Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Бо́же мо́й, изба́ви мя́ изъ руки́ грѣ́шнаго, изъ руки́ законопресту́пнаго и оби́дящаго:
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Боже мой, избави мя от руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго. Грешнаго, т.е. народа иудейского, потому что он был и законопреступный и обидящий; — законопреступный, как осудивший неповинных, — обидящий, как не имевший никакого основательного предлога к их осуждению.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«Боже мой избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго». Умоляю Тебя, Владыка, избавить меня от владычества живущих в лукавстве и нечестии.
Евфимий Зигабен (†1118)
Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступного и обидящего.
Ибо таковы были господствовавшие над ними.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго
Здесь хотя полагается единственное число, означающее одного некоего главнаго врага, однако не исключаются и многие другие; ибо вероятно, что целые полки врагов, ежели положить и рядовых воинов в числе их, окружали Давида. Мы негде сказали, коликим пособием служит ко испрошению милости Божией то, когда мы внутренно удостоверены бываем о невинности нашей, – то же самое и здесь повторяет. Ибо тогда свободно можем жаловаться пред Богом, что нас неправедно и беззаконно гонят враги, когда ничем не раздражили их; а потому не можем сомневаться, чтоб Бог невинности нашей не защитил, когда обещал быть покровителем неправедно гонимых.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 4–6 Боже мой, избави мя из руки грешнаго, из руки законопреступнаго и обидящаго: яко Ты еси терпение мое, Господи, Господи, упование мое от юности моея. В тебе утвердихся от утробы, от чрева матере моея Ты еси мой покровитель: о тебе пение мое выну
Здесь псалмопевец молит Господа Бога избавить его из руки, т.е. от власти, грешнаго, или, что то же, нечестивого, отвергшего и веру, и страх Божий, – от власти законопреступнаго, т.е. человека, развращенного в такой степени, что он уже не справляется ни в словах, ни в действиях своих ни с каким законом, для которого закон как бы не существует, который по этому самому не стесняется причинить какую бы то ни было обиду или насилие ближнему (и обидящаго). И эту молитву подтверждает уверением в том, что Господь Бог составляет предмет его терпения (Ты еси терпение мое... Подобные изречения см. в Пс. 24:2–5; Пс. 38:8; Пс. 39:2), непоколебимого ожидания помощи от Бога от самой юности его. Нечто иное, говорит, как надежда на Твою помощь побуждает меня к терпению, Твоею благодатию я приобрел твердую почву, именно в уповании на Тебя я так утвердился, что стал непоколебим в терпении, и это не теперь только, но от самого матернего чрева (от утробы), т.е. от самого рождения своего в Тебе я нахожу опору и укрепление. Я сознаю, что если бы не Твое попечение о мне, я погиб бы и в самом рождении, и в летах детства и юности: от чрева матери моея Ты еси мой покровитель. А потому одного Тебя и воспеваю всегда в своих песнопениях, о Тебе составляю псалмы, о Тебе пение мое выну. Под именем законопреступнаго и обидящаго разумеет как Саула, так и вообще всех гонителей и злоумышляющих на жизнь и честь его.