Источник

Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом

1. Авва Кариен сказал: человек, пребывающий с отроком, если не силен, – то идет вниз; если же силен и нейдет вниз, – то не преуспевает.

2. Авва Антоний говорил: думаю, что в теле есть естественное движение, прирожденное ему, но оно не действует без пожелания души и означает только страстное движение. Есть и другое движение, происходящее от питания и разгорячения тела пищею и питием, коими разгоряченная кровь возбуждает плоть к действованию. Потому-то и говорит Апостол: не упивайтеся вином, в немже есть блуд (Еф. 5:18), также и Господь в Евангелии заповедал ученикам своим: внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством (Лк. 21:34). В подвизающихся же бывает и иное движение, происходящее от навета и зависти демонов. Итак, надобно знать, что существуют три рода телесных движений: одно – естественное, другое – от неразборчивого употребления пищи и третье – от демонов.

3. Брат спросил авву Агафона о блуде, и старец сказал ему: поди, повергни пред Богом немощь свою и найдешь покой.

4. Авва Геронтий Петрский говорил: многие, будучи искушаемы плотскими похотями и не совершая греха телесно, пали в блуд мысленно и таким образом, сохранив девство тела, стали блудниками по душе. Итак, возлюбленные, хорошо исполнять слово Писания: всяцем хранением блюди твое сердце (Притч. 4:23).

5. Брат спросил авву Даниила: дай мне наставление, и я буду сохранять его. Авва сказал: никогда не простирай руки своей в одну чашу с женою и не вкушай с нею. Этим ты немного убежишь от демона блуда.

6. Авва Евустон рассказывал об авве Пафнутии, отце скитском: пришел я туда, будучи еще юн, и авва не позволил мне остаться, говоря: при себе в Ските я не попущу быть лицу женскому из опасения вражеской брани.

7. Авва Иоанн Колов говорил: кто, наевшись досыта, говорит с отроком, тот уже любодействовал с ним в помысле своем.

8. Авва Кассиан рассказывал: говорил нам авва Моисей: хорошо не скрывать помыслов, но открывать их старцам духовным, впрочем, и рассудительным, а не поседевшим лишь от времени. Ибо многие, смотря на возраст и открыв свои помыслы, вместо врачевства пали в отчаяние по неискусству выслушавшего их. Так один брат из весьма ревностных, сильно боримый демоном блуда, пришел к некоторому старцу и открыл ему свои помыслы. Выслушав его, сей старец, будучи неискусен, вознегодовал на бедного и назвал его даже недостойным монашеского образа за то, что принимал такие помыслы. Услышав сие, брат в отчаянии оставил свою келлию и пошел в мир. По устроению Божию встретил его авва Аполлос и, видя, что он крайне скорбен и мрачен, спросил его, какова причина такой мрачности. Сначала, от малодушия, брат не отвечал ему ничего, но после, убежденный аввою, рассказал ему все случившееся с ним: томят меня помыслы блуда и я открыл их старцу; по словам его мне нет надежды спасения, потому с отчаяния я иду в мир. Услышав это, авва Аполлос, как мудрый врач, разно утешал и увещевал его, говоря: не удаляйся от места своего, сын мой, и не отчаивайся; и я в таком возрасте и при такой седине крайне бываю томим подобными же помыслами. Не малодушествуй от сего жжения, ибо врачуется оно не столько человеческим усилием, сколько милостию Божиею. А на нынешний день послушай меня и возвратись в келлию свою. Брат так и сделал. А авва Аполлос направил путь свой к келлии старца, обезутешившего брата, и, став вне, молился Богу со слезами, говоря: Господи! Наводящий искушения на пользу, обрати брань брата на старца сего, дабы он научился сострадать боримым хотя бы опытом под старость, чему не научился в столь долгое время. Лишь только он закончил молитву свою, как увидел эфиопа, который, стоя близ келлии, пускал стрелы в старца. Уязвленный ими, старец тотчас, как от опьянения, начал метаться туда и сюда и, не в силах стерпеть, вышел из келлии и пошел в мир тем же путем, каким шел юнейший. Авва Аполлос понял, что с ним, догнал его и, подойдя, спросил: куда идешь ты так спешно? И какая причина объемлющей тебя тревоги? Почувствовав, что святому дано знать случившееся, он от стыда ничего не говорил. Тогда авва Аполлос сказал ему: возвратись в келлию свою, впредь сознавая немощь свою, и считай себя или не узнанным от диавола или презираемым им, почему и не удостоен ты, подобно ревностным, воевать против него; и что говорю – воевать, когда и прилога одного не мог ты перенести до конца дня! Случилось же сие с тобою за то, что, приняв юнейшего брата, боримого общим врагом, ты вместо того, чтоб воодушевить его на подвиг, вверг в отчаяние, не вспомнив ни того мудрого правила, которое гласит: избави ведомыя на смерть и искупи убиваемых, не щади (Притч. 24:11), ни притчи Спасителя нашего: трости сокрушенны не преломит, и лена внемшася не угасит (Мф. 12:20). Ибо никто не смог бы ни понести наветов вражеских, ни погасить огненного кипения естества, если б благодать Божия не охраняла человеческой немощи. Итак, сознавая в случившемся с нами спасительное о нас смотрение, общими молитвами будем умолять Бога, чтоб Он отвел поднятый на тебя бич: Той бо болети творит, и паки возставляет... порази, и руце Его исцелят... Смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит (1Цар. 2:6, 7). Сказав сие, авва Аполлос помолился и, освободив старца от наведенной на него брани, заповедал ему просить у Бога, да будет ему дарован язык учения, чтоб знать время, в какое должно сказать то или иное слово.

9. Авва Кир Александрийский на вопрос о помысле блудном отвечал так: если помыслов не имеешь, – дело имеешь; и это значит: кто в мысли не борется со грехом и не противоречит ему, тот, верно, телесно совершает его, ибо имеющий дела не бывает тревожим помыслами. При сем старец спросил брата, не имеет ли он обыкновения беседовать с женами? И брат ответил: нет. Помыслы мои суть древние и новые живописцы – воспоминания тревожат меня и образы жен. Тогда старец сказал ему: мертвых не бойся, но живых убегай и пребывай долее в молитве.

10. Некто рассказывал об одном брате, впадшем в грех, который, придя к авве Лоту, был в такой тревожности, что постоянно входил и выходил, не будучи в состоянии усидеть. Авва Лот спросил его: что имеешь, брат? И тот ответил: великий грех сделал я и не могу поведать о нем отцам. Старец сказал: исповедуй его мне, и я понесу его. Тогда брат открыл ему: я пал в блуд и неистово стремился достигнуть того. Старец сказал: дерзай, ибо есть покаяние. Поди, сиди в пещере и постись по два дня, и я понесу с тобою половину греха. По прошествии трех недель, старец получил удостоверение, что Бог принял покаяние брата; и брат пребыл в послушании у старца до самой смерти своей.

11. Авва Матой говорил: пришел ко мне брат и сказал, что оглаголание хуже блуда. Я заметил ему: жестоко слово сие. Тогда он спросил меня: ты же как думаешь о деле сем? Я ответил: оглаголание худо, но имеет скорое врачевство, ибо часто оглаголавший кается, говоря: худо сказал я; блуд же есть естественная смерть.

12. Авва Олимпий келлийский был борим на блуд, и помысл говорил ему: поди, возьми жену. Он встал, приготовил глины и, сделав из нее женщину, сказал себе: вот твоя жена! Итак, нужно теперь более тебе работать, чтоб было чем питать ее, – и работал до утомления. Через день он опять приготовил глины и сделал из нее дочь, говоря помыслу своему: родила жена твоя; итак, нужно теперь еще более работать, чтоб было чем питать и одевать дитя свое. Поступая таким образом, он, утомив себя до крайности, сказал помыслу: не имею более сил сносить такой труд. И прибавил: не имеешь сил сносить труд сей? Не ищи же и жены. Бог, видя труд его, взял от него брань, и он получил покой.

13. Авва Пимен сказал: как оруженосец царский всегда предстоит царю в готовности, так и душа должна быть всегда наготове против демона блуда.

14. Авва Анув спросил авву Пимена о нечистых помыслах, кои рождает сердце человека, и о суетных пожеланиях. Авва Пимен ответил ему на то: еда прославится секира без секущаго ею? (Ис. 10:15). И ты – не подавай им руки, и они останутся бездейственными.

