к ним его, немедленно приняли его с радостью. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 37. № 193).
702. От прикосновения монахини блудная брань возгорелась в епископе, и он пал с нею; оставив кафедру, епископ ушел в монастырь, где окончил свою жизнь в покаянии
См. также: Блуд; Епископ; Лукавство; Покаяние.
Епископ некоего города сильно заболел, все уже не чаяли видеть его живым. Там был женский монастырь. Игуменья, узнав, что епископ отчаянно болен, посетила его, взяв с собой двух сестер. В то время, как она беседовала с епископом, одна из учениц ее, стоявшая у ног епископа, прикоснулась к его ноге. От этого прикосновения в болящем возгорелась лютая блудная брань. Страсти лукавы. Он начал просить игуменью, чтоб она оставила сестру при нем для услужения, объясняя просьбу недостатком собственной прислуги. Игуменья, ничего не подозревая, оставила сестру. По действу диавола, епископ ощутил восстановление сил и впал в грех с инокиней, которая забеременела. Епископ оставил кафедру и удалился в монастырь, где окончил жизнь в покаянии, принятие которого Бог засвидетельствовал дарованием покаявшемуся силы чудотворений.” (Алфавитный патерик. Л. 194).