Источник

Подвижник

См. также: Беснование. № 19; Бесстрастие. № 27; Бесстрашие. № 29; Демонские козни. №№ 223–224; Христос. № 1184.

752. Превосходство истинного отшельника перед собратом – начальником киновии

Жили два единодушных отшельника. Они совершали чрезмерный подвиг и вели богоугодную жизнь. Случилось одному из них сделаться начальником киновии, другой же остался отшельником и, будучи совершенным подвижником, творил великие чудеса: исцелял беснуемых, изрекал предсказания и врачевал недугующих. Тот же, который из отшельников сделался киновиархом, услышав, что таких дарований удостоился его единомышленник, уединился от людей на три седмицы, прилежно моля Бога открыть ему, как тот чудодействует, почему знаменит у многих, а он ничего подобного не получил. И явился ему Ангел Господень, говоря: “Тот живет пред Богом, стеная и плача пред Ним день и ночь, алча и жаждая ради Господа, а ты, заботясь о многих, имеешь общение со многими. Итак, достаточно с тебя утешения человеческого.” (Древний патерик. 1874, С. 463. № 15).

753. О равноангельской жизни отшельника Фалалея, бывшего матроса, и его учителя аввы Георгия

Некоторые из отцов рассказывали нам об отшельнике авве Георгии, что он тридцать пять лет скитался без одежды по пустыням. О нем же говорили, что, живя в горах монастыря аввы Феодосия в Скопеле, он имел ученика. Когда ученик скончался, авва Георгий, не имея орудий, чтобы вырыть могилу и похоронить брата, сошел с горы к морю и увидел приближавшийся корабль. И стал он звать хозяина корабля и матросов, чтобы они пошли за ним на гору и погребли брата. Те с готовностью согласились и, захватив необходимые орудия, взошли со старцем на гору. Вырыв могилу, они погребли тело. Один из матросов, по имени Фалалей, придя в умиление при виде добродетельного старца, стал просить его, чтобы позволил остаться при нем. Старец ответил, что ему не перенести трудов подвижничества. Но юноша утверждал, что он готов на все подвиги. И, действительно, оставшись со старцем, он провел вместе с ним год в изнурительных подвигах. По прошествии года брат Фалалей бросился к ногам старца со слезами: “Помолись обо мне, отче! По твоим молитвам Бог избавил меня от страданий: я не чувствую утомления, на меня не действует более ни суровость воздуха, ни палящий зной, не зябну во время стужи, напротив – испытываю полное спокойствие.” И старец благословил брата. Прошло еще два с половиной года. Брат Фалалей предузнал свою кончину и обратился с просьбой к старцу. “Сведи меня в Иерусалим, чтобы мне поклониться святому Кресту и Святому Воскресению Христа, Бога нашего, потому что на этих днях Господь возьмет меня к Себе.” Старец вместе с ним отправился в Святой Град. Поклонившись святым и дорогим местам, они пришли к святому Иордану и омылись в нем. Три дня спустя брат Фалалей почил. И старец похоронил его в Лавре Копрата. Прошло немного времени, и сам отшельник авва Георгий скончался. И похоронили его отцы Лавры Копрата в своем храме. (Луг духовный. С. 111).

754. Отшельник Сергий дал хлеб льву и повелел ему уйти с дороги

См. также: Бесстрашие.

На Синае некоторые из отцов рассказали нам об отшельнике авве Сергии. Во время пребывания его на Синае эконом приставил его смотреть за лошаками. Однажды он шел с ними, а на пути залег лев. Увидали льва лошаки и их погонщики и, объятые ужасом, разбежались. Тогда авва Сергий, взяв из своей сумы хлеб, подошел к льву и говорит ему: “Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам.” Лев взял хлеб и удалился. (Луг духовный. С. 150).

755. Нагие отшельники вошли в храм и причастились, никто не сподобился их видеть, и только авва Стефан вступил с ними в беседу

См. также: Совершенство.

Авва Стефан из Каппадокии рассказал нам: “За несколько лет перед тем я был в Раифе. На праздник Тайной Вечери я пришел в церковь. Совершалась литургия, и все отцы предстояли в храме. И вот я вижу, что в храм пришли какие-то два отшельника. Они были наги, и никто из отцов не заметил этого, кроме меня. Причастившись Святых Тайн, они вышли из храма и стали удаляться. Я также вышел вместе с ними. Когда мы были уже вне храма, я повергся перед ними со словами: “Сделайте милость, возьмите меня с собой.” Поняв, что я видел их наготу, они сказали мне: “Ты – в хорошем месте. Будь спокоен.” Но я снова стал просить их, чтобы взяли меня с собой. Они ответили мне: “Не можешь ты быть с нами. Оставайся на своем месте. Тут хорошо.” Помолившись обо мне, они, на моих глазах, вступили на воды Красного моря и прошли через него.” (Луг духовный. С. 146).

