Источник

ЧРЕВОУГОДИЕ

Объедение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы и там научились божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объедением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту безсловесному и даже делается хуже его. О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, которого конец – погибель вечная. Так пьяница для удовольствия плоти и одурения себя не жалеет множества денег, а нищим жалеет копейки; куритель табаку бросает на ветер десятки и сотни рублей, а нищим жалеет копеек, которые могли бы спасти его душу; любящие одеваться роскошно или охотники до модной мебели и посуды тратят на одежду и мебель с посудой огромные деньги, а мимо нищих проходят с холодностью и презрением; любящие хорошо поесть не жалеют на обеды десятки и сотни рублей, а бедным жалеют грошей. Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечением Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к горнему Царствию, которое «не пища и питие, но праведность и мир и радость в Святом Духе» (Рим. 14:17); «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое» (1Кор. 6:13). Есть и пить, то есть иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствие чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть. Да и разумно ли человеку жить непрестанно в желудочном чаду, в желудочных испарениях, поднимающихся внутри от непрестанного варения пищи и ее брожения? Разве человек только ходячая кухня или самодвижущаяся дымовая труба, каковой по справедливости можно уподобить всех, занимающихся непрестанным курением? Какое удовольствие жить в непрестанном чаду, испарении и дыму? На что будут похожи жилища наши? Зачем мы будем заражать воздух смрадом и дышать им, а паче всего омрачать и подавлять душу, убивать ее последние духовные силы (7)?

* * *

Не взойдет в Небесное Царствие тот чревоугодник и пьяница, который презирал воздержание и посты, а считая пищу и питье за великое благо и как бы за последнюю цель своей жизни, продал первородство, подобно сластолюбивому Исаву, за пищу и питье и сам себя лишил Отеческого благословения и небесного жительства (8).

* * *

Господство чрева, которому человек привык приносить ежедневно тучные жертвы, заметно во всех действиях человека, и везде ему перечит чрево: в добрых делах, благочестивых упражнениях, нередко в молитвах, в посещениях ближних; все и всё, кто и что не служит чреву, для человека, преданного чреву, противно, а кто и что удовлетворяет ему – приятно. Таково извращение жизни, происходящее от притязаний ненасытного чрева (10).

* * *

Чревоугодие и сластолюбие производят горькие корни неприязни, гордости и презорства ко всем тем, которые не способствуют или противятся нашему сластолюбию, лишают его, от которых нет пользы, выгоды или которые не привлекают к себе благообразием и красотой, которые болеют язвами и ранами или смердят ими, которые кривы или хромы, или которые доставляют нам труд, а вознаграждения не дают. Чревоугодник хотел бы всех и всё превратить в орудия, средства и цель своего сластолюбия (10).

* * *

Проклятое невоздержание и чревоугодие! Какое множество ошибок делаем мы в продолжение нашей жизни, предаваясь неумеренному аппетиту и наслаждению. Сколько раз раскаивались, принимая намерение быть воздержными, и не исполняли, что хотели сделать (10)!


Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.

Комментарии для сайта Cackle