15. Брат пришел к авве Пимену и спросил его: что мне делать, отче? Меня мучит блудный помысл. Я ходил к авве Ивастиону, и он сказал мне: не попускай ему замедлять в тебе. Авва Пимен ответил: деения аввы Ивастиона пребывают горе со Ангелами, и забывается ему, что я и ты в блуде. Если монах будет воздерживать чрево свое и язык и будет жить как странник, то, поверь, – он не умрет.

16. Брат спросил авву Пимена: что мне делать? Меня борят блуд и гнев. Старец ответил ему: потому-то Давид и говорил, что льва поражал и медведицу задушал (1Цар. 17:35). Это значит: гнев я отсекал, а блуд сокрушал трудами.

17. Авва Пимен сказал: что касается до блуда и оглаголания, то совершенно не должно человеку ни произносить словом сих двух помыслов, ни помышлять о них в сердце. Если кто совершенно осудит их и поспорит в сердце своем, не получит пользы, но кто с гневом удалится от них, – будет иметь покой.

18. Спросили авву Пимена об осквернениях, и он ответил: если упорядочим деение и бдительно будем трезвиться, то никогда не случится с нами осквернения.

19. Опять сказал: человек, имеющий в сожительстве с собою отрока, навождаемый на него какою-либо страстию ветхого человека и все еще удерживающий его при себе, походит на того, кто имеет поле, пожираемое червями.

20. Некто спросил авву Пимена о блуде, и старец сказал: велика помощь Божия, окружающая человека, но не попускается нам видеть ее очами своими.

21. В Ските с аввою Пафнутием жил один брат, который, будучи борим блудной бранью, говорил: если возьму и десять жен, не удовлетворю похоти своей. Старец отечески увещевал его, говоря: не делай так, сын мой, эта брань от демонов. Но он не послушал его, пошел в Египет и взял жену. По времени, случилось старцу прийти в Египет и встретиться с учеником своим, несущим корзину с черепками. Старец не узнал его, но тот сказал: я ученик твой. Увидев его в таком бесчестии, авва заплакал и спросил: как оставил ты прежнюю честь и пришел в такое безчестие? Однако, взял ли ты десять жен? Брат воздохнул и сказал: нет, я взял только одну и вот страдаю, чтоб насытить ее хлебом. Старец позвал его назад, и брат спросил: а есть покаяние, авва? Тот ответил: есть. Тогда брат, оставя все, последовал за ним и, вступив в Скит, по искусе сем соделался добрым монахом.

22. Рассказывали о матери Сарре, что она тридцать лет сильно была борима демоном блуда, но никогда не молилась, чтоб отступила от нее брань, а только говорила: Боже! Даждь ми силу!

23. Однажды сильнее наступал на нее сей дух блуда, подлагая ей суетности мирские. Не поддаваясь ему, в страхе Божием и подвижничестве, вошла она однажды в верхнюю комнату свою помолиться, и явился ей телесно дух блуда и сказал: победила ты меня, Сарра! Она же ответила: не я победила тебя, но Владыка мой – Христос.

24. Авва Фока сказывал: авва Иаков, когда перешел в Скит, был сильно борим демоном блуда. Находясь близ опасности, пришел он ко мне и, открыв свое состояние, сказал: в понедельник я пойду в такую-то пещеру. Прошу тебя ради Господа никому не открывай о том, даже отцу моему, но по прошествии сорока дней сделай милость – приди ко мне и принеси Святое Причастие. Если найдешь меня умершим, – похорони меня, а если живым, – приобщи. Я обещал и по прошествии сорока дней, взяв Святое Причастие и общего чистого хлеба с небольшим количеством вина, пошел к нему. Приближаясь к пещере, я обонял сильное зловоние, исходящее от тела его, и подумал, что блаженный почил, но войдя к нему, нашел полумертвым. Увидев меня, он, как мог, сделал движение правою рукою и мановением ее напомнил о Святом Причастии. Я сказал: имею. Хотел я открыть уста его, но они были крепко сжаты. Не зная, что делать, вышел я в пустыню и, сорвав с куста небольшую ветку, ею с большим трудом едва мог несколько открыть уста и приобщить Честного Тела и Крови, раздробив их на сколько можно мельчайшие части. От принятия Святого Причастия он получил силу. Спустя немного, намочив несколько крошек обыкновенного хлеба, я дал ему, потом – еще, предлагая столько, сколько он мог принимать. И, таким образом, по благодати Божией через день он пришел со мною пешком в свою келлию, избавясь Божиею помощию от пагубной страсти блуда.

25. Один старец имел ученика, боримого демоном блуда. Старец увещевал его и уговаривал: потерпи, сын мой! Эта брань от врага. Но тот говорил ему: не могу более терпеть, авва, чтоб не исполнить то делом. Тогда старец, притворись, сказал ему: и я тоже борим, сын мой. Пойдем же вместе – исполним дело и вернемся в келлию свою. У старца была одна монета, и он взял ее с собою. Когда пришли они на место, то старец, войдя первым, дал блуднице монету и просил ее не осквернять брата. Она дала слово сохранить чистоту его. Когда он вошел, блудница сказала ему: подожди, брат! Хотя я и грешница, но мы имеем закон, и его нужно прежде исполнить. Тогда она велела ему стать в стороне и положить пятьдесят поклонов и сама встала в стороне. Положив двадцать или тридцать поклонов, брат пришел в сокрушение и сказал себе: как же я молюсь Богу, намереваясь соделать такое преступление? Тотчас вышел, не осквернившись. Бог, видя труд старца, взял брань от брата его; и они возвратились, славя Бога.

26. Один брат был послан своим аввою за водой. Пришедши к источнику, он встретил там женщину, мывшую платье, и, возбудившись, стал склонять ее к падению. Она же сказала ему: послушать тебя легко, но я стану для тебя причиною великой скорби, ибо по соделании сего будет уязвлять тебя совесть твоя, и ты или отчаешься, или много потребно будет тебе труда, дабы вернуться в тот чин, какой имеешь ныне. Итак, прежде, нежели получишь рану, поди с миром в путь свой. Услышав сие, брат сокрушился и возблагодарил Бога и разумность ее. Возвратясь, он открыл авве о случившемся, и он подивился жене той. После сего брат просил старца, чтоб впредь никогда не выходить ему из монастыря. Старец положил быть тому, и брат пребыл в монастыре, не оставляя его до самой смерти своей.

27. Один брат пошел на реку почерпнуть воды. Там он встретил женщину, стиравшую белье и пал с нею. Совершив грех, брат набрал воды и пошел в келлию свою. По пути демоны напали на него в помыслах и крушили его, говоря: куда теперь идешь? Нет тебе спасения. Для чего и миру причинять ущерб? Брат понял, что они хотят погубить его, и ответил помыслам: откуда пришли и крушите меня, чтоб привести в отчаяние? Не согрешил я! И, пришедши в келлию свою, продолжал безмолвствовать, как накануне и прежде. Господь открыл одному старцу – соседу его, что сей брат пал и победил. Придя к нему, старец спросил: как себя имеешь? Брат ответил: хорошо, авва. Старец снова спросил: никак не пострадал ты в эти дни? Тот ответил: никак. На это старец сказал: Бог открыл мне, что ты, падши, победил. Тогда брат рассказал все случившееся с ним, и старец заключил: истинно, брат, рассуждение твое стерло силу врага.

28. Некто рассказывал, что один брат, живший в киновии, часто был посылаем по ее делам и нуждам. В одной веси жил благоговейный мирянин, который принимал его с верою всякий раз, как тот приходил. Мирянин сей имел дочь, которая недавно овдовела, прожив с мужем своим только два года. Брат имел влечение к ней, но она, будучи разумна, всячески остерегалась и старалась не попадаться ему на глаза. Однажды, пришедши по обычаю, брат застал ее одну, ибо отец ее отлучился в ближайший город. От сего обстоятельства брань сильно восстала на него. Заметив это, она сказала ему с рассуждением: не торопись; мы здесь одни. Знаю я, что вы – монахи – ничего не делаете без молитвы. Итак, встань, помолись Богу, и что Он вложит в сердце твое, то и сделаем. Но будучи сильно волнуем бранью, он не хотел того. Тогда, узнав, что брат никогда не знал жены, и желая отрезвить его, она говорит ему: потому ты и волнуешься похотию, что не знаешь зловония несчастных женщин. Затем, чтоб притушить его страсть, она сказала: у меня месячное, и никто не может приблизиться ко мне, и сие есть зловоние мое. Услышав сие, брат пришел в себя и заплакал. Тогда она сказала ему: вот, если б я вверилась тебе и мы уже совершили бы грех! С каким лицом встретился бы ты тогда с отцом моим и как вошел бы в свой монастырь и стал слушать пение своих святых братьев? Умоляю тебя, трезвись впредь и берегись погубить труд свой и лишиться вечных благ ради малого и гнусного удовольствия. Все сие поведал мне страждущий брат, – завершил свое повествование рассказчик, а я передаю вам в назидание и благодарю Бога, который через разумность и целомудрие жены не попустил брату пасть совершенно.

