Источник

219. Раcсуждение о раcсуждении

Действительно, Ваша правда, что от многословия не избежишь греха, а молчание такая добродетель, что все прочие наши добрые дела если положить на весы, то это все перетянет. Для сего-то и нужно ныне разучивать: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Хорошо бояться и смерти; ибо, по слову святого Кирилла Александрийского, она горька есть, особенно для грешных; но бояться греха лучше. Посему многие святые и целомудренные люди легче считали для себя умереть, нежели коим грехом прогневать Господа. А мы с Вами иначе...

Вы спрашиваете, как приучить себя к рассуждению? Это – дар Божий, а не человеческий; посему от людей и научиться невозможно. Св. Иоанн Лествичник говорит: «От смирения происходит послушание, от послушания – смиренномудрие; а смиренномудрым Бог дарует и дар рассуждения». А как мы с Вами более половины своей жизни прожили без послушания в своеволии, то и невозможно иметь нам оного, т. е. рассуждения. Почему и должны мы с Вами отныне смиряться пред Богом и пред сообитающими с нами, и сохранять очи свои от зазрения и осуждения других. Ибо, как бы велики грехи в других ни представлял нам противник наш, но они в сравнении с нашими грехами менее сучьев. Итак, будем просить Господа: Господи Владыко живота моего, дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

4 марта 1842 г.

При отправлении письма моего к Вам чрез почту, абие получаю Ваше письмо от 20 февраля, и ответствую:

1) Как о дровах, полученных Вами от матушки игумении, так и о деньгах, данных Вам на уплату Ваших долгов, должно отнести не к молитвам моим, но к милости Божией по вере Вашей, как сказано: вера твоя спасе тя; т. е. что бы ни случилось с Вами приятнаго, то сие не от меня, а плоды веры Вашей; если будешь смиряться пред всеми и понуждаться ко всем заповедям Божиим, то мир мног обрящеши в сердце твоем.

2) Рабу Божию Марию чувствительно благодарю за милость, т. е. за деньги 25 руб., и одолжаюсь ее поминать. А о поминовении родителя ее правильно не умею сказать: если он не был соединен с нашею православною церковию не по злобе и сопротивлению, но по неведению и по хитрому обольщению учителей их, то милостив Бог будет к родителю ее, и устроит некую отраду душе его. Сказано: милостынями очищаются греси; а посему пусть она подает убогим за душу его милостыню, которая имеет пред Богом великую силу.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle