ПЛАЧ (См. также ДЕЛАНИЕ, МОЛИТВА, МОНАШЕСТВО, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, ПОКАЯНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, СТРАХ БОЖИЙ)
Каждую ночь омывай ложе твое слезами, – обливай слезами Рогозину, на которой спишь; смиряй себя пред Господом Иисусом Христом, чтобы Он простил тебе грехи твои, обновил тебя, даровал тебе силу к совершению добродетелей и, наконец, представил в наследство тебе бесконечное Царство Свое (Антоний Великий). VI, 29.
Истинному монаху не должно смеяться – должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая закон Его, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать, непрестанно умоляя Бога, чтобы не восхитила их смерть, прежде нежели они успеют принести покаяние (Антоний Великий). VI, 35–36.
От того угнетают нас враги наши, что мы не познали с должною подробностию и точностью немощей и грехов наших, не стяжали плача в духовном разуме. Если бы открылся в нас плач, то он соделал бы для нас явными грехи наши. Если б мы увидели грехи наши такими, каковы они на самом деле, то объял бы нас такой стыд, что мы не осмелились бы смотреть в лице братиям нашим, отдавая всем предпочтение пред собою. Мы сочли бы себя худшими блудниц! Они грешат в неведении Бога, а мы, знающие Бога, служим греху, наравне с блудницами, в сердцах наших (авва Исаия). VI, 146.
Принудь себя к обильным молитвам, соединенным с плачем, – и Бог, в свое время, умилосердится над тобою, совлечет с тебя ветхого, согрешающего человека (авва Исаия). VI, 188.
Плач сердца исцеляет язвы, нанесенные сердцу внутренними врагами (авва Исаия). VI, 218.
Далек от плача тот, кто вдается в мирские заботы с целию удовлетворения своему тщеславию (авва Исаия). VI, 221.
Далек от плача последующий воле естества падшего (авва Исаия). VI, 221.
Если плачущий скажет о ком- либо, что он хорош или худ: то одно суждение это уже служит для него стыдом и укоризною. Такое суждение обличает его, что он мог увидеть то, чего не должен бы видеть: человека грешнее себя. Покушение узнать о чем-либо, не касающемся собственно его, есть начинание противное совести, признак незнания пути Божия, лукавое увлечение и пленение, не допускающее видеть грехов своих (авва Исаия). VI, 221.
Если тебя поносят и ты засвербишь от этого, то нет в тебе истинного плача (авва Исаия). VI, 221.
Постараемся всеусильно стяжать слезы и преуспеть мало-помалу в подвиге плача, чтобы посредством его совлечься деяний ветхого человека. При этом будем остерегаться от всего, приносящего вред душе. Тогда придет к нам от Бога любовь Его, отъимет от нас образ человека перстного и поставит в сердце наше свой светлый образ. Тогда, очищенные от всякого порока, мы соделаемся достойными Господа (авва Исаия). VI, 238.
Слезы в молитве суть знамения милости Божией, которой сподобилась душа покаянием своим, – знамение того, что она принята и начала входить в поле чистоты слезами (Исаак Сирский). VI, 269.
Молчание приводит к плачу, а плач очищает ум и соделывает его безгрешным (авва Лонгин). VI, 309.
Бог сотворил человека не для плача, но для радости и веселия, чтобы он прославлял Бога чисто и безгрешно, как прославляют Его Ангелы, но человек, низвергшись в падение, понуждался в плаче. Где нет греха, там нет нужды в плаче (авва Лонгин). VI, 309.
Брат спросил авву Моисея: что должен делать человек при всякой случившейся с ним напасти или при нашествии вражеского помышления? Старец отвечал: должен плакать пред благостью Божиею, чтобы она помогла ему, и вскоре ощутит спокойствие (авва Моисей). VI, 314.
Брат спросил авву Пимена: что должно мне помышлять, безмолвствуя в келии? Старец отвечал: я подобен человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее – и вопию к Богу: помилуй мя (Пимен Великий). VI, 329.
[Примечание святителя Игнатия:] Этим изречением изображается внутреннее делание Пимена Великого. Все оно совокупилось в молитвенный плач. Помилуй меня! Это выражение внедрившегося в душу плача. Плач, когда достигнет развития своего, не может облекаться в многомыслие и многословие: он довольствуется для выражения необъятного духовного ощущения самою краткою молитвою. Брат спросил авву Пимена: что делать мне со страстями моими, возмущающими меня? Старец сказал: будем всеусильно плакать пред благостью Божиею доколе она не сотворит милости с нами (Пимен Великий). VI, 330.
Авва Пимен сказал: плач – сугуб: делает и хранит (Пимен Великий). VI, 331.
Желающий избавиться от грехов избавляется от них плачем и желающий не впадать вновь в грехи плачем избегает от впадения в них. Это – путь покаяния, преданный нам Писанием и отцами, которые сказали: плачьте! другого пути, кроме плача, нет (Пимен Великий). VI, 331.
Невозможно не плакать или здесь произвольно, или невольно в адских муках (Пимен Великий). VI, 332.
[Авва Феодор Енатский] говорил: верую, что Бог причислит к мученикам того человека, который благим произволением предается деланию плача, пролияние слез Бог примет от него, как пролияние крови (Феодор Енатский). VI, 367.
Сыны Израилевы, после путешествия продолжавшегося сорок лет, вошли в обетованную землю. Слезы – земля обетованная. Если войдем в нее, – не будем страшиться браней. По Богу благоугодно удручать душу скорбями, чтобы она непрестанно желала войти в эту землю (Изречения безымянных старцев). VI, 373. .
Ищущему придти в плач должно непрестанно вспоминать о смерти и о вечной муке, о родителях своих и прочих знакомых скончавшихся, где они ныне? (Изречения безымянных старцев). VI, 380.
Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стянет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и вспомоществовать ему плачем (Брянчанинов). VI, 414.
Когда Бог пошлет плач и умиление душе твоей или на краткое время, или на многие дни, тогда остави всякое рукоделие, пребывай в том плаче и умилении, как в делании самонужнейшем (Изречения безымянных старцев). VI, 445