29. Один монах долгое время был борим демоном блуда. Однажды, ощутив сию брань в собрании церковном, он в сильной скорби обнажил себя и открыл действие сатаны пред лицем братии, говоря: молитесь обо мне, ибо четырнадцать лет, как я так борим. И ради смирения его брань утихла.

30. Один старец сказал о помысле блудном: сие страждем мы от нерадения нашего, ибо если б мы веровали, что Бог обитает в нас, не стали бы влагать в себя чуждого сосуда. Владыка наш Христос, сообитающий с нами и присущий нам, зрит жизнь нашу; потому и мы, сторожа себя и зря Его, не должны нерадеть, но очищать себя, якоже Он чист есть (1Ин. 3:3).

31. Опять сказал: враг как бы говорит Спасителю: я посылаю мое в Твое, да низвращу Твое; и хотя не могу лукавновать во избранных Твоих, по крайней мере вложу в них мечты ночью. Отвечает ему как бы и Спаситель: если незаконнорожденный наследует отцу своему, то и эти твои вложения вменятся в грех избранным Моим.

32. Ученик одного великого старца, увлеченный блудною страстию, пошел в мир и женился. Огорченный тем, старец молился Богу так: Господи Иисусе Христе! Не попусти рабу Твоему оскверниться. И тот, легши с женою своею, предал дух, не осквернившись.

33. На вопрос о злотворных помыслах один старец сказал: прошу, братие, как отстали мы от дел, так отстанем мы и от воспоминаний, ибо что мы есть, как не земля из земли.

34. Один брат был волнуем блудною похотию. Похоть сия, как огнь, горела в сердце его день и ночь, но брат бодренно подвизался, дабы не сосложиться с помыслом. Спустя довольно долгое время, брань отбежала, не сумевши одолеть его – ради великого терпения его; и тотчас свет пришел в сердце брата.

35. Другой брат, будучи борим блудною страстию, встав ночью, пришел к одному старцу и открыл ему свой помысл. Старец утешил его, и брат, уврачеванный, возвратился в келлию свою. Но брань опять налегла на него, и он опять пошел к старцу и так делал он несколько раз. Старец не опечаливал его, но беседовал с ним, что было брату на пользу, и говорил: не уступай и приходи всякий раз, как будет бороть тебя демон, дабы обличать его, ибо ничто столько не мучает его, как открытие дел его, и ничто столько не радует его, как сокрытие помыслов его. И брат сей приходил к старцу до одиннадцати раз, чтобы обличать помыслы свои. Однажды брат попросил старца: сделай милость, авва, скажи мне слово. И старец сказал: поверь мне, сын мой, что если б Бог попустил помыслам, коими уязвляется душа моя, перейти на тебя, то ты и минуты не понес бы их, но тотчас обратился бы вспять. И ради великого смирения, по коему старец говорил так, утихла у брата брань блудная.

36. Один брат был возбуждаем демоном блуда, но боролся, умножая подвиги свои и соблюдая помысл свой, дабы не снизойти на похоть. Наконец, придя в церковь, он открыл о сем всему братству, и тогда дана была им заповедь – молиться о нем целую неделю, и брань утихла.

37. Один старец-пустынник сказал о помысле блудном: почивая хочешь спастись? Нет, поди – потрудись; поди – попотей; поди – поищи и обрящешь; бодрствуй и толцы, – и отверзется тебе. Есть в мир борцы, кои венчаются за то, что несмотря на множество принимаемых ударов стоят и мужаются. Часто один, поражаемый двумя, самыми ранами возбуждаем бывает к мужеству и побеждает поражающих его. Посмотри, какое мужество в делах плотских? И ты стой и мужайся, и Бог поборет за тебя врага.

38. О том же помысле другой старец сказал: будь подобен проходящим мимо харчевен и обоняющим запахи чего-либо вареного или жареного. Желающий вкусить – входит и ест, а не желающий – обоняет только мимоходом и удаляется. Так и ты – отражай от себя зловоние похоти; встань и помолись, говоря: Сыне Божий, помози мне! То же делай и при других помыслах, ибо мы – не искоренители зла, а противоборцы ему.

39. Один брат, стужаемый блудною похотию, пришел к великому старцу и просил его: сделай милость, отче, помолись обо мне, ибо мне стужает блудная похоть. Старец стал молиться о нем Богу. В другой раз опять брат пришел к старцу и сказал то же слово, хотя старец не нерадел умолять о нем Бога. Тогда в недоумении старец стал и так помолился Господу: Господи, открой мне, как живет брат сей и откуда ему такое наваждение, что я просил Тебя, но он не получил покоя? И Бог открыл ему о нем. Видит он: сидит брат и дух блуда при нем, а Ангел Господень, посланный ему на помощь, стоит вдали и гневается на него за то, что он не повергал себя пред Богом, но, услаждаясь помыслами, весь свой ум предал наваждению. Из сего старец узнал, что причина брани в самом брате, и сказал ему: это оттого с тобою, что ты сам сослагаешься с помыслом твоим, – и научил, как должно противостоять помыслам. Тот стал трезвиться и, при помощи молитвы и наставления старцев, обрел покой.

40. У одного великого старца был ученик, боримый демоном блуда. Старец, видя его труд и пот, сказал ему: хочешь, я попрошу Бога, чтоб Он взял от тебя брань. Но ученик ответил: мне трудно, авва, но я вижу плод для себя от труда сего. Итак, попроси Бога лишь о том, чтоб Он дал мне терпение – понести сие. Тогда старец сказал ему: теперь вижу, что ты преуспел и превышаешь меня.

41. Говорили об одном старце, что пришел он в Скит и принес с собою сына, еще грудного, который вырос, не видя жены, но когда он возмужал, демоны стали показывать ему образы жен. Это открыл сын отцу своему, который дивился тому. Однажды пришли они в Египет, и сын, увидев жен, сказал отцу: вот эти приходят ко мне ночью в Ските. Отец ответил: это сельские монахи, только они имеют одну схиму, а пустынники – другую. Дивился старец, как и в пустыне демоны показывают образы жен. И тотчас возвратились они в келлию свою.

42. Был в Ските один брат – ревностный подвижник, которому враг влагал воспоминания о некоторой жене, весьма благообразной, и сильно томил его. По устроению Божию пришел из Египта в Скит другой брат, который между прочим в беседе сказал, что жена такого-то умерла, а то была женщина, воспоминаниями о коей борим был подвижник. Услышав сие, ночью брат взял левитон свой, пришел к могиле умершей и, открыв гроб, отер левитоном своим разлагающиеся останки ее. Возвратясь и положив то в келлии своей, имел он сие зловоние пред собою и борол помысл свой, говоря: вот похоть, которой ищем! Она пред тобою, – насыться! Так он мучил себя зловонием сим, пока не утишил брани своей.

43. Рассказывали, что некогда пришел в Скит один человек с сыном своим, и принял там монашество. Когда сын его стал юношей, стали бороть его брани, и он сказал отцу своему: пойду в мир, ибо не имею сил понести брани. Отец остановил его и убедил потерпеть, но, спустя немного, юноша опять сказал: авва! не имею более сил! Позволь мне отойти. Тогда отец сказал ему: послушай меня, сын мой, еще один раз: возьми себе сорок пар хлебцев и ветвей на сорок дней; пойди во внутреннейшую пустыню и пробудь там сорок дней; и воля Божия да будет. Он послушал отца своего, пошел в пустыню и пребывал там в труде, плетя сухие ветви и вкушая сухой хлеб. Пробыв в безмолвии двадцать дней и двадцать ночей, он узрел видение, приближающееся к нему: то был образ эфиоплянки, такой зловонной, что юноша не мог снести смрада ее, – он выгнал ее вон и заперся. Она же сказала ему при сем: в сердцах человеческих я кажусь весьма приятною, но ради послушания и труда твоего не попустил мне Бог прельстить тебя и обнаружил тебе зловоние мое. Тогда юноша возблагодарил Бога и, возвратясь к отцу своему, сказал: теперь я уже не хочу уходить в мир, авва, ибо я видел образ прельщения и смрад его. Отец, извещенный о сем, ответил: если б ты претерпел сорок дней в посте и исполнил заповедь мою, то увидел бы еще большее видение.