756. Чудесное причащение синайского аввы Георгия в Иерусалиме в День святой Пасхи

См. также: Чудо.

На горе Синай был игумен по имени Георгий, великий подвижник. Когда авва сидел в своей келии в Великую Субботу, ему пришла мысль: “Пойду-ка я встречу Светлое Христово Воскресение во святом граде Иерусалиме и причащусь Святых Тайн в святом храме Воскресения Христа, Бога нашего.” Целый день старец держал эту мысль в уме и молился. Настал вечер. Приходит ученик и говорит ему: “Благослови, отче, идти на правило.” Старец отвечал: “Иди, и когда настанет час святого причащения, приди за мной.” Сам все время оставался в келии. Когда настало время Святого Причащения, старец появился подле блаженного архиепископа Петра, и он преподал ему Святые Тайны вместе с пресвитерами. Потом Патриарх спросил своего синкелла Мину: “Когда прибыл авва синайский?” – “Молитвами твоими, Владыка. Я не видел его раньше, только теперь увидал.” – “Скажи ему, чтобы не уходил, – приказал Патриарх синкеллу. – Я желаю, чтобы он разделил со мной трапезу.” Синкелл передал слова Патриарха старцу. Тот ответил: “Да будет воля Божия!” Богослужение окончилось, старец поклонился святому гробу – и очутился в своей келии. Ученик стучался к нему и говорит: “Повели, отче! Пришло время причащения.” Старец пошел в церковь вместе с учениками. Между тем архиепископ Петр, опечаленный тем, что старец ослушался его, после праздника послал старцу послание, также и к епископу Фаранскому, авве Фотию и к отцам синайским, чтобы они привели к нему авву Георгия. Письма были доставлены по назначению. Тогда авва, со своей стороны, послал к Патриарху трех пресвитеров: авву Стефана, каппадокийца, великого старца авву Зосиму и авву Дуклетия, римлянина. Старец оправдывался в письмах и говорил: “Да не будет того, святейший Владыка, чтоб я презрел святого вестника Вашего. Да будет ведомо Вашему Блаженству, – писал он далее, – что мы через шесть месяцев встретимся перед лицом Господа Христа, Бога нашего, и там я поклонюсь Вам.” Отправленные пресвитеры вручили письмо Патриарху, причем сказали, что старец уже много лет как не ходил в Палестину. Представили ему и послание Фаранского епископа, удостоверявшего в том, что старец уже около семидесяти лет не отлучался со святой горы Синай. Тогда блаженный и благостный архипастырь Петр выставил свидетелями бывших за литургией в День Пасхи епископов и клир, подтвердивших, что они видели старца и приветствовали его святым целованием (христосовались с ним). После того прошло шесть месяцев: старец и Патриарх действительно скончались, согласно предсказанию. (Луг духовный. С. 152).

757. Монах из киновии самовольно оставил монастырь и стал жить отдельно; сблизившись с девицей, он пал с ней; осознав свой грех, он ушел в далекую пустыню; здесь он очень болел; Ангел, явившись ему, вынул его печень и исцелил ее; в здравии и полном одиночестве отшельник проводил свою жизнь

См. также: Женщина; Исцеление; Падение; Покаяние; Своеволие.

Рассказывал некто из отшельников братиям, находящимся в Раифе: “Помыслил я некогда идти в пустыню внутреннюю с мыслью, не найду ли кого-нибудь далее меня живущего и работающего Христу. Шел четыре дня и ночи, нашел пещеру… С благодушием приблизился я к пещере и постучал, но никто не отозвался, войдя, не нашел я никого. Оставшись вне пещеры, говорил сам с собой: “Конечно, должен прийти раб Божий, где бы он ни был.” К концу дня вижу: идут буйволы и раб Божий среди них нагой, прикрыв своими волосами нижние части тела. Когда он подошел ко мне, то, подумав, что я дух, встал на молитву, ибо, как говорил он после, много был искушаем нечистыми духами. Я, поняв это, сказал ему: “Раб Божий, я человек, посмотри на следы мои и осяжи мою плоть.” Когда же совершил он молитву, то после “аминь” посмотрел на меня и, утешенный, пустил в пещеру и спрашивал: “Как зашел ты сюда?” Я же сказал: “Для того, чтобы поискать рабов Божиих, пришел я в эту пустыню, и не лишил меня Бог того, чего я желал.” Потом я спросил его: как он сюда зашел, и сколько тому времени, и как питается, и как, будучи наг, не нуждается в одежде? Он сказал: “Я был в киновии Фиваидской, и было у меня занятие ткача. Пришел же мне помысл: выйди и живи сам по себе, и можно тебе будет безмолвствовать и принимать странных и получишь больше награды, чем за труды рук твоих. Когда я согласился на помысл, тотчас выполнил его и на деле. Когда выстроил монастырь, то были заказывающие мне работу, когда же много собиралось у меня излишнего, я старался раздавать это бедным и странным. Враг же наш, диавол, позавидовав, как и всегда, имеющему быть мне воздаянию, уловил меня тем самым, что тщился я сделать против него. Видя некую девицу, раз уже заказывавшую мне работу, которую я исполнил и отослал ей, внушил ей сделать мне другой заказ, а потом образовалась привычка и излишняя доверенность напоследок: осязания рук и смех и сожительство; зачав, родили грех. Когда же я провел в нем месяцев шесть, помыслил: “Ныне ли, завтра ли или через много лет, подвергшись смерти, я получу вечное наказание. Ибо растливший жену мужнюю по закону подвергается наказанию и мучению вечному. Каких же мук заслуживает растливший невесту Христову? Таким образом, убежал я в эту пустынь, оставив все жене. Придя сюда, нашел пещеру, источник и это финиковое дерево, на котором каждый месяц плод приносит одна из ветвей, чего достаточно мне на тридцать дней, а после начинает плодоносить другая ветвь, так по очереди дают плоды двенадцать ветвей. Через некоторое время выросли мои волосы, и, когда износились одежды, я стал прикрывать ими нижние части тела.” Когда же опять спросил я его, не было ли трудно ему вначале, он сказал: “Сначала я весьма страдал, так что на земле лежал от боли в печени, не мог стоя совершать молитвословие, но лежа на земле взывал к Всевышнему. Когда же был я в пещере в скорби и великой болезни так, что не мог выйти из нее, вижу, вошел ко мне муж, стал вблизи меня и говорит: “Чем страдаешь ты?” Я показал ему место. Он же, соединив прямо пальцы своей руки, рассек место как бы мечом и вынул печень, показал мне раны и, соскоблив их рукой, завернул в платок, а затем вложил печень и рукой замазал место. Потом сказал: “Теперь ты здоров, работай Владыке Христу, как следует.” С того времени я выздоровел, без труда живу здесь.” Много же просил я его, чтобы разрешил жить мне в его прежней пещере, но он сказал: “Не сможешь ты вынести бесовских нападений.” Тогда, убедившись в этом, я просил с молитвой отпустить меня. И, помолившись, он отпустил меня. Это рассказал я вам на пользу.” (Древний патерик. 1874. С. 455).

758. Борьба подвижника с диаволом на смертном одре и его мирная кончина

См. также: Демонские козни; Кончина праведника; Смертный час.

Вот что рассказали нам об авве Александре Киликиянине. Под конец своей жизни старец не вставал с одра уже в течение трех месяцев. И вот за десять дней до своего отшествия ко Господу старец подвергся сатанинскому нападению по зависти диавола. Тогда старец начал говорить диаволу: “К вечеру пришел-то ты, несчастный! Немного это значит. Я ведь ослаб и лежу неподвижно на одре. Несчастный, ты против воли обнаружил свое бессилие. Если бы ты был на самом деле могуч и силен, ты должен был бы подступить ко мне пятьдесят или шестьдесят лет тому назад. Тогда я, с помощью укрепляющего меня Христа, показал бы тебе твое бессилие, низринул бы гордыню твою и сокрушил бы непреклонную выю твою. А теперь… Не моя это слабость, это – сокрушившая меня дряхлость. Впрочем, я благодарю Бога. Отходя к Нему, я скажу Ему об обиде, которой подвергся от тебя. После стольких лет подвига и злостраданий, при самой кончине ты столь жестоко напал на меня…” Это, равно как и многое другое, повторял он каждый день, а на десятый – с полным спокойствием – в мире предал дух свой Господу Христу. (Луг духовный. С. 216).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle