Беснование
См. также: Бесстыдство. № 31; Благодать. № 40; Исцеление бесноватого. №№ 303–304; Клевета. № 307; Крестное знамение. № 357; Любовь к ближнему. № 385; Монахиня. № 526; Смирение. № 1043 (исцеление бесноватого); Старец. № 1099.
17. Исцеление преподобным Симеоном Столпником пресвитера, наказанного беснованием
См. также: Бесстрашие; Исцеление бесноватого; Наказание; Неблагоговейность; Пресвитер.
Однажды некий пресвитер сидел в церковном притворе и читал святое Евангелие. Во время чтения он вдруг почувствовал, что как будто бы какое-то темное и мрачное облако окружило его, и вместе с этим свет померк в его очах, и разум его помрачился, и во всех членах он почувствовал расслабление и стал нем. Он пробыл в такой ужасной болезни девять лет и страдал так, что, лежа на одре, не мог повернуться без посторонней помощи. Между тем случилось, наконец, так, что его родные, услыхав о чудесах, которые творил преподобный Симеон Столпник, взяли пресвитера и понесли к преподобному. Когда же они, не дойдя немного до монастыря, в котором жил преподобный Симеон, легли отдохнуть, стоявшему на молитве святому Симеону было открыто о болезни пресвитера и о его приближении. Тогда преподобный призвал одного из своих учеников, дал ему святой воды и сказал: “Возьми эту воду и поспеши скорее из монастыря. Около него ты увидишь несомого на одре больного пресвитера, окропи его святой водой и скажи ему следующее: “Грешный Симеон говорит тебе: “Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь одр твой и приди к Симеону сам.” Ученик пошел и поступил так, как указал ему преподобный Симеон. Пресвитер тотчас же выздоровел, пришел к святому и пал к его ногам. Святой Симеон сказал ему: “Встань и не бойся. Хотя диавол и нанес тебе девятилетнюю скорбь, человеколюбие Божие не забыло тебя и не дало тебе погибнуть до конца. Знай, что диаволу попущено овладеть тобой за то, что ты бесстрашно и неблагоговейно стоял в святом алтаре, слушал клеветников и лишал Святого Причастия оклеветанных ими, не доискавшись до истины. Этим ты печалил Бога и весьма радовал диавола, под темную власть которого и подпал. Но вот теперь, видя, что человеколюбие и щедроты Божии умножились в тебе, тех, кого ты опечалил отлучением, разреши, и как Господь сотворил милость с тобой, так и ты сотвори с ними.” После этих слов пресвитер с великой радостью вышел от преподобного Симеона и исполнил все повеленное ему. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 6).
18. Исцеление бесноватого от мощей святого Петра Афонского
См. также: Мощи.
Брат охотника, открывшего место подвигов святого Петра Афонского, был одержим нечистым духом, который мучил его с давнего времени. Но лишь только приблизился этот страдалец к мощам святого Петра Афонского, демон бросил его на землю и сквозь течение пены и скрежет зубов нечастного говорил его устами громогласно: “Нагой и босой Петр! Разве не довольно тебе пятидесяти трех лет, в которые, живя здесь, ты властвовал над нами? Тогда ты изгнал меня из моего жилища и отлучил от товарищей; не хочешь ли и теперь, будучи мертвецом, преследовать меня? Нет, мертвого-то я не послушаю тебя.” Охотник и его спутники, слыша это от диавола, дивились и трепетали. Через некоторое время они заметили, что мощи святого освятились каким-то небесным светом, и демон вдруг вышел из уст бесноватого в виде черного дыма. При этом страдалец, потрясенный демоном, лежал на земле, как мертвый. Потом через некоторое время он опомнился и попросил своих товарищей, чтобы они вместе с ним поблагодарили человека Божия за совершенное исцеление. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 34).
19. Исцеление бесноватого в Киево-Печерской обители
См. также: Исцеление бесноватого; Подвижник.
Однажды к затворнику Лаврентию из Киева привели одного бесноватого. И затворник не мог изгнать из него беса, он был очень лют: дерево, которое десять человек не могли нести, он один поднимал и подбрасывал. Долгое время больной оставался без исцеления. И велел затворник внести его в Печерский монастырь. Тогда бесноватый закричал: “К кому посылаешь меня! Не смею я приблизиться к пещере из-за святых, положенных в ней. В монастыре же тридцать иноков боюсь, а с прочими могу бороться.” Ведшим же его было известно, что он никогда в Печерском монастыре не был и никого там не знает, и спросили его: “Кто же те, которых ты боишься?” Бесноватый назвал их всех по именам и прибавил: “Эти тридцать одним словом изгонят меня.” Всех же черноризцев в Печерском монастыре было тогда 180. И сказали бесноватому: “Мы хотим затворить тебя в пещеру.” Он же отвечал: “Что мне за польза бороться с мертвыми? Они теперь имеют у Бога большое дерзновение молиться за своих черноризцев и за приходящих к ним. Но если хотите видеть мою борьбу, ведите меня в монастырь.” И начал он говорить по-еврейски, потом на латыни, на греческом – на всех языках, о которых прежде никогда и не слышал, И испугались ведшие, дивясь его многогласию и перемене языков. Но прежде входа в монастырь больной исцелился и стал все хорошо понимать. Вошли в церковь, и пришли туда игумен со всей братией. Исцелившийся же не знал ни игумена, ни одного из тех тридцати, имена которых называл во время беснования. И спросили его: “Кто исцелил тебя?” Он же, глядя на чудотворную икону Богородицы, сказал им: “С Ней встретили нас святые отцы, числом тридцать, и я исцелен.” И он назвал имена исцеливших его, хотя до этого никого из старцев не знал. И все вместе воздали славу Богу и Пречистой Его Матери и блаженным угодникам Его. (М. Викторова. Киево-Печерский патерик. С. 86).