44. Говорили об одном из отцов, что будучи еще мирянином, он имел жену, и теперь был сильно борим на нее. Поведал он о том старцам, и они, зная, что брат сей делатель и может трудиться больше других, наложили на него столь тяжелые правила, что от них расслабело тело его, и он не мог уже подняться. По устроению Божию один странник из отцов, пришедши в Скит для посещения старцев и идя мимо его келлии, увидал ее незапертой и сначала миновал было ее, удивившись, что никто не вышел в сретение его. Потом возвратился, подумав, не болен ли брат, и, постучавши, вошел. Найдя его в сильной болезни, он спросил, что с ним. И тот рассказал ему все: и о своей брани, и о наложенных на него правилах, исполняя которые он так ослабел, и об умножении брани. Выслушав сие, старец опечалился и сказал ему: отцы, как сильные, хорошо наложили на тебя такие правила, но послушай смирения моего – оставь все это и принимай малую свою пищу в свое время, совершай небольшое свое правило, печаль же свою возверзи на Господа, ибо своими трудами ты не можешь преодолеть брани сей. Тело наше походит на одежду: если попечешься о нем, оно служит нам; если же вознерадишь, – портится. Брат послушал старца, сделал по совету его, и брань через несколько дней отступила от него.

45. На горе в Синайских пределах жил отшельник, преуспевавший в благочестии, и многие пользовались его словом и назидались делами его. За то, что он был таков, позавидовал ему враг и под видом того же благочестия вложил ему такой помысл: не должно, чтоб работал на тебя кто другой или служил тебе, ибо ты обязан служить другим и не служишь. Начни, по крайней мер, служить самому себе. Итак, поди в город, продай корзины и купи потребное тебе, потом опять возвратись на отшельничество свое, – и никому не будешь в тягость. Сие внушал ему злокозненный, завидуя его безмолвию, упражнению в Боге и пользе от него многим, ибо враг отовсюду покушается уловить подвижника. Поверив сему как доброму слову, вышел он из уединилища своего; он – знаемый и славимый всеми видевшими его, но неопытный в кознях наветника отшельник, узрев жену и долго разговаривая с нею, от невнимания прельстился, пошел в пустынное место, куда последовал за ним и враг, и пал. Поняв, что порадовался враг падению его, он готов был прийти в отчаяние, чем крайне опечалил Духа Божия, Ангелов и отцов, из коих многие в городах победили врага и коим он нисколько не уподобился. Сильно скорбел он и, забыв, что Бог подает силу искренне надеющимся на Него и доставляет врачевства прегрешению, хотел броситься в реку, дабы умереть и тем доставить совершенную радость диаволу. От крайнего душевного терзания расслабело тело его, и только милосердый Бог помог ему не умереть. Наконец, придя в себя, он решил показать больший труд в самоозлоблении и, возвратясь в свое уединилище, затворил дверь и начал плакать, как плачут по мертвым, умоляя Бога; постился, бдел и томил себя в сокрушении духа. Измождилось тело его, но он еще не получил удостоверения о принятии покаяния. Когда ради пользы братия приходили к нему и стучались в дверь, он отвечал: не отворю, ибо дал слово провести год сей в трудах покаяния. Молитесь обо мне, – не говоря ничего более, дабы не соблазнить их, потому что все чтили его, как великого монаха. Так провел он целый год в строгостях покаяния. Наконец, перед днем Пасхи, в ночь Святого Воскресения, взял он новый светильник и, приготовив, положил в новый горшечный стаканчик, накрыл его и стал с вечера на молитву, говоря: щедрый и милостивый Боже, и варварам желающий спастися и в разум истины приити! К Тебе прибегаю, Спасителю душ! Помилуй мя, много Тебя преогорчившего на радость врага! Се бо мертв есмь, послушав его. Ты же, Владыко, и нечестивых и немилостивых милующий и ближних миловать научающий, ущедри смирение мое, у Тебя бо ничтоже есть невозможно. Ко аду приблизилась душа моя. Сотвори со мною милость, яко милостив бываеши к созданию Твоему. Имеей и несущая телеса в день воскресения возбудити, услыши мя, Господи, яко оскуде дух мой и бедная душа моя и тело мое сокрушися, еже оскверних грехом моим. Оживотвори мя сокрушенного, и огнем Твоим повели возжещися светильнику сему, да прием уверение в помиловании, в прочее же, аще даруеши, жития моего время заповеди Твоя сохраню и от страха Твоего не отступлю, но истинно поработаю Тебе и паче, неже прежде! Так в слезах молился он в ночь Воскресения! Потом встал посмотреть, не возжегся ли светильник, и, видя, что не возжегся, опять пал на лице свое и начал умолять Господа, говоря: вем, Господи, яко подвиг бысть увенчатися мне, и не внимах стопам моим, влекомый паче похотию плоти в муку нечестивых низвестися! Пощади убо, Господи! Се бо паки исповедаю милосердию Твоему непотребство мое пред лицем Ангелов и праведных, и аще не бы бых им соблазн, и человекам исповедал бых был. Сего ради ущедри мя, да и других научу! Ей Господи! Оживотвори мя! Таким образом помолившись трижды, он был услышан, и, встав, нашел светильник возженным. Возрадовался дух его и возвеселилось сердце, и хотя изливал он душу свою пред Господом, но удивлялся неизреченной милости Его и говорил: меня, недостойного и жизни, Ты, Господи, помиловал и утешил сим новым знамением! В таком хвалебном и радостном исповедании провел он весь остаток ночи; воссиял день, и он в продолжении его не переставал веселиться о Господе, забыв о телесной пище. Дивный огонь сей он хранил во все дни остальной жизни своей, подливая елее и покрывая его сверху, дабы не погас. Так опять Дух Божий вселился в него, и он был славен у всех, смиренномудрствуя и веселясь пред Господом во исповедании и благодарении. О кончине же своей имел он откровение за несколько дней прежде ее.

46. Один старец жил в далекой пустыне. Он имел родственницу, которая много лет желала видеть его. Разведав, где он живет, она с попутчиками из верблюдчиков пришла в пустыню ту. Будучи влекома диаволом и пришедши к дверям старца, она разными признаками уверяла его, что она его родственница, и осталась при нем. Старец, увлеченный похотию, пал с нею. В нижних пределах жил другой отшельник, у которого неизвестно отчего в час принятия пищи опрокидывался кувшин с водою. По устроению Божию он решил: пойду в пустыню и открою о том старцу, – и пошел. Когда настал вечер, он лег в демонском капище, случившемся на пути, и слышал ночью, как демоны говорили: в ночь сию повергли мы отшельника в блуд. Услышав о том, он восскорбел. Пришедши к старцу, он нашел его печальным и спросил его: что мне делать, авва? У меня в час принятия пищи кувшин с водою, не знаю отчего, опрокидывается? Старец сказал на это: пришел ты спрашивать меня, что сосуд твой опрокидывается? Мне что делать, ибо в ночь сию я пал в блуд? Тот ответил: и я узнал о сем – я ночевал в капище и слышал, как демоны говорили о тебе. Тогда старец сказал: пойду в мир. Но пришедший умолял его: нет, отче! Женщину отпусти отсюда, а сам оставайся на своем месте, ибо этот случай от врага. Послушав его, отшельник остался, умножил подвиги свои и проливал горькие слезы, пока не пришел в прежний свой чин.

47. Один брат спросил старца: если по какому-либо наваждению кому-то случится пасть в блуд, что будет соблазнившимся чрез то? И старец рассказал ему следующий случай: был славный диакон в лавре Египетской. Один гонимый гражданин пришел со всем своим домом в киновию, и диакон, по наваждению лукавого, пал с женою его, что стало стыдом для всех. Тогда диакон пошел к своему любимому старцу и открыл грех свой. Внутри своей келлии сей старец имел погребки, и диакон попросил его: погреби меня здесь живого и никому не сказывай о том. Так, вошел он во мрак сей и искренне каялся. Спустя некоторое время, не поднялась вода в реке Нил, и во время общей молитвы одному из святых было открыто, что вода не поднимется, если не придет диакон, сокрытый у такого-то старца. Услышав сие и удивившись, они извлекли его из заточения, и когда он помолился, вода поднялась. Тогда соблазнившиеся прежде получили большую пользу от его покаяния и прославили Бога.

48. Два брата пришли на рынок продать свое рукоделие, и когда один из них отлучился, другой пал в блуд. Возвратясь, брат позвал остававшегося назад в их келлию, но тот ответил: не пойду, потому что, пока ты отлучался, я пал в блуд. Тогда, желая приобрести его, брат сказал ему: и со мной, когда я отошел от тебя, случилось то же; но пойдем покаемся сокрушенно, и Бог простит нам. Придя в келлию, они открылись старцам, и те дали им заповедь покаяния; так что брат не согрешивший каялся за брата согрешившего, как бы сам согрешил. Бог, видя труд любви его, через несколько дней открыл одному из старцев: за великую любовь не согрешившего брата Я простил и согрешившему. Сие и значит: душу свою положить за брата своего.

49. Один брат пришел к старцу и пожаловался ему: брат мой, ходя туда или сюда, оставляет меня, и я скорблю. Старец уговаривал его: потерпи брата своего, и Бог, видя дело терпения твоего, приведет его, жесткостию же никого нельзя привлечь к себе, ибо демон не изгоняет демона, а кротостию ты приблизишь его, ведь и Сам Бог наш увещанием кротким привлекает людей. Затем старец рассказал такой случай: были в Фиваиде два брата, и один, будучи борим блудною страстию, сказал другому: пойду в мир. Брат заплакал и говорит ему: не попущу, брат, отойти тебе, дабы погубить свой труд и девство свое. Но тот не хотел слушать и отвечал: не усижу – или иди со мною и я опять возвращусь с тобой; или отпусти меня, и я останусь в мире. Тогда брат пошел и открыл о том одному великому старцу. Старец сказал ему: пойди с ним, и Бог, ради труда твоего, не попустит ему пасть. И они пошли вместе, но как только достигли веси, Бог, видя труд брата, отъял брань с боримого, который сказал: пойдем, брат, опять в пустыню; ведь подумай, если б я уже согрешил, – какая бы была мне от того прибыль? И они возвратились невредимы в келлию свою.

50. Один брат по демонскому наущению пришел к старцу и сказал: такие-то два брата бывают друг с другом. Старец понял, что над ними посмеивается демон, и послал кликнуть их. Когда настал вечер, он постелил одну рогожу тем двум братьям и покрыл их одним одеелом, говоря: чада Божии чисты. Того же брата велел ученику своему заключить особо в келлию и сказал, что сам он имеет страсть сию в себе.

51. Брат спросил старца: что мне делать, ибо нечистый помысл убивает меня? Старец ответил ему: когда мать желает отнять дитя от груди, то прикладывает к сосцам своим луку; приходит дитя по обыкновению отведать молока, но, ощутив горечь, убегает. Приложи и ты луку. Брат говорит ему: что значит – лук, который я должен приложить? Старец сказал: память о смерти и о муках будущего века.

52. Брат спросил другого старца о том же помысле, и старец сказал: я никогда не был борим сим. Брат, соблазнившись этим, пошел к первому старцу и поведал ему, что сказал сей старец и что он соблазнился тем, ибо он сказал вещь выше-естественную. Старец ответил на то: не просто сказал тебе сие человек Божий. Итак, пойди, поклонись ему, дабы он изъяснил тебе силу слова сего. Брат пришел к старцу и, поклонившись ему, сказал: прости мне, авва, что я неразумно поступил, выйдя от тебя не по чину, но прошу, объясни мне, как ты никогда не был борим на блуд? И старец сказал: с тех пор, как я стал монахом, не насыщался я ни хлебом, ни водою, ни сном, – и попечение о сем, всегда крайне меня занимавшее, не давало мне чувствовать брани, о коей ты говорил. И брат вышел от него, получив пользу.

53. Брат спросил одного из отцов: отче, что мне делать, ибо помысл мой всегда в блуде, не давая мне покоя ни на один час? И скорбит о том душа моя. Старец ответил: когда демоны всевают такие помыслы, не собеседуй с ними, ибо дело демонов всегда только предлагать их и они не ленятся на это, но и не насилуют; в твоей же состоит власти – принимать или не принимать их. Смотри, что сделали мадианитяне: они украсили дочерей своих и поставили пред израильтянами, но никого из них не принуждали – желающие падали с ними, другие же, негодуя, убивали их. Подобно и в отношении к помыслам. Брат опять спросил: что же мне делать? Я слаб, и страсть побеждает меня. Старец сказал: примечай помыслы, и когда они начнут говорить тебе, не отвечай им, но встань, положи поклон и молись, говоря: Сыне Божий, помилуй мя! Брат еще спросил: вот я читаю, авва, но не бывает сокрушения в сердце моем, потому что не разумею силы слова. Старец ответил на это: ты только читай. Я слышал, что авва Пимен и многие другие из отцов говорили такие слова: заклинатель не знает силы слов, какие произносит, но зверь слушает, покоряется и смиряется. Так и ты, хотя не знаешь силы слов, кои читаешь, но демоны, услышав их, удаляются в страхе.

54. Старцы говорили, что блудный помысл подобен бумаге. Если он будет всеен в нас, но мы, не склоняясь, отвергаем его от себя, то он отсекается без труда. Если мы, когда он будет всеен, усладимся им и склонимся на него, то он, превратясь, делается железом и отсекается с трудом. Итак, потребно иметь рассуждение о помысле сем: склоняющимся на него – нет надежды спасения, а не склоняющимся – приготовлен венец.

55. Два брата, увлеченные блудною похотию, ушли в мир и взяли себе жен. После же сказали друг другу: какую прибыль получили мы, что, оставив ангельский чин, впали в такую нечистоту, а в будущем веке имеем отойти в огнь и муку? Пойдем опять в пустыню и покаемся! Придя и исповедуя старцам, что сделали, просили их дать им заповедь покаяния, и старцы заключили их на год. Поровну давались им хлеб и вода, ибо на вид они были равнополны, а когда исполнилось время покаяния и они вышли, отцы увидели одного бледнолицым и мрачным, а другого – светлолицым и веселым, и удивились, потому что братья принимали пищу поровну. Посему спросили они мрачного: чем занимал ты помыслы свои в келлии. Тот ответил: я помышлял о злых делах, содеенных мною, и о мучении, в кое имел отойти, и от страха прильпе кость моя плоти моей (Пс. 101:6). Спросили и другого, о чем помышлял он в келлии своей. Он ответил: Бога благодарил, что изъял меня из нечистоты мирской и мучения за нее и ввел в ангельское сие житие; помятуя же о Боге – радовался. Тогда старцы сказали: покаяние обоих равно пред Богом.

56. Некоторый старец, живший в Ските, сильно заболел, и братия прислуживали ему. Старец, видя труд их для него, решил: пойду в Египет, дабы не отвлекать их от монашеского правила. Авва Моисей предупреждал его: не ходи, – иначе впадешь в блуд. Но тот со скорбию отвечал: умерло тело мое, и ты такое говоришь мне? И отошел в Египет. Услышав о нем, люди начали приносить ему все потребное, а одна девственница, по вере, пришла послужить старцу. Спустя немного времени, старец, поздоровевши, пал с нею, и она зачала. Люди спрашивали, откуда это, и она назвала старца. Они не поверили ей, но он подтвердил, только просил сохранить дитя, когда оно родится. Когда дитя было отнято от груди, в один праздничный день старец пришел в Скит, неся его на раме своем, и вошел в церковь при всем собрании братий. Братия, увидев его, возрыдали, а он сказал им: видите дитя сие? Это сын непослушания! Итак, крепитесь, братия, ибо я в старость мою сделал это. Но помолитесь обо мне. После сего, удалясь в келлию, старец положил начало прежнему своему деланию.

57. Один брат был сильно искушаем демоном блуда, ибо четыре демона, преобразившись в жен, весьма красивых, в продолжении сорока дней смущали его, дабы увлечь на скверное смешение. Но так как он мужественно противоборствовал и не дал себя победить, то Бог, видя добрый подвиг его, даровал ему более не иметь плотского разжения.

58. В нижних пределах Египта в одинокой келлии жил некий отшельник, который был славен. Услышав о нем, одна бесчестная жена по наущению диавола сказала юношам: что дадите мне, если я низложу вашего отшельника? Они согласились дать ей известную сумму, и она, выйдя вечером, пришла к келлии старца, как бы заблудившись, и постучалась. Старец вышел, увидев ее, встревожился и спросил: как ты пришла сюда? Она отвечала с плачем: я заблудилась и пришла сюда. Сжалясь над нею, он ввел ее на свой дворик, вошел в келлию свою и заперся. Но та несчастная начала кричать: авва! Меня здесь съедят звери! Опять встревожась, но, убоявшись суда Божия, он проговорил: откуда пришла ко мне напасть сия? И отворив дверь, ввел ее внутрь. Тогда диавол начал уязвлять его влечением к ней, но старец уразумел брань врага и сказал: обходы врага суть тьма – Сын же Божий есть свет. Затем встал, зажег светильник и, так как похоть не переставала разжигать его, прибавил: творящие сие пойдут в муку. Итак, испытай себя здесь – можешь ли понести смертный огнь вечный. Сказав сие, он положил палец на огонь светильника и обжег его; сильная боль от сего жжения уже не давала чувствовать жжения плоти. Поступая так, до утра он обжег себе все пальцы. Та несчастная, видя, что он делает, окаменела от страха. Утром к отшельнику пришли те юноши и спросили, не приходила ли сюда вчера какая-нибудь женщина. Он ответил: приходила, она внутри. Юноши вошли и нашли ее мертвою. Авва! Она умерла, – сказали они. Тогда старец открыл руки свои, показал их им и сказал: во что сделала мне эта дщерь диавольская! Сгубила все мои пальцы. И рассказав им все, заключил: заповедано – будите... не воздающе зла за зло (1Пет. 3:8,9). Затем сотворил молитву и воскресил ее. Женщина встала и, возвратясь в дом свой, начала с тех пор жить целомудренно.

59. Один брат был борим демоном блуда. Случилось ему однажды проходить по одному египетскому селению, где он увидел дочь языческого жреца и, полюбив ее, сказал отцу ее: дай мне свою дочь в жену. Жрец ответил: не могу дать тебе ее, если не узнаю прежде воли бога моего. Придя к демону, он спросил его: один монах желает взять в жену дочь мою. Отдать ли ее ему? Демон сказал: спроси его, отвергнет ли он Бога своего, и крещения, и обета монашеского? Возвратясь, жрец спросил монаха: отвергнешь ли ты Бога своего, и крещения, и обета монашеского? Брат согласился, но тотчас увидел, как бы голубь вылетел из уст его и возлетел на небо. Жрец опять пошел к демону и сказал ему: он согласился на сии три вещи. Но тот ответил: не давай ему дочери своей в жену, ибо Бог его не отступил от него, но еще помогает ему. Вернувшись, жрец сказал брату: не могу дать тебе дочери своей, ибо Бог твой еще помогает тебе и не отступил от тебя. Услышав сие, брат сказал себе: какую благость являет ко мне Бог мой! Я – несчастный отвергся Его, и крещения, и обета монашеского, а Он – Всеблагий еще и теперь помогает мне. Пришедши таким образом в себя, брат отрезвился, пошел в пустыню к одному старцу и, открыв свой грех, рассказал ему все. Старец ответил: останься при мне – в пещере, постись три недели по два дня, и я буду молить Бога о тебе. Устроив так, старец начал молить Бога о брате сем, говоря: молю Тебя Господи! Даруй мне душу сию и приими покаяние ее! И Бог услышал его. По прошествии недели, старец пришел к брату и спросил его, видел ли он что-нибудь? Брат ответил: видел голубя высоко под небесами прямо над головою моею. Старец сказал ему: внимай себе и умоляй Бога прилежно! И по второй неделе старец пришел к брату и спросил, видел ли теперь он что-нибудь? Тот ответил: видел голубя близко над головою моею. Старец заповедал ему: трезвись и молись. Опять, по прошествии третьей недели, пришел старец и спросил, не видел ли он чего более? Видел, – отвечал брат, что голубь слетел и сел на главе моей; я протянул руку, чтоб схватить его, но он поднялся и влетел в уста мои. Тогда старец возблагодарил Бога и сказал брату: принял Бог покаяние твое; итак, внимай себе. Брат ответил ему: отныне пребуду с тобою, авва, пока не умру.

60. Некто из Фивейских старцев говорил: я был сыном эллинского жреца; в малолетстве часто ходил с отцом в капище и видел, как он входил совершать жертву идолу. Однажды, войдя тайно вслед за ним, я видел сатану и предстоящее воинство его. И вот подошел один из начальствующих его и поклонился ему. Сатана спросил его, откуда он пришел, и тот рассказал: я был в такой-то стране, возбудил войну, произвел великое кровопролитие и пришел возвестить тебе. Тот спросил: во сколько времени ты сделал это? Пришедший сказал: в тридцать дней. Тогда сатана приказал бить его бичами, говоря: в толикое время только это и сделал ты?! И вот другой поклонился ему, и у этого он спросил, откуда тот пришел. Демон ответил: я был на море, воздвиг ветры, потопил корабли, погубил множество людей и пришел возвестить тебе. Он спросил, во сколько дней он это сделал; и демон сказал: в двадцать дней. И этого приказал он бить бичами, говоря: как? Во столько дней ты только это сделал? Подошел третий и поклонился ему. И у него он спросил, откуда тот пришел. И демон сказал: в таком-то городе был брак, я возбудил раздор и произвел великое кровопролитие, причем убили жениха и невесту; и пришел возвестить тебе. Сатана спросил: во сколько дней ты это сделал? Тот ответил: в десять. Он повелел и сего бить бичами. После сих пришел еще один и также поклонился ему. Сатана спросил: откуда ты пришел? Он ответил: я был в пустыне; вот уже сорок лет как я боролся с одним монахом и в ночь сию вверг его в блуд. Услышав это, сатана встал и облобызал его; потом взял венец, который носил, возложил на главу его и посадил его на трон свои, говоря: столь великое дело успел ты совершить! Видя сие, – продолжил старец, я сказал себе: как велик чин монашеский! И по благоволению Божию о спасении моем, я оставил мир и стал монахом.

61. Один брат сказал старцу: я думаю, что между тем, как монах, падший в искушение, будет скорбеть, как потерпевший урон в деле преуспеения, и трудиться, дабы восстать, пришедший из мира, как полагающий начало, преуспеет? Старец ответил ему: монах, впадший в искушение, подобен падшему дому. Если хозяин позаботится восстановить сей дом, то найдет много готовых материалов: основание, камни, многое из деревянного, и может скорее построить дом, нежели не рывший рва, не полагавший основания, не имеющий ничего потребного, но имеющий лишь надежду – не увершит ли его как-нибудь. Так, если кто по успехе в монашеских деланиях падет в искушение и потом, отрезвившись, придет в себя, то найдет у себя в готовности много потребных вещей, как то: навык в чтении, псалмопении и рукоделии, – кои суть основание; и между тем, как начинающий будет еще учиться сему, он придет в третий чин.

62. Брат спросил старца: что мне делать, авва, с помыслом блудным? Старец ответил ему: против сего помысла крепись, сколько у тебя есть сил, ибо побежденный им скорее всего приходит в отчаяние спасения. Так, если корабль, на море боримый волнами и бурею, потеряет руль, хотя и близок к опасности, но все еще плывет; равно, если переломится мачта или попортится что-то другое, – он все еще в благих надеждах, пока цел сам. Так и монах, если по нерадению падет в какие-либо страсти, то часто покаянием избывает от них; если же однажды потерпит крушение, падши в блуд, то приходит в отчаяние, ибо тогда корабль пошел на дно.

63. Один старец был столь девствен, что совершенно не знал, что такое блуд и есть ли он. Однажды, выйдя из келлии своей, увидал он демонов в образах эфиопов, которые окружили его и возбуждали в нем похоть. Старец говорил: член сей у человека то же, что у кувшина – горло. Как горло у кувшина для того, чтоб пропускать воду, так член сей на то, чтоб выпускать воду из человека. Потому не понимал он, что с ним делается. Вот упал камень с кровли и старец услышал приятный звук, и вслед за тем пришел страстный помысл. Он пошел к одному старцу и поведал о сем. Тот сказал ему: видел демонов? Падший камень есть диавол, а звук, который ты слышал, есть самая похоть. Итак, внимай себе и моли Господа, да поможет тебе прейти брань сию. Потом, показав ему, как должно подвизаться против демонов, старец сотворил молитву и отпустил его. Возвратившись в келлию свою, он подвизался, молясь Богу, и Бог дал ему преуспеть до того, что, когда случалось скончаться брату, он получал извещение – хорошо ли душе его или худо.

64. Один старец говорил о похотных помыслах, бываемых в сердце и не совершаемых делом, следующее: это походит на то, как если кто увидит виноградник, похочет всем сердцем своим отведать винограда, но побоится войти внутрь и украсть, чтоб не быть пойману и не лишиться жизни. Если таковой будет пойман вне ограды, то не лишится жизни, ибо не вошел и не съел, а только похотел. Однако ж, хотя он и не лишается жизни, но получает раны за то, что похотел.

65. Брат поведал старцу: меня борет блуд. Старец сказал: если это хорошо, – для чего отступаешь от того; если же срамно, – для чего ищешь того.

66. Говорили о некоем старце, что однажды, идя путем, увидел он след жены и закрыл его, говоря: не увидел бы сего брат и не принял бы брани.

67. Брат спросил старца: что мне делать, отче? Чрево мое мучит меня, и я не могу отказать ему, а между тем оттого похотствует тело мое. Старец сказал ему в ответ: если не наложить на тело свое страха и поста, то оно не будет право ходить путем Божиим. И представил ему такую притчу: один человек имел ослицу. Однажды он сел на нее, чтоб ехать, но она возила его по дороге туда и сюда. Тогда он взял жезл и стал бить ее. Ослица сказала ему: не бей меня – отселе я пойду прямо. Видя, что она немного поправилась, он сошел с нее и положил жезл в саквы на саму же ослицу. Ослица не знала, что жезл находится на ней, но заметив, что в руках господина его нет, презрела хозяина своего и опять начала шататься туда и сюда по жатвам. Господин снова взял жезл и стал бить ее, пока та не пошла прямо. Подобно следует поступать относительно тела и чрева.

68. Один брат был в дороге с попутчиком своим, и помыслы его увлеклись на блуд. Он пошел к старцам и сказал им: что мне делать, ибо сердце мое не находит утешения с тех пор, как я снизшел на брань врага, ибо я имею себя как бы совершившим грех? Отцы ответили ему: это не есть сотворенный грех, – враг приходил искусить тебя, но Бог покрыл тебя. Ты не покорился ему, но низвержен унынием. При этом они рассказали ему такой случай: два брата, посланные из киновии в некоторое селение, шли вместе, и демон пять раз борол старшего из них согрешить, но тот каждый раз противоборствовал ему, творя молитву. Когда они возвратились к отцу своему, лице его было мрачно, и он, поклонясь отцу, сказал: помолись обо мне, отче, ибо я пал в блуд, – и рассказал, как был борим ум его. Старец, будучи прозорлив и видя на главе брата пять венцев, ответил: дерзай, сын мой, ибо когда ты пришел, я видел на тебе пять венцев. Ты не побежден, но победил, поскольку не совершил делание греха; и сие есть великий подвиг, когда человек, имее удобный случай ко грехам, удерживается от них. Он имеет великую награду, ибо сильна и остра сия брань врага, и не легко избежать сетей ее. Что думаешь ты о блаженном Иосифе? Просто ли дело то? Нет. Но происходившее тогда было как бы на зрелище – Бог и Ангелы смотрели на него – борящегося, а диавол и демоны рассвирепляли жену. И когда борец победил, все Ангелы великим гласом прославили Бога, говоря: борец одержал дивную победу! Хорошо даже мыслию не делать греха, но если искушаешься, – подвизайся не быть побеждену.

69. Некоторый отшельник был такой девственник, что не знал, что такое женщина. Однажды начал томить его демон блуда и он был жегом, но по безопытности не знал предмета похоти, – так что любил раб Божий, не зная, чьим он стал любителем. Тогда демон показал ему человека, лежащего в непотребстве с женщиною, но Бог, видя крайнюю прелесть диавола, покрыл брата и погасил брань.

70. Рассказывали об одном великом старце, что, пришедши в одну киновию, увидел он там отрока и не хотел ночевать в том месте. Спросили у него бывшие с ним братия: и ты боишься, авва? Он ответил им: поверьте, дети, не боюсь, но какая нужда в бездельной брани?

71. Говорили, что некогда диавол пришел в киновию и постучался. Отозвался отрок, чтоб ответить; демон же, услышав его, сказал: если ты здесь, то во мне нет нужды.

72. Отцы говорили, что не Бог приводит отроков в пустыню, но сатана, чтоб низвергнуть хотящих благочестно жить.

73. Некогда плыл вниз по реке корабль и причалил к горе, на которой жили монахи. Женщина, выйдя из корабля, села на пригорке и была замечена братом, пришедшим почерпнуть воды, который, возвратясь, сказал пресвитеру: там у реки сидит женщина, чего, авва, никогда не бывало здесь. Услышав об этом, старец взял жезл и побежал, крича: помогите, братия, разбойники! И вся братия побежали следом. Корабельщики, видя их стремительность и поняв причину, подняли женщину на корабль и отошли от берега, продолжая свой путь.

74. Некоторая благочестивая девственница, жившая в городе, имела соседом война. Однажды, когда матери ее не было дома, он ворвался к ней и, совершив насилие, лишил ее девства. По уходе его, несчастная сбросила схиму девства, села на рогоже и плакала, раздирая на себе одежду. Когда мать вернулась, она рассказала ей случившееся и много дней так сидела и плакала безутешно. Узнав о том, пришли к ней клирики и девственницы, чтоб успокоить ее, и говорили: не от тебя произошел грех сей. Но безутешная отвечала: отверг меня Бог. И как могу носить я схиму Бога, не хотящего меня? Не мог ли Бог воспретить такой дерзости? Верно Он видит, что я недостойна схимы. Потому останусь так. И оставалась так до кончины своей, плача спасительным плачем в сильном сокрушении.

75. Один брат, живший в пустыне, когда напал на него помысл блудный, пошел, нашел берлогу гиены и, вошедши в нее, пробыл без пищи шесть дней. Когда гиена пришла, он убоялся и сказал: Господи! Если могу когда-нибудь осквернить тело мое, то дай ей напасть на меня; если же нет, – спаси меня от нее. И был слышан глас, говорящий: скопите его и отпустите, – и тотчас отступила брань от него.

76. Некий брат, боримый на блуд, пришел к старцу и просил помолиться о нем, дабы облегчилась брань его. Старец обещал и молил о нем Бога семь дней. В восьмой день старец спросил его: как брань твоя, брат? Тот ответил: худо, ибо я не почувствовал никакого облегчения. Старец удивился, но вот является ему ночью сатана и говорит: поверь, старче, с первого дня, как ты стал молиться о нем, я отступил от него, но он имеет своего собственного демона и брань от себя самого – от гортани своей. Я же не имею участия в брани сей, ибо он сам воюет против себя тем, что много ест, пьет и спит.

77. Старец говорил: злые помыслы подобны мухам, влетающим в дом. Если будешь уничтожать их одну за другою по мере того, как те влетают, – не встретишь труда. Если же попустишь им наполнить дом твой, – встретишь большой труд в их уничтожении; тогда или сможешь сие исполнить, или, впав в уныние, оставишь дом на запустение.

78. Некто из строгих подвижников, живший в Еннате Александрийском, впал в великое согрешение, и демоны, пользуясь скорбию его, начали ввергать его в отчаяние. Увидев, что уныние начинает одолевать его, он, как искусный врач, предался благой надежде и сказал: верую в щедроты Божии, что сотворит Он со мною милость Свою. Когда он это сказал, демоны запротестовали, говоря: да! Сотворит с тобою милость?! Он им ответил на то: вы кто такие? Все вы – сыны геенны и погибели. Сотворит или не сотворит... Если благ Бог, вам какое дело? И посрамленные, они удалились.

79. Старец сказал: если блуд борет тело твое или сердце, исследуй, откуда на тебя воздвиглась брань сия, и исправь то: от пищи ли или от сна, или от высокоумия, или от того, что считаешь себя лучшим кого-то, или что осудил кого-либо согрешившего. Ибо без сих причин не бывает человек борим на блуд.

80. Еще сказал: если падешь в блуд, и лице, с коим пал, будет находиться близко, удались от того места, ибо иначе не покаешься.

81. Опять сказал: если видишь во сне образы жен, подвизайся не вспоминать о них днем, ибо они суть смерть и пагуба души.

82. Некто из отцов пришел в Александрию с учеником своим, и во время их пребывания там случилось следующее происшествие. У одного аввы октодекаты Александрийской был сын, который был рыболовом и имел молодую жену – лет восемнадцати. Авва жил с сыном, и враг душ наших диавол возбудил в нем плотскую брань на невестку его, и он искал удобного случая, дабы быть с нею, но не находил. Авва часто целовал ее, она же принимала то от него, как от отца. Однажды ночью пришли рыболовы и позвали молодого ловить рыбу, и, когда сын ушел, отец начал домогаться жены его. Она стала говорить ему: это дело диавольское, отче! Пойди, перекрестись! Несмотря на все его усилия, она не уступала ему. Тогда он, желая устрашить ее, обнажил висевший над кроватью меч, и сказал: если не послушаешь меня, я поражу тебя мечем сим. Она ответила ему: если должно мне быть и на части иссеченной, не сделаю беззаконного дела сего никогда. Тогда диавол совсем овладел стариком, и он, в ярости гнева, взмахнув мечем, поразил ее в чресла и рассек надвое. Но в ту же минуту Бог ослепил его, так что он ходил туда-сюда, ища двери, и не находил. На рассвете пришли другие рыболовы звать сына его; отец ответил, что сын ушел, а он не может найти дверь. Открыв ее и войдя, они увидели совершившееся злодеение, старик же сказал: схватите меня и предайте суду, ибо я совершил это убийство, – что и было исполнено, согласно законам. Услышав о происшествии, старец предложил ученику своему: пойдем посмотрим останки сей девицы. Когда пришли они в октодекат Александрийский, то отцы и монахи вышли в сретение старца, он же сказал им: сотворите молитву, отцы! Не будут погребены останки сей молодой девицы, если не с отцами. Некоторые возроптали на то, но старец пояснил: сия девица есть мать моя и ваша, ибо она умерла за целомудрие. После сего уже никто не противился старцу, и она была погребена с отцами, а старец, простясь со всеми, вместе с учеником своим возвратился в Скит. Случилось так, что в Ските сем один брат был сильно борим демоном блуда. В крайнем смущении пришел он к старцу и открыл об этом. Авва заповедал ему: пойди в октодекат Александрийский, войди в усыпальницу отцов и скажи: Боже Фомаиды! помоги мне и избавь меня от сего искушения блудного. И уповаю на Бога, что Он избавит тебя. Брат, по заповеди старца, пошел в октодекат и сделал, как он велел ему. Через три дня, возвратясь в Скит, падает он в ноги старца и говорит ему: благодатию Божиею и молитвами твоими, отче, освобожден я от брани блудной. И на вопрос старца, как это произошло, брат рассказал: положил я двенадцать поклонов, лег в усыпальнице и заснул. Подходит ко мне одна девица и говорит: авва! Возьми благословение сие и иди с миром в келлию свою. Лишь только взял я благословение, как почувствовал, что освободился от брани своей. Каково же было благословение, я не знаю. Старец сказал ему: вот какое дерзновение имеют к Богу мужественно борящиеся за целомудрие.

83. Брат спросил старца о плотских страстях, и тот сказал ему: они то же, что певшие пред истуканом Навуходоносора: если б игравшие тогда на свирелях не очаровали людей, может быть они и не поклонились бы образу. Так и враг поет душе в похотствованиях – не обольстит ли ее страстями плотскими.

84. Старец говорил: мало полыни портит целый сосуд меда. Подобно и грех плотской изгоняет из царствия небесного и отправляет в геенну огненную. Бегай же, смиренный монах, плотского греха!

85. Еще говорил: беспопечение, молчание и сокровенное поучение рождают чистоту.

86. Он же говорил следующее: даже до смерти сохраняй сие и спасешься: не ешь с женою; не имей дружбы с юными; не спи, если молод, на одной рогоже ни с кем, кроме брата или аввы своего и то со страхом, а не с презорством; не давай воли очам своим; если будет нужно пить вино, прими до трех чаш и не нарушай сей заповеди ради дружбы; не живи в том месте, где согрешил пред Богом; не неради о служении своем или правиле, чтоб не впасть в руки врагов; понуждай себя на поучение в псалмах, ибо это избавит тебя от плена вражия; возлюби всякое злострадание, и смирятся страсти твои; попекись не мерять себя ни в каком деле, и получишь расположение плакать о грехах своих; сохрани себя от лжи, ибо она отгоняет страх Божий; открывай помыслы свои отцам твоим, и покров Божий покроет тебя; понуждай себя на рукоделие, и страх Божий вселится в тебя.

87. Еще сказал: соль – из воды, и если приблизится к воде, разрешается и исчезает. Равно и монах – от жены, и если приблизится к жене, расслабевает и погибает.

88. Некто говорил, что один монах, ужаленный змием, пришел в город лечиться. Для врачевания его приняла одна благочестивая и богобоязненная жена; когда же он получил некоторое облегчение, диавол начал всевать в него нечистые помыслы, и он коснулся руки ее. Тогда она сказала ему: не буди так, отче! Заклинаю тебя Христом. Вспомни о скорби и мучении совести, коими, каясь, будешь терзаться, сидя в келлии своей! Вспомни о стенаниях и слезах, кои имеешь проливать после сего. Когда он выслушал сие и другое подобное, брань оставила его, и от стыда он хотел убежать, не могши смотреть на лицо ее. Но она с состраданием Христовым продолжила: не уходи от стыда, ибо ты еще имеешь нужду во врачевании. Помысл тот не был делом чистой души твоей, но был подлогом завистника – диавола. И таким образом, уврачевав его бессоблазненно, она отпустила его с миром.

89. Некоторый старец имел десять учеников, один из которых по искушению диавольскому ходил в селение и там падал в блуд. Уходил он тайно после утрени (в два или три часа) и возвращался к рассвету, когда было еще темно. О сем деле узнали, наконец, братия, узнал и старец, но по правилу покрывал брата, не обличая его. Так как братия роптали за это на игумена своего, то однажды утром авва пришел к брату тому, когда тот только вернулся из похода своего. Брат сей, дабы удобнее скрыть себя, укрывался женским покрывалом, принимая вид женщины. Авва, вошедши в келлию его, увидел это покрывало, но до времени умолчал и сначала спросил его: где ты был, брат? Тот ответил: к здешним ходил по делам. Авва снова спросил: итак, ты не ходил в селение? Брат ответил: нет, авва. Старец сказал на то: а чье это покрывало висит здесь? Тогда брат повергся к ногам аввы и проговорил: прости меня, более не буду делать сего. Авва простил его и умолял, говоря: впредь внимай себе, сын мой, ибо какая прибыль тебе от нечистоты сей, кроме стыда и укора от людей здесь и огня неугасимого и червя неусыпающего в будущем веке?! Нет, умоляю тебя, сын мой! Не соплетайся более делами с непотребною! Так, по человеколюбию Божию, терпение святого старца сделало то, что брат перестал грешить и впоследствии соделался истинно искусным монахом. Тогда вся братия возблагодарили Бога за исправление брата и спросили авву: сделай милость, скажи нам, отчего так долго терпел ты брату? И старец ответил им: я видел, что диавол тянет его за одну руку и тащит в мир, а я терпением моим держал его за другую, чтоб, не стерпев обличения в самом деле, не ушел он в мир. Когда же Бог благоволил спасти Свое создание, вот у нас и другая его рука, – и весь он спасен. Итак, когда брату нашему случится искушение, хорошо терпение с молитвою в ожидании – не исправит ли как согрешающего Бог, будучи умолен о нем и умилосердясь, ибо строгость и обличение, бывающие не вовремя, не приносят никакого блага.

90. В одном городе епископ заболел такою тяжкою болезнию, что все отчаялись в выздоровлении его. В городе был женский монастырь, игумения которого пришла навестить его, взяв с собою двух сестер. В то время, как епископ разговаривал с игуменией, одна из учениц ее коснулась ноги его, и от сего прикосновения принял епископ блудную брань. Тогда просил он игумению оставить сию сестру, дабы она послужила ему, ибо он не имеет при себе прислуживающего. Не подозревая ничего худого, она оставила ее. Когда они остались одни, епископ, укрепляемый диаволом, попросил приготовить еду, – она приготовила. Затем он сказал ей: преспи со мною... родил грех. Приняв во чреве, она не хотела открывать виновного, но епископ сам признал грех сей. Потом, окрепнув от болезни, он вошел в церковь, положил омофор свой на престол и, взяв жезл, пошел в монастырь, в коем не был знаем. Авва той киновии был прозорлив и знал, что в монастырь его придет епископ, потому предупредил о том привратника, который ожидал епископа со свитою или какою-либо другой церемонией, подобающей епископу, и потому не узнал его. Но авва вышел приветствовать его и сказал: добр приход твой, владыко. Епископ, изумясь тому, что узнан, хотел бежать в другой монастырь, но авва остановил его, говоря: куда ни пойдешь, пойду и я с тобою, – и упросил его войти в монастырь. Там епископ покаялся во истине, со многою теплотою сердца, и в мире отошел к Богу; при исходе же души его совершились многие знамения.


Источник: Древний Патерик, или тематическое собрание изречений-апофеегм отцевъ-пустынников / Перевод с древнегреческого еп. Феофана (Говорова), Затворника Вышенского. - Святая Гора Афон: Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, 2009. - VI, 614 с.

Комментарии для сайта Cackle