Биоэтика

Литература по теме

Биоэ́тика (биомедицинская этика) – область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека посредством новейших биомедицинских технологий.

biojetika 2 – Биоэтика

Биоэтика постулирует недопустимость нанесения вреда человеку, его потомству и его окружению.

Термин биоэтика был введен в научный лексикон в 1970 году американским биохимиком В.Р. Поттером для обозначения проблем, связанных с опасностью для выживания человечества в техногенном мире.

В широком смысле данный термин относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.

Основные проблемы, которые затрагивает биоэтика – аборт, контрацепция, новые репродуктивные технологии, планирование семьи, суррогатное материнство, донорство и пересадка органов и стволовых клеток, эвтаназия.

В Православии биоэтика, как отрасль знания, развивается с опорой на догматическое и нравственное богословие, исходя из православных представлений о религиозно-нравственных ценностях. В числе задач православной биоэтики – защита отдельных людей и общества в целом от противоречащих православному миропониманию форм применения биомедицинских технологий и от попыток представить их в качестве морально допустимых. Председатель Медико-этического Совета Православной Церкви в Америке протоиерей Иоанн Брек пишет, что биоэтика «должна пониматься и развиваться как богословская дисциплина».

В 1998 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание при Московском Патриархате Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике. Священный Синод на заседании 13 апреля 2021 года отметил важность «изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов» и с этой целью учредил Синодальную комиссию по биоэтике. В связи с учреждением этой комиссии Синод постановил упразднить Церковно-общественный совет по биомедицинской этике.

Учение Православной Церкви по некоторым проблемам биоэтики выражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Большой вклад в разработку церковного подхода к биоэтическим проблемам вносят и другие Поместные Православные Церкви. Священный Синод Православной Церкви в Америке издал постановление «О браке, семье, половых отношениях и святости жизни» (1992); Синодальный комитет по биоэтике Элладской Православной Церкви опубликовал ряд следующих документов: «Расшифровка человеческого генома» (2000), «Клонирование клеток эмбриона» (2000), «Эвтаназия» (2000); Священный Синод Антиохийского патриархата издал пастырское послание «Семья – радость жизни» (2019), где затронул ряд биомедицинских проблем.

Цитаты о биоэтике

«Современные биомедицинские технологии демонстрируют чудеса, за которые многие из нас всегда будут им благодарны. Но, как всякое человеческое изобретение, эти технологии и практическое их применение должны все время оцениваться в свете Священного Предания. Перефразируя хорошо известную максиму, можно сказать, что этика – слишком серьезное дело, чтобы доверить ее профессионалам этического знания. По самой сути своей христианская этика есть функция Церкви, поклоняющейся и служащей Богу. Отсюда следует, что дело практической этики есть общее, церковное дело, и ответственность за него лежит на каждом из нас. Подобно тому, как каждый христианин призван быть богословом, принося самого себя и весь мир Богу в молитве, так призван он быть делателем на ниве этики и нравственного богословия в буквальном значении этого термина. Следя за возникающими этическими дилеммами, обсуждая их в семье, в приходском окружении и на работе, занимая позицию – личную и общественную, – отражающую наше осмысление Евангелия и заповедей Божиих, мы сможем честно и с пользой послужить многим преданным своему делу медикам, которые в свою очередь призваны служить нам. Мы сможем помочь им своим духовным руководством и навыком различения – тем, чего сами они ищут. Вот путь восстановления медицинской этики в подобающем ей достоинстве богословской дисциплины, которая работает во славу Христа и ради духовного здравия членов Его Тела».
протоиерей Иоанн Брек

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka